Рыбакова Екатерина
Инновационные процессы в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Современная дошкольная образовательная организация обязана осуществлять новые проекты, которые могли бы удовлетворить не только активные социальные ожидания, но и интересы воспитанников, поскольку детский сад обязан создавать для своих воспитанников климат безопасности и достаточного комфорта, а также возможность всестроннего развития всех имеющихся творческих способностей. Она относится к профессиональной компетентности современного педагога.
Результатом инновационных процессов в дошкольной образовательной организации является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики.
Публикация «Инновационные процессы в ДОО» размещена в разделах
Введение инноваций подразумевает, как правило, переход на новую комплексную программу. Либо это появление приоритетного направления (дошкольная образовательная организация с физкультурно-оздоровительным направлением и художественно-эстетическим).
Переход связан с рядом преобразований:
• изменение территории (например, организация специализированных спортивных площадок, футбольного поля, волейбольно-баскетбольной площадки и т. д.);
• открытие новых кабинетов оздоровительной направленности (массажного, физиотерапии, фитобара, лечебной физкультуры);
• введение новых штатных единиц медицинских работников;
• создание (в случае нескольких приоритетных направлений) студий по изобразительной деятельности, театрально-игровой, художественному труду и т. д. ;
• организация дополнительного образования (по изобразительному искусству –изо, театру, художественному труду) с введением дополнительных штатных единиц педагогов;
• апробация авторских парциальных программ, технологий и методик;
• введение инновационных педагогических технологий.
В. Г. Гульчевская выделяет технологии развивающего обучения – игровые технологии, такие, как: сюжетные игры, игры-драматизации, игры-имитации реальной деятельности, состязательные игры, коммуникативные игры (диалоги, дискуссии, игры-процессы (моделирующие проявление способностей, личностных качеств в несюжетных играх).
Игровая технология обеспечивает личностную мотивационную включенность каждого обучающегося, что значительно повышает результативность данной формы образовательного взаимодействия. У обучающихся формируются способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания обосновывать собственную точку зрения генерировать новые идеи, что повышает продуктивность их творческой и интеллектуальной деятельности.
Коммуникативно-диалоговые технологии: проблемная дискуссия; дискуссия-диалог; межгрупповой диалог («аквариумное обсуждение»); дискуссия с игровым
моделированием; направленный диалог; дискуссия на основе обмена мнениями в формах: «Круглый стол», «Заседание экспертной группы», «Симпозиум», «Конференция»,
«Дебаты».
Под технологиями проблемного обучения понимается такая организация образовательного процесса, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных противоречивых ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению.
Главные признаки, которые лежат в основе моделирования занятий в режиме технологии проблемного обучения: создание проблемных ситуаций; обучение детей в процессе решения проблем; сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
Технология проведения занятия в соответствии с теорией проблемного обучения состоит в следующем:
• ознакомление воспитанников с планом занятия и постановка проблемы;
• дробление проблемы на отдельные задачи;
• выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного материала;
• анализ полученных результатов, формулировка выводов.
Таким образом, технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых воспитанники открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление. Среди педагогических технологий личностно-ориентированного обучения широкое распространение получили технологии проектного обучения, обучения в сотрудничестве и технология портфолио.
«Проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».
Ученые С. И. Краснов, Р. Г. Каменский выделяют три типа проектов:
• исследовательские - преобразуют пространство духовной культуры;
• социальные – преобразуют материальный мир и отношения между людьми;
• образовательные - преобразуют сознание отдельного человека
Все три типа проектов успешно реализуются как в образовательном процессе образовательных организаций, так и социальных практиках.
«Обучение в сотрудничестве (или обучение в малых группах, обучение в команде) –это одна из наиболее эффективных технологий личностно-ориентированного образования, так как при обучении на ее основе создаются условия для взаимопомощи и индивидуальной поддержки, для осуществления учебной деятельности каждым учеником на
уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям, опыту, интересам».
Существенное значение технология портфолио придает планированию и самооцениванию обучающимся своих образовательных результатов.
Портфолио достижений представляет собой коллекцию работ, целью которых является демонстрация образовательных достижений обучающегося. Такое портфолио может стать альтернативным по отношению к традиционным формам и способом оценивания образовательного результата. В этом случае портфолио помогает педагогу:
• проследить индивидуальный прогресс обучающегося, достигнутый им в процессе
получения образования;
• оценить образовательные достижения с использованием других форм кон-
троля.
Отдельное место в данной категории занимают технологии воспитания, здоро-
вьесберегающие и информационные технологии реализации образовательной деятельности.
Здоровьесберегающая образовательная технология – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Здоровьесберегающие (здоровьеразвивающие) технологии реализуются на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
Они предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю, становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других
людей.
Информационные технологии (по Г. К. Селевко) – это технологии, использую-
щие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, ви-
део).
Информационные технологии обучения или информационно-коммуникативные тех-
нологии — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством
осуществления которых является компьютер. Они развивают идеи программированного
обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические вари-
анты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров
и телекоммуникаций.
Таким образом, инновационные педагогические технологии могут радикально пере-
строить образовательный процесс дошкольной образовательной организации. Ребенок
развивается, участвует в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель
внедрения новых педагогических технологий – дать почувствовать детям радость труда,
пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную про-
блему развития способностей каждого ребенка, включив его в активную деятельность,
доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и уме-
ний.