Елена Претцер
Инновационная технология как творческий проект «Три дня без игрушек» в старшей группе
▼ Скачать
Авторы разработки Ирина Емельянова и Анна Фисюк.
Главная цель технологии – вернуть детям свободную игру. Технология помогает воспитателям, у которых есть проблемы с игровой деятельностью в группе, – она погружает их в партнерское взаимодействие с детьми. Педагог становится субъектом и позволяет быть субъектом ребенку.
Почему именно три дня?
Технология реализуется в ДОУ как проект :
- в первый день дети начинают баловаться, проверять границы, исследовать пространство и материалы;
Публикация «Инновационная технология как творческий проект „Три дня без игрушек“ в старшей группе» размещена в разделах
- в конце первого и в начале второго дня дети начинают изготавливать атрибуты для игр;
- На третий день наблюдаем игровые сюжеты.
Этого времени достаточно для диагностики, чтобы увидеть проблему, обострить ее.
Что делать, если дети захотят принести игрушки из дома?
Предварительно такая ситуация обсуждается с детьми на детском совете.
Важно, чтобы педагог понимал и смог донести до воспитанников, что это не запрет, а возможность пробовать придумывать и делать игрушки самостоятельно.
Должен ли педагог подсказывать детям, как и во что играть?
– Не нужно подсказывать. Нужно дать детям время исследовать пространство, поскучать, побаловаться. Да, ребенку может быть скучно. Первое, что обычно делают педагоги, – бегут на выручку. Не надо его спасать. Если ребенок «подзавис» и заскучал, это ни хорошо ни плохо. Это его темп.
Что должен делать педагог? В какой роли он выступает?
Все зависит от того, какую цель вы себе ставите, когда организуете три дня без игрушек. Если вы хотите разобраться с собой и дать воспитанникам возможность жить в свободе, это одна ситуация. Если ваша цель разобраться с игрой, усилить ее в детском саду, в этом случае воспитатель выступает в роли наблюдателя.
Нужно ли убирать все, что дети создали в первый день? Если да, то кто это делает?
– Педагог договаривается об этом с детьми на детском совете. Обозначает, что из-за беспорядка в группе некомфортно, и дети сами наводят порядок. Важно понимать, что взрослые и детские порядки отличаются. Если сравнить групповое помещение до проекта, в первый день и во время, то видна сильная разница. Не нужно бояться высказываться. Педагог имеет право говорить, что думает и как относится к беспорядку в группе.
Как часто можно проводить «три дня без игрушек»?
– Один-два раза в год. Это очень трудный и энергозатратный проект. Но часть этого проекта остается в ежедневной жизни детского сада. Иначе зачем? Педагоги оставляют часть бросового материала, выделяют время для свободной игры – не менее 45 минут, поддерживают и провоцируют сюжеты.
Если воспитатель увидит, что не пошло – дети весь день так и не начали играть, что делать?
– Такая ситуация может произойти, когда в группе недостаточно бросового материала. Детям неинтересно. Важно создать избыточную разнообразную среду, заранее все подготовить. Тогда каждый ребенок чем-нибудь да заинтересуется, найдет что-то для себя и начнет с этим предметом или материалом взаимодействовать. Но напомню, что у каждого ребенка свой темп, поэтому никого не надо торопить.
При проведении проекта понадобится помощь родителей. В родительском чате мы разместили объявление, рассказать, что такое "Бросовый материал" и для чего он нужен. Данная информация была с энтузиазмом принята родителями. Дети, в свою очередь, с удовольствием принялись мастерить, строить и придумывать себе интересные игры и занятия.
Игрушки решили чуть-чуть отдохнуть,
И в отпуск собравшись, отправились в путь.
Три дня они будут по детям скучать,
А после вернуться, игру продолжать.
Мамы и папы, откроем секрет!
В группе пройдет необычный проект :
Чтоб без игрушек нам не грустить-
Будем мы сами их мастерить.
Коробки, скотч, ленты, открытки,
Клей, картон, конечно же нитки.
Ткани, прищепки, веревки, шишки
Бумага, обои, пластилин и крышки.
Соберите, сложите, нам принесите -
Мы так надеемся на вас! Не подведите!
Вы нас поддержите!
Потому что целых три дня, ждут нас новые дела!
Проект показал, что когда нет игрушек, дети либо играют в сюжетно-ролевые игры, либо много конструируют и экспериментируют.
Проект «Три дня без игрушек» позволил ребятам придумать собственные игры и игрушки. Наши воспитанники также исследовали территорию ДОО, где находили идеи и материал для своего творчества.