Урбаханова Анастасия Валерьевна
Инновационная технология познавательно исследовательской деятельности как направление развития личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – время первоначального становления личности и индивидуальности ребенка, время, когда определяются траектории его дальнейшего развития. Именно в этот период начинается процесс социализации; происходит его приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, способствует формированию целевых ориентиров, а в конечном итоге - предпосылок учебной деятельности, нацеливая педагогов детского сада на обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) Основные функции познавательно-исследовательской деятельности связаны с развитие познавательной инициативы ребенка; освоением причинно-следственных, пространственных и временных отношений; основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация); развитием восприятия, мышления, речи в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений. Это очень важные достижения в развитии дошкольника, так как в условиях модернизации и инновационного развития актуальность непрерывного образования становится очевидной. Поэтому важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. 76 Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. - Деятельностный подход : организация образовательного процесса на основе ведущих видов детской деятельности. - Индивидуально – дифференцированный подход: все образовательные и развивающие мероприятия, приемы обучения дошкольников направлены на создание условий для включения в успешную деятельность каждого ребенка. - Компетентностный подход: позволяет конструировать содержание и организацию образовательного процесса в соответствии с интересами ребенка. - Интегративный подход: дает возможность реализовывать в единстве познавательную, эмоциональную, и практическую сферы личности ребенка, что способствует формирование целостного видения мира. В младшем возрасте основная цель педагога на подготовительном этапе – это поддержка познавательной активности и любопытства дошкольников в процессе их ознакомления с окружающим миром с тем, чтобы в старшем дошкольном возрасте любопытство переросло в любознательность. Основные направления образовательной деятельности первого этапа : - формирование первичных представлений об основных свойствах предмета; развитие умений устанавливать элементарные связи; - развитие активного словаря, навыков связной речи. Формы и методы исследовательской деятельности данного этапа : - игры - элементарные опыты и эксперименты. Отличительной особенностью второго (формирующего) этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Дети уже не просто смотрят, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать что-то новое. У дошкольников 5-6 лет появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. Основная цель второго этапа – формирование у старших дошкольников навыков познавательно-исследовательской деятельности. Направления образовательной деятельности : - развитие мыслительных способностей; - знакомство с этапами исследовательской деятельности; - создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации; - развитие навыков диалогической и монологической речи; - освоение основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинноследственных, родовидовых, пространственных и временных отношений; - развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений; - расширение социального опыта, кругозора детей. Образовательная деятельность на втором этапе осуществляется на основе тематического планирования. Это позволяет старшим дошкольникам усваивать этапы деятельности, вырабатывать правила поведения, свои способы действий, приобретать 77 внутренний опыт, что приводит к формированию стойких навыков исследовательской деятельности. Важным для организации познавательно-исследовательской деятельности является мотив, привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования. В познавательно-исследовательской деятельности используются различные методы. Игровые: -дидактические, настольно-печатные, речевые развивающие игры; -электронные игры. Словесные: - проблемные вопросы, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Хотела галка пить.». В какую ситуацию попала галка); - вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность; - словесные методы, стимулирующие детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чемлибо, что он думает по этому поводу?»; - познавательные, эвристические беседы, обсуждения. Наглядные: - схематичное моделирование; - картины, иллюстрации, - макеты, модели, схемы, демонстрационные пособия; - презентации. Практические: - элементарные опыты/эксперименты; - создание детьми схемы проведения исследования (опыта); - фиксация результатов исследовательской деятельности/ экспериментирования; - метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий. - продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование); - изготовление макетов, моделей, схем. Два основных вида познавательно-исследовательской деятельности : Первый. Деятельность организует взрослый, выделяя существенные элементы ситуации, обучая детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили. Второй. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность : ставит цель, ищет пути и способы достижения и т. д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы. Основное значение третьего (развивающего) этапа в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей. Отсюда начинают закладываться основы логического мышления. Основные направления третьего этапа - расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу; 78 - создание условий для самостоятельного применения навыков познавательноисследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром культурой, традициями, историей; - помощь в освоении основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация, моделирование); - способствовать развитию инициативу, творчества, формированию индивидуальных предпочтений; - развитие коммуникативных навыков, связанных с познавательно-исследовательской деятельностью (объяснения, пояснения, речь- доказательство, выводы) - формирование навыки взаимодействия, сотрудничества в коллективе (в группе/паре) сверстников в совместной познавательно-исследовательской деятельности; Данный этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности на основе использования разных способов действий. На этом этапе, доминирующим мотивом познания у дошкольников выступает познавательный, а не практический. На третьем этапе большое место отводится следующим методам: - метод проектов охватывает весь педагогический процесс, основанный на взаимодействии педагога – ребенка – родителя, способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. - «Лента» (река времени); - «Мозговой штурм». Важное место в процессе реализации опыта имеет сотрудничество с родителями воспитанников. Формы взаимодействия: - Анкетирование родителей. - Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании Центра экспериментирования. - Наглядная информация (консультации, папки «Мир открытий», памятки, рекомендации). - Родительские собрания, например, «Роль семьи в развитии интереса ребенка к познавательно - исследовательской деятельности». - Совместная познавательно-исследовательская деятельность : - на основе проектной деятельности. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования в ходе реализации образовательных проектов: «Дом, в котором я живу»; «Осень – вкусное время года». - на основе технологии «Лента времени», например, «История развития транспорта», «История часов», «Белгород: каким был, каким стал». Таким образом, в результате системы работы по активному использованию познавательно-исследовательской деятельности ребенок начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат, достижение которого приводит к тому, что он получает удовлетворение от результатов деятельности. Список литературы: 1. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/venger-la-i-dr-vospitanie-sensornoy-kultury-rebenka-otrozhdeniya-do-6-let_b38c428.html (дата обращения 10.09.2020). 2. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного обоазования/ Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М. : Мозаика-Синтез, 2012.