Кристина Коноваленко
Инновационные подходы к патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольная образовательная организация, являющаяся первым уровнем
общего образования, играет важную и очень значимую роль в
нравственно-патриотическом воспитании детей. Как социальный институт
детства, дошкольная образовательная организация ориентирована на
возрождение и культивирование национальных ценностей, призвана помогать
семье и вместе с семьей приобщать ребенка к богатствам языка, культуры и
Публикация «Инновационные подходы к патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
духовным ценностям народа. Начала патриотических чувств, заложенные в
дошкольном детстве, получают свое развитие в начальном звене образования.
Любовь к Родине большой начинается с любви к родине малой, и
воспитывается она у детей с раннего возраста. О важности приобщения ребенка
к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому
наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно
акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с
уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Высокое чувство любви к Родине конкретизируется у ребенка дошкольного
возраста прежде всего в чувстве любви к матери, отцу, к родным и близким.
«Патриотизм начинается с колыбели, – отмечал В. А. Сухомлинский. – Не
может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным
сыном матери и отца».
Для более эффективной работы по нравственно-патриотическому
воспитанию детей дошкольного возраста используются следующие
необходимые педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в
семье, тесное сотрудничество с членами семьи, подготовленность педагогов и
родителей к решению проблем воспитания патриотизма у детей. Эвристическая
среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является
для ребенка полем проявления его творчества, инициативы, самостоятельности.
Тесное сотрудничество педагога с членами семьи выражается:
– в установлении доверительных деловых контактов с семьями
воспитанников;
– обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической
информации, обучении их способам общения с ребенком;
– обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей;
– вовлечении членов семьи в педагогический процесс;
– создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.
Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и
взаимообусловлены.
В детском саду решаются и задачи эстетического воспитания
дошкольников. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают
яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи
о Родине, о подвигах, о труде, природе родной страны, ребята могут радоваться
или печалиться, ощущать свою причастность к героическому прошлому.
Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в
окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо;
оно развивает и воспитывает чувства.
Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного
возраста являются их скоротечность и ситуативность. Ребенка может
взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем
на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может
угаснуть. Поэтому необходимо закреплять это чувство в многократных
переживаниях, создавая соответствующие ситуации.
Деятельность дошкольников уже не ограничивается рамками дома, группы,
а выходит за их пределы, приобретает элементы активной общественной
направленности, которая носит социальный характер. Особенно это касается
игровой деятельности. Именно в игру ребенок вносит качества своей личности,
именно игровые образы всегда индивидуальны, поэтому нужно чаще
организовывать игры, которые подразумевают формирование нравственных
элементов. Например, при проведении дидактической игры «Дедушкина
медаль» в ее содержание включаются чтение и обсуждение рассказов о
подвигах защитников русской земли во время Великой Отечественной войны
(Л. А. Кассиль «Твои защитники», «Солдатская медаль» и пр., беседа с
родственниками дома, с целью узнать, воевали ли прадеды и были ли у них
медали. При помощи родителей можно создать рукописную книгу для музея
детского сада, где записать рассказы о членах семей воспитанников и
разместить фотографии и рисунки, иллюстрирующие их. Ее цель – объединить
работу детей, их родителей и педагога, показать, что родители помнят и готовы
рассказать своим детям о прошлом их прабабушек и прадедушек. Очень
интересно содержание игры «Герб города (села, района)». Ее цель – закрепить представления детей о гербе своего города (села, района, научить выделять
герб из других знаков. Название и содержание игры можно изменять, например:
«Флаг страны» или «Флаг области» и др.
В дошкольный период происходит становление личности ребенка,
раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом
жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша являются воспитатели
и ближайшие родственники. В семье и в детском саду зарождаются симпатии,
потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому
заложенные в этот период традиции, идеалы влияют на всю его дальнейшую
судьбу. Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям
самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. В работе с
семьей воспитателю важно опираться на родителей не только как на
помощников детского сада, но и как на равноправных участников
формирования детской личности.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции,
заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим
историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу
способствует бережному отношению детей к семейным традициям, сохранению
вертикальных семейных связей. В работе по патриотическому воспитанию
необходимо использовать различные формы и методы работы с родителями:
анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания, организацию
совместной работы детей и родителей над составлением герба семьи,
генеалогического древа семьи.
Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим
родственникам возникает, например, тогда, когда ребята рассматривают
созданные вместе с ними работы. С родителями также проводятся
тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания
(«Воскресный день», «Семейные прогулки», «Воспитание в семье любви к
родному краю»).
С целью воспитания патриотизма реализуется воспитательная система
«Растим патриота», которая предусматривает решение к о м п л е к с а з а д а ч :
– воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому
саду, улице, городу;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважения к труду;
– развитие интереса к народным традициям и промыслам;
– усвоение элементарных знаний о правах человека;
– расширение представлений о городах России;
– знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
– развитие чувства ответственности и гордости за достижения
страны;
– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской
деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности,
режимных моментов, во время игр, труда. Каждый педагог строит свою работу
в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
воспитанников на основе следующих принципов:
• «позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее
актуальных для его возраста);
• непрерывность, преемственность и интегративность педагогического
процесса;
• дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его
психологических особенностей, возможностей и интересов;
• рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный
возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
• деятельностный подход;
• развивающий характер обучения, основанный на детской
активности.
Источник: " Проекты в ДОО: теория и практика развития детей 3-7 лет"
Сертакова Н. М., Кулдашова Н. М.