Пелагея Антошкина
Инновационный педагогический проект «Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр» (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
I ЭТАП – аналитико – прогностический (подготовительный)
Система мероприятий
Подготовительные мероприятия
Задачи
1. Изучение нормативно-правовой базы и психолого- педагогической литературы.
2. Внедрение передового педагогического опыта по проблеме развития интеллектуально-творческих способностей детей.
3. Использование инновационных образовательных технологий и анализ программ по пред школьному образованию.
4. Повышение квалификации педагога.
5. Выявление уровня развития интеллектуально- творческих способностей детей 3-7лет.
Публикация «Инновационный педагогический проект „Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр“ (2 часть)» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
6. Разработка перспективного плана работы.
7 Проведение диагностики интеллектуально-творческих способностей детей.
8. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
Способы реализации
Сроки
1 год работы по проекту
II ЭТАП – рабочий (внедренческий)
1. БЛОК – работа с детьми
Социально – личностное развитие
Ребенок и окружающий мир
Социализация
Д/и «Чудесный мешочек»;
Д/и «Найди ошибку»;
Д/и «Кто больше вспомнит»;
Д/и «Что было до …»;
Д/и «Узнай чей лист»;
Д/и «Найди игрушку»;
Д/и «Найди похожую»;
Д/и «Расскажи про свой узор»;
Д/и «Мастерская ковров»;
Д/и «Художник»;
Д/и «Путешествие по комнате».
Безопасность
Д/и «Путешествие»;
Д/и «Где что можно делать»;
Д/и «Пешеходы и транспорт»;
Д/и «Дорожные знаки»;
Д/и «Правила поведения»;
Д/и «Собери светофор»;
Д/и «Говорящие дорожные знаки»;
Д/и «Знай и выполняй правила движения».
Познавательно-речевое развитие
ФЭМП
Д/и «Сложи узор»;
Д/и «Чем похожи, чем отличаются?»;
Д/и «Спортсмены строятся»;
Д/и «Какая фигура следующая?»;
Д/и «Сравни»;
Д/и «Найди ошибку»;
Д/и «Не ошибись»;
Д/и «Найди пару»;
Д/и «Сходства-отличия»;
Д/и «Что изменилось?»;
Д/и «Когда это бывает?»;
Д/и «Где что лежит?»
Д/и «Подбери по форме»;
Д/и «Какой цифры не стало?»;
Д/и «Пройди к домику».
Развитие речи
Д/и «Найди нестандартную фигуру»;
Д/и «Петрушка, угадай мою игрушку»;
Д/и «Назови группу одним словом»;
Д/и «Чем отличаются?»;
Д/и «Чего не стало?»;
Д/и «Что изменилось?»;
Д/и «Похвалялись звери»;
Д/и «Чудесный мешочек»;
Д/и «Узнай по описанию»;
Д/и «Лабиринты»;
Д/и «Назови правильно»;
Д/и «Назови ласково»;
Д/и «Оденем куклу на прогулку»;
Д/и «Назови части предметов»;
Д/и «Олины помощники»;
Д/и «Необычная песенка».
Художественно-эстетическое развитие
Художественное творчество
Д/и «На что это похоже»;
Д/и «Волшебная краска»;
Д/и «Собери букет»;
Д/и «Раскрась по образцу»;
Д/и «Большие - маленькие»;
Д/и «Дорисуй»;
Д/и «Чего не хватает?».
Музыкальное творчество
Д/и «Музыканты»;
Д/и «Угадай инструмент»;
Д/и «Кто быстрее»;
Д/и «Делай как я»;
Д/и «Учись танцевать»;
Д/и «Музыкальные загадки».
Система мероприятий
Циклы занятий
Игры на развитие речи:
«Пустите в теремок»,
«Подбери по форме»»,
«Кто больше назовёт?»
«Закончи предложение»,
«Похоже – не похоже»,
«Кто пойдёт – пусть возьмёт»
Задачи
Учить слушать и понимать короткие рассказы;
-формировать эмоциональную отзывчивость;
-способствовать развитию у детей представлений о цвете, форме и величине предметов через яркий образ и игровую деятельность;
-развивать творческую активность, наблюдательность, детское воображение, мышление, речь.
Способы реализации
Просмотр эпизодов сказок;
составление с детьми сказки по схеме;
индивидуальная работа;
НОД.
Игры на ориентировку в пространстве:
«Найди игрушку»,
«Найди похожую»,
«Художник»,
«Путешествие по комнате».
Задачи
Развивать логическое мышление, пространственное представление, смекалку, сообразительность;
-закреплять пространственные представления (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади (за, далеко, близко, между, рядом;
-формировать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу.
Способы реализации
Прогулка,
самостоятельная деятельность,
беседа.
Игры по безопасности:
«Пешеходы и транспорт»,
«Дорожные знаки»,
«Где что можно делать?»,
«Автомобиль»,
«Польза и вред»,
«Какой знак спрятан?».
Задачи
Расширять представления детей о правилах дорожного движения;
-формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину;
-формировать элементар- ные представления о способах взаимодействия с растениями и животными;
-учить соблюдать правила безопасного передвижения в помещении;
-знакомить с правилами поведения в лесу.
Способы реализации
НОД,
Прогулка,
Индивидуальная
работа,
беседа.
Игры для развития художественного творчества:
«Собери букет»,
«Дорисуй»,
«Чего не хватает?»,
«Раскрась по образцу».
Задачи
Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал;
-формировать эстетические чувства на материале произведений народного творчества;
-учить рисовать любую игрушку;
-развивать познавательные способности.
