Ангелина Николаевна Гусева
Инновационные технологии и методы трудового воспитания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог-новатор, детский писатель, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребенка высшей ценностью писал о трудовом воспитании детей, так:
«Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не может стать злым, недобрым человеком».
«Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим».
Публикация «Инновационные технологии и методы трудового воспитания в ДОУ» размещена в разделах
Труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формировании личности ребенка. Процесс овладения любым навыком или умением всегда сопряжен для него с проявлением воли, настойчивости, целеустремленности.
В соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание — одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду.
Цель трудового воспитания:
Формировать положительное отношение к труду.
Задачи трудового воспитания:
1. Формирование предпосылок трудовой деятельности.
2. Воспитание личности ребенка.
3. Воспитание положительного отношения к труду взрослых.
Формы организации трудовой деятельности:
1. Поручения.
- простые и сложные;
- эпизодические и длительные;
- коллективные и индивидуальные.
2. Коллективный труд (не более 35-40 минут).
3. Дежурство (не более 20 минут).
- формирование общественно-значимого мотива;
- нравственный, эстетический аспект.
Виды труда:
- Навыки культуры и быта (труд по самообслуживанию);
- Ознакомление с трудом взрослых;
- Труд в природе;
- Хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность);
- Ручной труд (мотивация — сделать приятное взрослому, другу-ровеснику, младшему ребенку).
Свое образие трудовой деятельности дошкольников:
- Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.
- Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.
- Трудовая деятельность детей имеет специфику, поэтому требует особого подхода и руководства со стороны педагога.
Задачи трудового воспитания в ДОУ.
1. Обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование.
2. Воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности.
3. Ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь.
4. Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива).
Мария Вадимовна Крулехт — доктор педагогических наук, профессор кафедры прикладной педагогики и логопедии СпбГИПСР — создала технологию трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Исследование Марии Вадимовны Крулехт было посвящено изучению целостного развития ребенка, как субъекта элементарной трудовой деятельности. Автором были выявлены показатели позиции субъекта в трудовой деятельности: способность к самостоятельному целеполаганию и мотивации труда; умение оперировать освоенными способами осуществления трудовых действий; осуществление самостоятельного контроля и оценки труда, выход за пределы заданной ситуации, самостоятельное разрешение элементарных проблем. Освоение ребенком позиции субъекта позволяет достичь дошкольнику творческих результатов, способствует удовлетворению потребности в активности.
Технология трудового воспитания (М. В. Крулехт):
Идея — освоение ребенком позиции субъекта труда.
Суть технологии — формирование операционно-технических способов осуществления микро- и целостных трудовых процессов.
Ведущие средства трудового воспитания:
- знание о предметном мире и труде взрослых,
- обучение детей труду,
- самостоятельная трудовая деятельность ребенка в детском саду и дома.
Этапы технологии:
Первый этап «Труд взрослых» — приобщение к миру, формирование системы знаний о предметах и труде взрослых.
Второй этап «Предметный мир» — освоение позиции субъекта детского труда, обучение целостным трудовым процессам, формирование системы общетрудовых и специальных умений для организации труда от постановки цели до получения результата.
Третий этап «Я сам» — дальнейшее освоение позиции субъекта в повседневной жизни детского сада и семьи. Руководство трудом здесь направлено на умение решать житейские задачи, формировать «образ себя» проявлять творчество.
Сформировать трудовые умения возможно только в специальных педагогических условиях:
- при систематической работе с детьми;
- при последовательности обучения;
- при использовании различных форм обучения;
- при различной организации обучения;
- при использовании поручений разного содержания;
- при дифференцированном обучении детей.
Заключение: Главное достоинство этой технологии в том, что она позволяет воспитанникам войти в современный мир и познать его, ориентирована на развитие у детей предпосылок ранней профориентации и формирование доступных представлений о современных профессиях, об особенностях трудовых процессов работы взрослых.
Технология М. В. Крулехт помогает достигать приемственности дошкольного и начального общего образования:
- ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- ребёнок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.