Ольга Бородина
Инновационные подходы в организации закаливающих мероприятий в младшем дошкольном возрасте
Наверное, редкие из вас могут похвалиться, что в детстве с вами проводили закаливающие мероприятия. Ходили ли вы босиком по снегу, обливались ли холодной водой на свежем воздухе? Скорее всего – нет.
А выдающийся философ 20 века Бертран Рассел заметил: «Если вы не задумываетесь о своем будущем, у вас его не будет…»
Публикация «Инновационные подходы в организации закаливающих мероприятий в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Наше будущее – это наши дети. А на сегодняшний день, по данным Министерства Здравоохранения и социального развития РФ, состояние здоровья детей в стране резко ухудшается. Поэтому наш педагогический коллектив дошкольного учреждения чётко определил пути своего дальнейшего развития, следуя тенденции поиска конкретных целей и задач, позволяющих детскому саду обрести собственное лицо.
Таким образом, я поставила цель – совершенствование условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка в условиях ДОУ с использованием парциальной программы:
Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник» и других современных педагогических технологий, обеспечивающих комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка, который позволяет не только сохранять и укреплять его здоровье, но и воспитать потребность быть здоровым, учить этому, но и повышает жизнедеятельность дошкольника и формирует основы личностной культуры… Ю. Ф. Змановский делит методы закаливания на 2 группы : традиционные и нетрадиционные. Традиционные методы основаны на постепенном снижении температуры воды или воздуха и предполагают постепенную адаптацию к холоду. К ним он относит методы закаливания воздухом, солнечные ванны, методы водного закаливания (общие и местные). К нетрадиционным – методы, использующие прежде всего, контрастные методики в пульсирующем режиме. С помощью контрастного закаливания, которое представляет собой комплексную систему воспитательно-оздоровительных воздействий, создаются условия для повышения сопротивляемости организма.
Свою работу я начала с использования традиционных форм в работе с детьми второй младшей группы :
• длительные прогулки на свежем воздухе в любую погоду;
• босохождение по дорожкам «здоровья»;
• оздоровительный бег;
• дыхательная гимнастика;
• обливание ног тёплой водой;
• точечный массаж;
Результаты проведённой работы показали, что выбранное мной направление действительно ведёт к улучшению здоровья детей, снижению заболеваемости и повышению посещаемости детьми детского сада. В конце года и я, и родители отметили заметное улучшение физического состояния детей, а так же повышение уровня работоспособности на занятиях, улучшение психологического климата в коллективе.
Я хочу предложить вам один из комплексов дыхательной гимнастики, чтобы вы могли почувствовать, как воздействуют упражнения на эмоциональное и физическое состояние.
«Насос». И. п. : встать прямо, ноги вместе, руки опущены.
В: вдох, затем наклон туловища в сторону – выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с». Повторить 6-8 наклонов в каждую сторону.
Основываясь на положительных результатах предыдущего учебного года, в средней группе я решила вводить в работу с детьми нетрадиционные методы закаливания, достаточно редко используемые в детских садах из-за опасения, что детский организм не справится с предложенной ему нагрузкой. Работу я проводила под наблюдением медсестры, в соответствии с медицинскими требованиями.
Гипотеза: Использование нетрадиционных методов закаливания, в частности применение контрастных температур, оказывает положительное воздействие на здоровье детей дошкольного возраста.
Сроки проведения: июнь 2016г. - май 2017г.
Нетрадиционные методики закаливания
Методика контрастного воздушного закаливания предусматривает выполнение основных методических принципов проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.
В 15 часов дети просыпались под звуки музыки, что создавало радостный эмоциональный фон и, лежа в постели поверх одеяла, выполняли в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все группы мышц типа: подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и последующим выпрямлением, перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно, покачивание согнутых колен в правую и в левую стороны с противоположным движением рук, а также различные упражнения в положении лежа на боку, сидя, лежа на животе.
Затем перебегали в «холодную», проветренную группу.
В прохладном помещении предлагались разнообразные подвижные игры со словесным сопровождением, разучивание и выполнение новых, нестандартных физических упражнений и танцевальных элементов, направленных на развитие координационных возможностей, различные виды ходьбы, маршировка, разнообразные построения и перестроения для развития ориентировки в пространстве. В заключение – несколько упражнений на восстановление дыхания.