Способы реализации
Свободная игровая деятельность,
НОД,
Организация игр вне занятий.
Игры с геометрическими фигурами, цифрами:
«Геометрическая мозаика»,
«Подбери по форме»,
«Чудесный мешочек»,
«Кто больше назовёт?»,
«Уберём цифры»»,
«Задумай число»,
«Сосчитай, не ошибись»,
Задачи
Расширять знания о геометрических фигурах;
-упражнять в умении различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырёхугольника;
-дать понятие об образовании чисел в пределах 10;
-знакомить с цифрами в пределах 10;
-формировать понятия о том, что предмет можно разделить на несколько частей.
Способы реализации
Индивидуальная работа,
НОД,
Прогулка,
Самостоятельная деятельность,
Загадывание загадок.
Игры по ознакомлению детей с окружающим:
«Парашютисты»,
«Времена года»,
«Школа»,
«Мышеловка»,
«Кто позвал?»,
«Чудесный мешочек»,
«Музыка для кукол»,
«Что из чего сделано?».
Задачи
Научить детей сравнивать и группировать предметы;
-закреплять умение выделять характерные признаки предметов;
-научить использовать предметы в быту и в труде в соответствии с их назначением;
-развивать слух, внимание и навыки звукоподражания;
-учить согласовывать движения со звуками;
-развивать интерес к музыкальным инструментам;
-углубить представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы: металл, дерево, стекло, пластмасса.
Способы реализации
НОД,
Совместная игровая деятельность.
2. БЛОК – работа с родителями
Система мероприятий
1. Предварительная работа
Задачи
Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми
Способы реализации
Анкетирование, беседы
Система мероприятий
2. Повышение педагогической культуры родителей
Задачи
Обогащение родительского опыта по развитию интеллектуально - творческих способностей детей
Способы реализации
Консультации и беседы
Сроки
В течение всего периода
Система мероприятий
3. «Успехи детей»
Задачи
Показ достижений детей
Способы реализации
«День открытых дверей»
Сроки
2 раза в год
3. БЛОК – работа с педагогами
Система мероприятий
1. Выступление на педагогическом совете
Задачи
Повышение общей культуры педагогического коллектива
Способы реализации
Доклады, презентации
Сроки
В течение всего периода
Система мероприятий
2. Выступление на РМО, на конференции в МРИО
Задачи
Обобщение опыта работы
Способы реализации
Доклады, «Мастер - класс», публикации
Сроки
В течение всего периода
III ЭТАП – коррекционный (внедренческий)
Система мероприятий
1. Анализ и корректировка
Задачи
Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми
Способы реализации
Сроки
В конце каждого учебного года
IV ЭТАП – обобщающий
Система мероприятий
1. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп
Задачи
Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей.
Способы реализации
Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом
Сроки
В конце каждого учебного года
Система мероприятий
2. Анализ и обобщение материала, составление отчетов, подготовка материала к печати
Задачи
Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей.
Способы реализации
Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом
Сроки
В конце каждого учебного года
Участники проекта: дети дошкольного возраста 3-6 лет.
Общие результаты мониторинга интеллектуального развития детей через дидактическую игру за 3 года
2010-2011 уч. г. (спис. 25)
Критерии
В
Кол-во дет.
Дидактические игры 3
%
Дидактические игры 12
2010-2011 уч. г. (спис. 25)
Критерии
C
Кол-во дет.
Дидактические игры 20
%
Дидактические игры 80
2010-2011 уч. г. (спис. 25)
Критерии
H
Кол-во дет.
Дидактические игры 2
%
Дидактические игры 8
2011-2012 уч. г. (спис. 25)
Критерии
B
Кол-во дет.
Дидактические игры 4
%
Дидактические игры 16
2011-2012 уч. г. (спис. 25)
Критерии
C
Кол-во дет.
Дидактические игры 20
%
Дидактические игры 80
2011-2012 уч. г. (спис. 25)
Критерии
H
Кол-во дет.
Дидактические игры 1
%
Дидактические игры 4
2012-2013 уч. г. (спис. 25)
Критерии
B
Кол-во дет.
Дидактические игры 6
%
Дидактические игры 24
2012-2013 уч. г. (спис. 25)
Критерии
C
Кол-во дет.
Дидактические игры 18
%
Дидактические игры 72
2012-2013 уч. г. (спис. 25)
Критерии
H
Кол-во дет.
Дидактические игры 1
%
Дидактические игры 4
Литература
1. Антохина А. В. «Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте», М., 1999 г. ;
2. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. «Психологическое развитие дошкольников» - М., 1984;
3. Жуковская Р. И. «Развитие интересов детей в творческих играх»// Дошкольное воспитание – 1999 г. № 10;
4. Иванова Н. И. «Воображение и творчество детей»//Дошкольное воспитание – 1997 г. № 10;
5. Косенко Н. Т. «Формирование творческой активности в игре»// Дошкольное воспитание – 1999 г. № 12;
6. Пидкасистый П. И. «Технология игры в обучении» - М., Просвещение, 1992 г. ;
7. Савенков Л. И. «Детская одаренность в познавательной сфере»// Дошкольное воспитание – 1988 г., № 5-6;
8. Семяшкина Н. И. «Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте»// Начальная школа, 1997 г. № 2;
9. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи и ума», М., 1998 г. ;
10. Эльконин Д. Б. «Символика и её функции в игре детей»// Дошкольное воспитание –1966 г., № 3.