МАРИНА ВЕРЖБИЦКАЯ
Инновационные формы организации детских утренников, досугов, развлечений с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка и проведение праздничных утренников всегда была и остаётся нелёгкой задачей для педагогов. К сожалению, «как это делать» с детьми младшего возраста, нигде не учат. В методических пособиях этой проблеме уделяется недостаточно внимания, а на практике в основном всё сводится к подготовке сценария, разучиванию материала (разнообразного музыкального, игрового и поэтического репертуара) и затем к непосредственному проведению утренника, который, как правило, имеет традиционную форму.
Публикация «Инновационные формы организации детских утренников, досугов, развлечений с дошкольниками» размещена в разделах
Стандартизация структуры праздничного утренника приводит к тому, что все они становятся однотипными, похожими друг на друга. При этом иногда теряется и понимание смысла этой работы, т. е. для кого и зачем проводится данный праздник, так как основные усилия педагогов направляются на «показ». Кроме того, упускается тот факт, что от содержания, выбранной формы проведения утренника зависит и сама методика работы с детьми, способы и приёмы их творческого развития. Попробуем разъяснить и систематизировать организацию праздничных утренников для детей, проанализировав наиболее типичные формы их проведения в современных условиях.
Существуют четыре различные формы организации праздничных утренников, которые отличаются как по построению, так и по методике подготовки и проведения. Рассмотрим их более подробно.
Формы организации детских утренников
Первую форму условно назовём «затейничество». В её основе - игровая идея, «затея», соответствующая содержанию праздника (события). разворачивающаяся в определённом сюжете («Путешествие по сказкам», «В гостях у любимых героев мультфильмов» и т. д.). Сценарий утренника в форме «затейничества» предусматривает как подготовленные выступления, так и игровые ситуации, в которых дети действуют спонтанно. Главным стержнем, «напряжением» должна быть непредсказуемость, неожиданность, сюрприз. Следовательно, в процессе подготовки не может быть никаких «прогонов», генеральных репетиций, иначе потеряется основная идея.
Вторая форма - «концерт самодеятельности». Слово «концерт» в переводе означает «соревнование», «состязание». В детских садах в настоящее время это одна из популярных форм организации детских утренников, особенно на праздник «8 марта», «Выпуск детей в школу» и др. Концерт требует осознанной и тщательной подготовки выступлений, демонстрирующей «таланты», индивидуальные возможности юных артистов. Задача постановщика - выстроить программу концерта таким образом, чтобы впечатление от выступлений всё время шло по линии возрастания положительных эмоций и при этом было соблюдено соотношение в различных жанрах, тематике выступлений и т. д. Концерт - одна из сложных форм организации утренников для детей дошкольного возраста, так как здесь нельзя допускать публичных «провалов» детских выступлений, наносящих иногда психическую травму ребёнку. Концерт должен состоять из небольших блоков, выстроенных жанрово и тематически Подготовка к подобным праздникам требует «частичных» репетиций, особенно массовок (например, групповых упражнений с предметами, выступления хора и др.) «Прогоны», однако, недопустимы в силу высокой утомляемости детей младшего возраста.
Третья форма - «театрализованное представление», в основе которого
игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. В отличие от первой формы, где главное - сюрприз и импровизация, игра-драматизация вырастает из репетиций, которые надо понимать не как «повторение выученного», а как «поиск действий и взаимодействий», «вхождение в образ». При подготовке театрализованного представления уместна и «генеральная репетиция» (в ходе которой необходимо создать игровую ситуацию - подготовку спектакля) Хотя это и большая нагрузка для детей, но это необходимо для создания целостного образа, понимания сюжета и своей роли в нём. Первые репетиции проводятся не после того, как дети выучили текст, а почти с самого начала работы над пьесой. В отличие от работы со взрослыми, преследующей другие цели, с детьми очень важно создать условия для разворачивания сюжетно-ролевой игры (то есть перекинуть психологический мостик от ролевой игры к театрализованной, а для этого необходимо заинтересовать юных актёров содержанием постановки, дать им возможность выбрать или понять свою роль, найти свои, индивидуальные способы самовыражения в данном образе и т. д. С этой точки зрения организация театрализованных представлений требует от педагога не только умения, а точнее педагогического мастерства, но и режиссёрского таланта. На практике взрослые часто сами играют
некоторые роли в спектаклях, и это наиболее плодотворный путь, так как дети «заражаются» примером своего воспитателя, наравне с ним участвуют в представлении Более подробно ознакомиться с методикой организации театрализованных преставлений с детьми можно в методическом пособии «От игры до спектакля» (СПб, 1995).