При проведении контрастного воздушного закаливания соблюдался принцип постепенности увеличения дозы холодового воздействия. Разница температуры в двух помещениях, составляла вначале в «теплом» – +23-+26o, а в «холодном» – на 3-5o ниже. Она увеличивалась в течение 1,5-2 месяцев до 8-10o за счет снижения температуры в «холодной» комнате. Обязательно учитывается общее состояние здоровья детей. Температура воздуха в «теплом» помещении поддерживалась с помощью батарей центрального отопления, в «холодном» понижается за счет интенсивного проветривания, летом вплоть до сквозняков.
Хождение босиком также относится к нетрадиционным методам закаливания, который является также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Так как хождение босиком является средством закаливания, необходимо руководствоваться принципами постепенности и систематичности.
Мы начинали хождение босиком при температуре пола не ниже +18 градусов. Вначале это осуществлялось в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах. С детьми проводили босиком утреннюю зарядку (в помещениях, физкультурные занятия, подвижные игры. Детям, которые легко простужаются и часто болеют, рекомендуется первоначально ходить по полу в носках, а уже затем босиком. Следующий этап — хождение босиком по земляному грунту во дворе, в саду, на улице в течение лета. Приступая к процедуре закаливания, необходимо помнить, что горячий песок или асфальт, снег, лед, острые камни, иглы в хвойном лесу и шишки оказывают сильное возбуждающее воздействие, в то время как теплый песок, мягкая трава, дорожная пыль, ковер в помещении успокаивают.
Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется главным образом действием низких температур пола, земли.
Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки. Дети среднего дошкольного возраста умеют полоскать горло и мы начинали эти процедуры при температуре воды +36-37o. Температура воды снижалась каждые 2-3 дня. Мы довели её до комнатной температуры.
Процедура такого закаливания включала в себя игровые составляющие, в результате чего процесс оздоровления приобретал более осмысленный и произвольный характер.
Дети делали пассы над бокалом с водой, движения спонтанные – такие, какие подсказывало собственное воображение ребенка. “Водичка вкусная и приятная. Я никогда не буду болеть. Я – здоров”. Дети поласкали рот, промывая водой всю полость рта.
Контрастные ванны для рук. Постепенность увеличения силы раздражителя означает, что недопустимо в начале закаливания почти мгновенное и глубокое снижение температуры, а также быстрое увеличение продолжительности процедуры. Для ослабленных детей закаливание начинают с участков тела менее чувствительных к холоду (например – рук) .
Проводилось оно по принципу обливания ног, с постепенным понижением температуры. Уже к началу зимнего периода систематичность и постепенность использования процедур позволило вводить снежные ванны. Использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов, формируют условно-рефлекторную пульсацию кожных сосудов, что обеспечивает большую устойчивость кожной поверхности к длительному воздействию холода, а регуляция теплоотдачи способствует поддержанию температуры внутренней среды на постоянном уровне. Например, местное закаливание и обливание водой кистей рук приводит рефлекторно к снижению чувствительности носоглотки к холоду.
Работа с родителями. Проведение оздоровительных мероприятий детей ДОУ невозможно без участия семьи в этом процессе, так как целый ряд оздоровительных мероприятий необходимо продолжать и в домашних условиях. Участие родителей очень значимо во всей работе дошкольного учреждения. В группах ДОУ оформлены стенды для родителей, регулярно проводятся консультации, родительские собрания, организовываются совместные спортивные праздники. Ведь только благодаря совместной деятельности педагогов и родителей можно добиться наиболее высоких результатов в решении проблемы – снижения заболеваемости детей, укреплению их здоровья.
Заключение
Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию привычек здорового образа жизни. Мы разработали систему закаливания, предусматривающую разнообразные формы и методы, а так же изменения в связи со временем года, возрастом и индивидуальными особенностями здоровья детей. Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия. В течение года рекомендации по проведению закаливающих процедур дает врач.
При закаливании руководствуемся определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка.
Надеюсь, мои доводы убедили вас в пользе закаливания и вы тоже вместе со своими детьми, будете приобщаться к здоровому образу жизни. Здоровья вам и удачи!