Приложение МААМ

Инновационные формы работы с родителями в ДОУ

Кристина Дикарева
Инновационные формы работы с родителями в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.

Наша цель – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей партнерами полноценного образовательного процесса. При реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стал актуальным вопрос поиска таких форм и методов работы, которые позволят учесть потребности родителей, будут способствовать формированию активной родительской позиции.

Публикация «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ» размещена в разделах

Важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрение программ просвещения и обучения семьи. Инновационные процессы, проходящие в дошкольном учреждении, способствуют повышению педагогической компетентности родителей, могут положительно влияют на качество воспитания и развития дошкольников через создание лучших условий для их личностного развития, позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход к дошкольникам, дают возможность самосовершенствоваться в работе педагогам.

Задачи работы :

-установить прочные партнёрские взаимоотношения между детским садом и семьёй, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать для своего ребёнка настоящим другом и авторитетным наставником;

-сформировать активную позицию родителей, помогающую раскрыть образовательные возможности в вопросах воспитания и развития, в вопросах сохранности здоровья своих детей;

-повысить степень вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

Сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Беседы и консультации мало чем отличались друг от друга, направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией. Ведущая роль в них принадлежит педагогу. Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходили от педагогов и велись в направлении, которое им казалось необходимым.

Общие и групповые родительские собрания также оставляли родителей в роли пассивных слушателей. Наглядная пропаганда оформлялась педагогами в виде стендов, тематических выставок и т. д. также по своему усмотрению. Родители знакомились с ней чисто механически, когда забирали или приводили детей в группу.

Проведенный анализ традиционных форм работы педагога с семьей в детском саду показал, что:

- работа с родителями велась не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи;

- родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались только к осуществлению организационных моментов.

Новизна, идеи по изменению существовавшей модели.

В рамках практико-ориентированного направления стало возможно применение таких форм организации, которые обеспечивают продуктивное общение. Атмосфера творческой совместной деятельности предоставляет возможность родителям стать непосредственными участниками жизни группы и ДОУ.

Для включения членов семьи в коррекционно-образовательный процесс мы стали применять разнообразные нетрадиционные формы работы. Все их можно разделить на 4 группы: информационно-аналитические, наглядно-информационные, досуговые и познавательные.

1. Информационно-аналитические формы работы.

Сбор, обработка и анализ данных о семье ребенка, уровне педагогической компетентности родителей, их запросах, интересах, потребностях, отношении к ребенку и перспективам его развития.

• Анкетирование и тестирование.

Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях.

Родительские консультации.

Консультации, семинары педагогу важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для «галочки», а для пользы дела.

• Патронаж.

Дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Родительское соглашение (договор).

2. Наглядно-информационные формы работы.

Знакомят с условиями, содержанием, методами и приемами развития и воспитания детей.

Информационный родительский уголок.

Он отражает тему занятия. Рубрика «Домашнее задание» даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например, артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверит уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме.

• Дни открытых дверей.

Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении

• Создание родительского клуба.

Это объединение родителей, нуждающихся в квалифицированной логопедической помощи. Его целью является оказание теоретической и практической помощи родителям в развитии речи детей, посещающих ДОУ и профилактике речевых нарушений, в том числе идетей раннего возраста.

• Видеотека.

Многие занятия, а также некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом, принцип выполнения задания (составить звуковую схему, названия некоторых звуков. Всё это подробным образом надо объяснить каждому родителю, чтобы задание дома было выполнено правильно. А здесь у родителей возникает возможность взять видеокассету с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания логопеда.

• Открытые занятия для родителей.

Полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания). Вначале родители могут быть пассивными наблюдателями, записывать игры, упражнения, видеть пробелы в знаниях своих детей, учиться методам и приёмам работы. А позже возможно привлекать родителей к проведению занятий. «Вооружившись» знаниями на консультациях и индивидуальных практикумах, они пробуют эти знания применить на практике. Конечно, с родителями заранее обговаривается тема занятия и задания, которые им нужно провести с детьми. Обычно участвуют в занятии 3-4 родителя. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается.

• Мини-библиотека.

Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти.

• Интернет-страничка для родителей.

Безусловно, участие ИКТ в работе с родителями активизирует и улучшает коррекционный процесс в целом, позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне. Это могут быть различные статьи-консультации, советы, разработка домашних заданий, чат, рекомендации родителям, размещенные на сайте учреждения, личном сайте логопеда, страничке в соц-сетях. Нельзя не отметить необходимость обучения родителей грамотно использовать компьютер, с соблюдением гигиенических норм для сбережения здоровья ребенка, т. е. соблюдение СанПиНов, своеобразной «Памятки для родителей»

• Организация выставок.

Например, "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).

Родительская библиотека (медиатека).

• Брошюры, буклеты, памятки.

3. Досуговые формы работы

• Речевые праздники.

Полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (я беру на себя организационные моменты, а роли исполняют дети и родители).

• Совместные досуги и развлечения для детей и родителей.

• Спортивные досуговые мероприятия, походы, экскурсии.

• Семейный фото-стенд, фото-выставка.

• Спектакли. Конкурсы творчества.

4 Познавательная форма работы.

• Обучающие семинары-практикумы для родителей.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения).

• Домашние игротеки.

Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", «По дороге в детский сад».

• Проектные родительские группы.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка, то есть необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.

Для определения стратегии коррекционной помощи детям дошкольного возраста необходимо проведение обследования дошкольников и диагностики их родителей. Диагностика позволяет выявить степень готовности родителей к сотрудничеству, определить уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества с логопедом, а также изучить детско-родительские отношения и внутрисемейный климат.

Таким образом, в результате планомерной работы с семьями воспитанников, мы смогли добиться создания благоприятных условий для успешного развития каждого ребёнка. Современные формы взаимодействия с семьями позволили активно вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Наглядные формы работы с родителями»Фотоотчёт «Наглядные формы работы с родителями» Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребёнка они вынуждены овладеть профессией воспитателя. Педагоги дошкольных.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДОФормы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО разработан.

Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы)Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы) Достигнуть всестороннего развития ребенка невозможно без поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. А потому свою.

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией "Участие в семинаре "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Участие в семинаре по теме: "Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС" Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Новые формы работы с родителямиНовые формы работы с родителями Родительская гостиная «Посеять в детских душах доброту» Подготовительная группа Предварительная работа: - Совместно с детьми изготовить.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные формы работы с родителями в ДОУ
Опубликовано: 18 ноября 2020 в 07:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Дикарева (УИ 502141) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД