Тринеева Ольга Валентиновна
Инновационные подходы к организации исследовательской деятельности в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация и развитие исследовательской деятельности
дошкольников в условиях ДОО»
Из опыта работы МДОАУ «Детский сад №124 «Василёк» г. Орска»
Старший воспитатель Тринеева О. В.
Работа по проблеме «Организация и развитие исследовательской деятельности дошкольников в условиях ДОО» в нашем детском саду началась весной 2021 года. Тема работы интересная и в какой-то мере трудная для педагогов детского сада. Проблема, над которой проводилась работа, актуальна.
Публикация «Инновационные подходы к организации исследовательской деятельности в ДОО» размещена в разделах
Организация исследовательской деятельности дошкольников на протяжении последних лет вызывает огромный интерес у педагогов и родителей. Этот интерес вызван, прежде всего, возможностью уйти от учебной-воспитательной модели, репродуктивных методов обучения, а также позволяет процесс познания сделать более интересным и эффективным, деятельностным.
Природное любопытство детей дошкольного возраста можно использовать как фактор формирования познавательной активности, формирования познавательных действий, становления сознания, развития воображения и творческой активности.
Немаловажно, что в процессе исследовательской деятельности у ребёнка закладываются социально – значимые характеристики: самостоятельность, саморегуляция действий, взаимодействие со взрослым и сверстниками, т. д. Ребёнок может почувствовать себя первооткрывателем, учёным, исследователем.
Детские исследования могут быть организованны посредством различных методов: проектный метод, проблемные ситуации, моделирование и т. д., главное во всех этих методах то, что они инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию.
Педагоги нашего детского сада на протяжении последних лет активно занимаются организацией исследовательской деятельности с детьми. Приоритетным направлением работы детского сада является экологическое воспитание дошкольников. Здесь, в этом направлении заключается огромный потенциал исследовательской деятельности воспитанников!
Созданы оптимальные условия для развития познавательной активности дошкольников: на территории детского сада имеется «экологическая тропа», «огород Чиполлино», «Цветники», «Мини-лаборатории природы», где дети наблюдают за живыми и неживыми объектами природы, исследуют, экспериментируют.
В зимний период в группах организуются «Огороды на окне», они являются также источником развития исследовательтской деятельности дошкльников. Педагоги организуют «Игровые огороды»,где рассматриваются и наблюдаются условия выращивания огородных культур в помещении. Дети проводили опыты: из какого семечка быстрее взайдут всходы растения, в каких условиях растения растут и развиваются лучше (солнечный свет,влага, тепло и т. д.)
Исследовательская работа «Замкнутая экосистема в банке» вызвала особый интерес у детей подготовительтной группы. Дети стали участниками интересного экперимента,они наблюдали,как можно организовать экосистему в банке,и что происходитс ростками в банке., что влияет на их рост и развитие.
. Организованы и проведены проекты «Откуда в городе вода», ««Волшебное дерево», «Волшебница –вода», «Чудо- Магниты», «Кто дружит с одуванчиком», т. д. Во всех проектах большое место отводится проведению исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников.
В группах созданы уголки экспериментирования.
Центры экспериментирования в группах оснащены приборами, оборудованием и материалами для проведения опытов и экспериментов, разработаны картотеки опытов, которые отражают цели, содержание, оборудование.
Центры экспериментирования отличаются многочисленным и разнообразным оборудованием для самостоятельной деятельности детей, совместного экспериментирования и развития поисковой активности детей. Также в центрах выделено: место для постоянной выставки, место для приборов, место для выращивания растений, место для хранения природного и бросового материалов, место для проведения опытов.
Так как детский сад имеет достаточно хороший опыт по организации и проведению исследовательской деятельности с дошкольниками, неоднократно воспитанники становились призёрами региональных и муниципальтных конкурсов таких как «Я –исследователь», «Совушка».
Свой педагогический опыт по организации исследовательской деятельности дошкольников педагоги ДОУ представляли на городской творческой площадке для воспитателей, делились опытом в педагогических сообществах на всероссийском и региональном уровне.
Наряду с достижениями в данном напрвлении имеются вопросы, которые необходимо доработать.
Обсуждая проблему организации исследовательской деятельности в детском саду, мы пришли к выводу, что многие педагоги считают, что необходим алгоритм исследовательской деятельности, от которого дошкольникам не рекомендуется отходить (больше склоняются к проектной деятельности).
Если есть тема исследования (пусть даже определённая самим ребёнком, то и гипотеза, и предполагаемый продукт деятельности регламентированы. Это проектная деятельность, которая в какой-то мере, ограничивает творчество детей –«творчество по плану».
Это неплохо - ребёнок учиться ставить гипотезу, намечать план деятельности, предвидеть результат (всё это использование репродуктивных методов). Но! Почти отсутствует творчество, радость открытий, непредсказуемых результатов. Педагог или взрослый берёт на себя роль «научного руководителя» и контролирует всю деятельность ребёнка.
Как научится педагогу связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями в жизни ребёнка, поддержать инициативу ребёнка, исподволь направить в русло самостоятельных открытий?
Наша работа заключалась в том, чтобы ещё раз изучить психолого-педагогические условия в детском саду, созданные для активизации познавательной активности через исследовательскую деятельность дошкольников. Дооснастить развивающую предметно-пространственную среду таким образом, чтобы она стала более информативной, доступной и создавала ребенку свободу выбора и обеспечивая успех в организации поставленной цели.
Также творческая группа педагогов разработала план работы по изучению исследовательских технологий в работе с дошкольниками.
Но, главное, мы понимаем, что сам педагог должен перестроиться в плане проведения исследовательской деятельности дошкольников, для которой взрослые могут создать условия, создать ситуацию поиска, помочь ребёнку в сборе и фиксации информации и т. д. Дать ребёнку возможность открывать мир!