Ольга Новоселова
Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ
Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют родителей «развивать, вкладывать, информировать, тренировать и т. д.». Дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно.
Долг взрослого — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Педагог грамотно управляет ребенком, определяет методы и приемы образования воспитанника.
Публикация «Инновационные педагогические технологии, Метод проектов в ДОУ» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов.
Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Эта инновация признана одной из основных при реализации принципа непрерывности образования, что несомненно актуализирует задачу ее изучения и внедрения в образовательных учреждениях (как в детском саду, так и в начальных классах).
Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.
Основой является проблема, при работе с которой необходимо следущее:
1. Иметь несколько вариантов решения (принцип необходимого разнообразия (принцип адекватности). То есть система должна иметь необходимый «запас маневра»).
2. Строить деятельность так, чтобы отдельные компоненты проблемы легко заменялись, корректировались, модернизировались.
3. Целесообразно браться за такие проекты, для которых уровень квалификации, опыта педагога превышает необходимый уровень, или быть готовым «добирать» в процессе решения проблемы.
4. Строить модели, проекты таким образом, чтобы легко приспосабливать, адаптировать к изменяющимся условиям. Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников, посещающих ДОУ, в социуме микрорайона и т. д.); может быть различным по продолжительности (кратковременным — до трех недель, долговременным — до года).
На основе двух программ «Сообщество» и «Детство» рассмотрим планирование проектной деятельности.
В программе «Сообщество» Работа строится по формуле: дети + семья + педагоги = Сообщество. Программа разработана коллективом ученых Центра развития ребенка Джорджтаунского университета США, адаптирована к социокультурной ситуации в России национальным координатором, кандидатом педагогических наук Г. П. Козловой, утверждена Министерством образования и воспитания от рождения до 10 лет. В ее основе лежит утверждение, что дети развиваются лучше, когда они являются субъектами собственного обучения. Главная цель программы — подготовить ребенка к жизни в быстро меняющемся обществе, сформировать устойчивое стремление и умение учиться. Смысл состоит в том, чтобы развить у каждого ребенка:
1. Творческое начало, воображение, изобретательность;
2. Способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;
3. Способность ставить проблемы и находить их решение;
4. Неравнодушие к проблемам общества, страны, окружающей среды. Взрослый в этой программе выступает в роли союзника, участника педагогического и развивающего процесса. При этом он не «стоит над ребенком», что обеспечивает ребенку свободу выбора занятий и способов действия, стимулирующих развитие детской активности и творчества. Она предлагает вовлечение родителей в жизнь детей, активно использует потенциал семьи в осуществлении всестороннего развития одаренного ребенка.
Этапы планирования работы над проектом :
I Основной формой организации образовательного процесса с детьми является утренний сбор «Круг друзей», (приветствия, в котором выражают чувство радости от встречи с детьми или чувство сожаления по поводу отсутствия заболевшего товарища, обмен информацией: кто что увидел по дороге в детский сад; какие наиболее интересные события произошли в жизни детей в ближайшее время.
задачи утренний сбора:
1. Установить комфортный социально-психологический климат в детском коллективе через:
- свободное общение со сверстниками;
- возможность высказать и выслушать друг друга, получая удовольствие от общения;
- сопереживание друг другу;
- выбор партнера по своему желанию (с кем бы хотел сотрудничать)
2. Дать детям новую информацию посредством:
- введения в тему с помощью загадки, пословицы, сюрпризного момента;
- создания мотивации и обеспечения делового заинтересованного настроя;
- презентации центров.
3. Организовать планирование деятельности (выбор детьми (блока) центра активности, в котором они будут работать, определение содержания работы).
4. Развивать самостоятельность, самоорганизацию.
II Выбор темы нового проекта начинается с выявления интересов и потребностей детей. Затем педагог заинтересовывает детей. Например: Полина Александровна заинтересовала детей вопросом «Что ел Пушкин?», а Ольга Владимировна — вопросом «Сколько всего произведений написал Пушкин?» «Что мы с вами можем сделать, чтобы более подробно узнать о Пушкине, его произведениях, о книгах?» С вопросов: Что вы знаете? Что вы хотите узнать? Что надо сделать для того, чтобы узнать? Ответы детей фиксируются на листе бумаги, под каждым записывается имя ребенка.
Технология проектирования включает в себя использование эффективных методов и приемов. Одним из них является метод исследования, широко используемый для ответа на третий вопрос. Исследование помогает самостоятельно добывать знания и тем самым повышают познавательный интерес.
Информация выставляется в родительский уголок, привлекаются родители для сбора информации. Вечером на стенде для родителей должен появиться информационный лист следующего содержания.
Дорогие мамы и папы!
Мы решили начать новый проект, чтобы узнать как можно больше о книгах, а также о нашем великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине. Для этого у нас в группе есть барельеф поэта, некоторые его произведения. Нам очень нужно все, что поможет больше узнать о нем и его творчестве:
- энциклопедии с информацией по теме;
- репродукции к произведениям;
- картинки из журналов и вырезки из газет;
- открытки, календарии по «По пушкинским местам»;
- фотографии ваших путешествий по пушкинским местам;
- литературные произведения автора в разных изданиях;
- портреты Пушкина разных художников (репродукции);
- настольные игры по теме; раскраски по теме и т. д.
Мы очень на вас надеемся!
Таким образом родители будут проинформированы о том, какая тема заинтересовала детей, какой объем у них имеется. Перед ними раскрывается перспектива работы над проектом.
В дальнейшем, выясняется, кто какую помощь сможет оказать. Вся информация вывешивается в родительском уголке.
Участвуя в процессе планирования своей деятельности совместно со взрослыми, дети:
- эмоционально настраиваются на предстоящую деятельность;
-развивают коммуникативные навыки через коммуникативный тренинг (обмен новостями, рассказ о своих планах, обращение с вопросами друг к другу);
- развивают в себе чувство гордости, собственной значимости и инициативности;
- ощущают проявление заинтересованности, внимания, заботы со стороны сверстников и взрослых.
Работа с подобранным материалом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях математики, познания, искусства, литераторы, игры и драматизации, строительства и др.
Литература: беседа о творчестве А. С. Пушкина, выставка произведений, составление рассказа по картинкам, изготовление книжки - малышки.
Конструирование: «цепь на дубе том» - цветная бумага, оригами и др.
Драматизация: маленькие сценки «по произведениям А. С. Пушкина», ритмопластика
Искусство: рисование, лепка из соленого теста, аппликация
Математика: ежедневный пересчет пополняемой библиотеки произведений А. С. Пушкина, «сказочные последовательности».
Игры: разучить игры в которые играли во времена А. С. Пушкина, настольные игры по произведениям поэта.
Окружающий мир: Из чего состоит книга? Какие книги бывают? Что такое полба? Что за каша?
Спланированная работа может не быть закончена за один день. Часто проектная деятельность подразумевает работу продолжительностью неделю и/или более. В этом случае ребенок может закончить ее в вечернее время, в последующие дни, а партнеры и помощники могут меняться в зависимости от желания детей.
III Подведение итогов осуществляется на совместном мероприятии, задача которого заключается в том, чтобы продемонстрировать результаты продуктивной деятельности, инициировать процесс самооценки достижений детей, выявить трудности, рассказать о своих замыслах на будущее.