И, наконец, последняя, четвёртая форма организации праздничных утренников строится на основе фольклорных праздников и подчиняется культурно-историческим традициям (естественно, адаптированным к современным условиям). Наиболее типичными из обрядовых праздников, которые отмечаются с детьми в садах и школах, являются Масленица, Рождество, Святки Содержание этих праздников раскрыто в многочисленных публикациях. Однако при подготовке таких утренников важно не исказить смысл фольклорных праздников, не фальсифицировать содержание, подобрать соответствующий репертуар. Итак, я коротко представила четыре формы организации детских утренников - затейничество, концерт, театрализованное представление и обрядовый праздник. Все они отличаются не только по форме, но и по содержанию, методике работы с детьми. Пожалуй, наиболее удобной, доступной и универсальной формой является затейничество, которое основывается, повторим, на игровой идее. А поскольку таких идей огромное множество, то, соответственно, можно придумать очень много вариантов. Предлагаю Вашему вниманию развлечение в форме «затейничество» «День сладкоежек» или «День конфет». На мой взгляд, его целесообразнее всего провести в январе, когда у детей ещё сохранились яркие впечатления от новогодних сладостях и конфетах. Развлечение может пройти по следующему сценарному плану.
1 Краткий рассказ об истории конфет. Слово «конфета» переводится с латыни как «приготовленное снадобье». Самые первые появились в Египте. Поскольку сахар в то время ещё не был известен, вместо него употребляли финики и мёд. На Востоке конфеты делали из миндаля и инжира, а в Древнем Риме варили орехи и маковые зёрна с мёдом и засыпали кунжутом. У нас тоже было что-то вроде конфет: в Древней Руси их делали из кленового сиропа, патоки и мёда. (см. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Весёлые досуги», СПб, 2011. Стр. 34-36).
Сейчас существует огромное количество разных сладостей. Ребята, назовите какие вы знаете.
Ответы детей: карамель, зефир, мармелад, халва, ирис и др.) После этого предложите сыграть в игру «Угадай, что это?» (На большом блюде кусочки разнообразных сладостей. Детям дают съесть кусочек и угадывают что им досталось.
2 Скорее всего на праздник вам подарили много разных конфет. Предлагаю сейчас провести «Аукцион конфет». (Дети делятся на команды-группы и по очереди называют названия конфет. Команда, которая последняя сказала название конфеты - победила). Также педагог может подобрать к названию конфеты подходящий танец или песню из выученных ранее к другим праздникам. Например, к конфете «Мишка на севере» станцевать танец белых медведей, выученный к новогоднему утреннику. Конфета «Белочка» - танец или песенка белочек с осеннего утренника и др.
3 Танцевальные и вокальные номера можно чередовать со всевозможными
«конфетными» конкурсами и играми:
- Перенести конфеты с тарелки на тарелку прищепкой.
- Развернуть конфету (пластилиновую, а на фантике задание: спеть,
сплясать, прочитать стихотворение и др.
- Съесть конфету без помощи рук.
-Придумать название для своей конфеты. Придумать и нарисовать для неё фантик.
И другие конкурсы. Всё зависит от фантазии педагога.
4. Ребята, а кто самый большой сладкоежка и мог бы съесть 100 килограммов печенья и 100 банок варенья?
Дети: Карлсон
Предлагаю всем станцевать танец о нём.
Флешмоб: «Смешной человечек».
По окончании праздника угостить всех детей конфетами.
Педагогам необходимо помнить, что вечера досугов направлены на то, чтобы сформировать у детей положительные эмоции, развивать творческое начало, раскрепощать детей, расширять кругозор, обогащать интересными материалами, дарить яркие эмоции и впечатления На таких мероприятиях дети должны наслаждаться увлекательным зрелищем, которое для них подготовили взрослые.