Получи документы

Инновационные подходы к патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Кристина Коноваленко
Инновационные подходы к патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольная образовательная организация, являющаяся первым уровнем

общего образования, играет важную и очень значимую роль в

нравственно-патриотическом воспитании детей. Как социальный институт

детства, дошкольная образовательная организация ориентирована на

возрождение и культивирование национальных ценностей, призвана помогать

семье и вместе с семьей приобщать ребенка к богатствам языка, культуры и

Публикация «Инновационные подходы к патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах

духовным ценностям народа. Начала патриотических чувств, заложенные в

дошкольном детстве, получают свое развитие в начальном звене образования.

Любовь к Родине большой начинается с любви к родине малой, и

воспитывается она у детей с раннего возраста. О важности приобщения ребенка

к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому

наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно

акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с

уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Высокое чувство любви к Родине конкретизируется у ребенка дошкольного

возраста прежде всего в чувстве любви к матери, отцу, к родным и близким.

«Патриотизм начинается с колыбели, – отмечал В. А. Сухомлинский. – Не

может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным

сыном матери и отца».

Для более эффективной работы по нравственно-патриотическому

воспитанию детей дошкольного возраста используются следующие

необходимые педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в

семье, тесное сотрудничество с членами семьи, подготовленность педагогов и

родителей к решению проблем воспитания патриотизма у детей. Эвристическая

среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является

для ребенка полем проявления его творчества, инициативы, самостоятельности.

Тесное сотрудничество педагога с членами семьи выражается:

– в установлении доверительных деловых контактов с семьями

воспитанников;

– обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической

информации, обучении их способам общения с ребенком;

– обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей;

– вовлечении членов семьи в педагогический процесс;

– создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и

взаимообусловлены.

В детском саду решаются и задачи эстетического воспитания

дошкольников. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают

яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи

о Родине, о подвигах, о труде, природе родной страны, ребята могут радоваться

или печалиться, ощущать свою причастность к героическому прошлому.

Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в

окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо;

оно развивает и воспитывает чувства.

Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного

возраста являются их скоротечность и ситуативность. Ребенка может

взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем

на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может

угаснуть. Поэтому необходимо закреплять это чувство в многократных

переживаниях, создавая соответствующие ситуации.

Деятельность дошкольников уже не ограничивается рамками дома, группы,

а выходит за их пределы, приобретает элементы активной общественной

направленности, которая носит социальный характер. Особенно это касается

игровой деятельности. Именно в игру ребенок вносит качества своей личности,

именно игровые образы всегда индивидуальны, поэтому нужно чаще

организовывать игры, которые подразумевают формирование нравственных

элементов. Например, при проведении дидактической игры «Дедушкина

медаль» в ее содержание включаются чтение и обсуждение рассказов о

подвигах защитников русской земли во время Великой Отечественной войны

(Л. А. Кассиль «Твои защитники», «Солдатская медаль» и пр., беседа с

родственниками дома, с целью узнать, воевали ли прадеды и были ли у них

медали. При помощи родителей можно создать рукописную книгу для музея

детского сада, где записать рассказы о членах семей воспитанников и

разместить фотографии и рисунки, иллюстрирующие их. Ее цель – объединить

работу детей, их родителей и педагога, показать, что родители помнят и готовы

рассказать своим детям о прошлом их прабабушек и прадедушек. Очень

интересно содержание игры «Герб города (села, района)». Ее цель – закрепить представления детей о гербе своего города (села, района, научить выделять

герб из других знаков. Название и содержание игры можно изменять, например:

«Флаг страны» или «Флаг области» и др.

В дошкольный период происходит становление личности ребенка,

раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом

жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша являются воспитатели

и ближайшие родственники. В семье и в детском саду зарождаются симпатии,

потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому

заложенные в этот период традиции, идеалы влияют на всю его дальнейшую

судьбу. Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям

самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. В работе с

семьей воспитателю важно опираться на родителей не только как на

помощников детского сада, но и как на равноправных участников

формирования детской личности.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции,

заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим

историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу

способствует бережному отношению детей к семейным традициям, сохранению

вертикальных семейных связей. В работе по патриотическому воспитанию

необходимо использовать различные формы и методы работы с родителями:

анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания, организацию

совместной работы детей и родителей над составлением герба семьи,

генеалогического древа семьи.

Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим

родственникам возникает, например, тогда, когда ребята рассматривают

созданные вместе с ними работы. С родителями также проводятся

тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания

(«Воскресный день», «Семейные прогулки», «Воспитание в семье любви к

родному краю»).

С целью воспитания патриотизма реализуется воспитательная система

«Растим патриота», которая предусматривает решение к о м п л е к с а з а д а ч :

воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому

саду, улице, городу;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

– развитие интереса к народным традициям и промыслам;

– усвоение элементарных знаний о правах человека;

– расширение представлений о городах России;

– знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);

– развитие чувства ответственности и гордости за достижения

страны;

– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской

деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности,

режимных моментов, во время игр, труда. Каждый педагог строит свою работу

в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями

воспитанников на основе следующих принципов:

«позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее

актуальных для его возраста);

• непрерывность, преемственность и интегративность педагогического

процесса;

• дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его

психологических особенностей, возможностей и интересов;

• рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный

возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

• деятельностный подход;

• развивающий характер обучения, основанный на детской

активности.

Источник: " Проекты в ДОО: теория и практика развития детей 3-7 лет"

Сертакова Н. М., Кулдашова Н. М.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Собери сам флаг»Дидактическая игра по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Собери сам флаг» Всем пользователям образовательного портала Маам доброго и наконец то весеннего вечера. Спешу поделится со всеми вами своей очередной авторской.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Как у нас.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Россия — Родина моя» Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Тема: «Россия – Родина моя» Цель:.

Мероприятие по патриотическому воспитанию «Колесо истории» для детей старшего дошкольного возраста Мероприятие по патриотическому воспитанию «Колесо истории» Цели: Закрепить знания о своей стране, о истории своего села. Развивать логическое.

Мини-музей по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Искры памяти»Мини-музей по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Искры памяти» Мини-музей по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Искры памяти» 2020 год Указом Президента Российской Федерации обозначен.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Оформление центра по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Ознакомление с Приморским краем»Оформление центра по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Ознакомление с Приморским краем» Это зона патриотического воспитания в подготовительной группе "Улыбка" МБДОУ "Детский сад №3 общеразвивающего вида г. Владивостока. Игровой.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОпыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Сообщение из опыта работы на тему «Никто не забыт, ничто не забыто…» Одна из важнейших задач современного общества – нравственно-патриотическое.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 ЯНВАРЬ Беседа «Праздник в моей семье» Цель. Предложить детям рассказать о традициях и обычаях празднования праздника в их семье. Углублять.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Часть 4 МАРТ Беседа о мамах «Мама – первое слово» Цель. Предложить детям рассказать о том, за что, они любят свою маму, какая она, помочь им понять,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные подходы к патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 февраля 2022 в 09:07
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные подходы к патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Коноваленко (УИ 1289792) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД