Александра Бобкова
Инновационная деятельность ДОО при реализации ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационная деятельность ДОО при реализации ФГОС дошкольного образова
ния[/b]
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дубровская №1 средняя общеобразовательная школа
имени генерал-майора Никитина И. С.
«Инновационная деятельность ДОО при реализации ФГОС дошкольного образования»
Подготовила: старший воспитатель
Бобкова Александра Александровна
2019 г
Публикация «Инновационная деятельность ДОО при реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта возникла необходимость
- обновления и повышения качества дошкольного образования,
- введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей,
- так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.
Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления ДОУ, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.
Термин «инновация» появился в ХIХ в., обозначает:
- обновление, изменение;
-введение чего-либо нового;
-процесс освоения новшества (идеи, средства, метода).
Показатели инноваций :
а) нацеленность на решение актуальных проблем.
б) возможность использования в широкой педагогической практике.
в) адаптируемость.
г) наличие научной идеи.
д) завершённость.
На сегодняшний день в образовательный процесс ДОУ внедряются современные формы, методы и приёмы обучения и воспитания детей, различные комплексные и парциальные программы, различные технологии, отвечающие как запросам родителей, так и современным тенденциям модернизации российского образования.
Среди них особое внимание уделяется изучению конструктивно-модельной деятельности, направленной на развитие у дошкольников информационной культуры и взаимодействие с миром технического творчества с помощью «LEGO – конструирования и робототехники».
«LEGO – конструирование и робототехника»
• первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству;
• является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Познавательное, Речевое и Социально-коммуникативное развитие);
• позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
• формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
• объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Место робототехники в образовательном пространстве ДОУ
• Робототехника может быть интегрирована в образовательный процесс ДОУ с любой образовательной программой.
• Робототехникой рекомендуется заниматься с детьми старшего возраста в форме кружковой деятельности, образовательной деятельности по конструированию, совместной деятельности взрослого и ребенка, проектной деятельности, а также при наличии у дошкольника определенных навыков в самостоятельной деятельности.
• Внедрение робототехники в ДОУ идет по следующим направлениям:
1. Создание лаборатории робототехники;
2. Разработка рабочих программ по робототехнике;
3. Разработка педагогических мероприятий по робототехнике для
воспитанников;
4. Организация дополнительного образования по направлению
«Робототехника», главный метод, который используется при
изучении робототехники - это метод проектов;
5. Сотрудничество с другими образовательными
организациями по вопросам образовательной робототехники.
Виды конструкторов для занятий робототехникой
1. Конструктор перворобот LEGO Education 9580 WeDo, Лего-9580 предназначен для сборки и программирования простых ЛЕГО - моделей, которые подключаются к компьютеру. В набор входят электромоторы, датчики движения и наклона, коммутатор.
2. FUN&BOT story -образовательная серия роботов, предназначенная для дошкольников. Этот пакет состоит из 4-х вариаций роботов, которые могут быть построены с разнообразием форм и автоматически перемещаться посредством контроллера. Вариации изменений робота
ограничены только фантазией детей.
Опытом работы по использованию «LEGO-конструирования и робототехники» поделилась заведующая детским садом №30 «Гвоздичка» г. Брянска Краснова Ольга Николаевна.
Была показана ОД
- по лего-конструированию в средней группе «Цирк»
- с электронным конструктором «Знаток» в подготовительной группе «Прогулка по городу», где дети собирали по схеме №1 пожарную машину со световым сигналом, по схеме №2 скорую помощь со световым и звуковым сигналом, по схеме №3 машину ДПС со световым и звуковым сигналом, соблюдали полярность, называли детали конструктора.
Одной из самых перспективных и инновационных методик дошкольного образования является «Ментальная арифметика». Она способна развить умственные способности ребенка настолько, что любые арифметические задачи станут для него простым и быстрым вычислением в уме.
Новаторская методика была придумана турком Шеном. В основу ее положен древний абакус (или абак) – приспособление для арифметических вычислений, состоящее из прямоугольной рамы с закрепленными внутри нее спицами, по которым свободно перемещаются кости (или камешки, придуманные в Китае еще пять тысячелетий назад.
Система обучения ментальной арифметике условно состоит
из двух этапов.
• На первом дети осваивают технику счета на косточках, используя для этих операций сразу две руки, и если начинать работать по синхронизации развития обоих полушарий ребенка, то до 4-летнего возраста есть еще и предварительный этап, а именно: данные способности поможет развить техника станд-арт на песке или песочная терапия.
• На втором этапе программы воспитанники переходят к счету в уме, или на ментальном уровне. Каждое занятие здесь предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения. Левое полушарие воспринимает цифры, правое – картинку косточек счетов. Так, ребенок учится производить предлагаемые расчеты в уме. Он представляет перед собой счеты и мысленно проделывает необходимые операции. То есть происходит работа с воображаемым абакусом. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек счетов.
Каждая стадия тренировки постепенно ослабляет привязку ребенка к счетам и стимулирует его собственное воображение, благодаря чему в последствии можно производить подсчеты в уме, лишь представляя счеты перед собой и мысленно совершая движения косточками.
Абаком пользуются даже взрослые
Огромными способностями повышения качества образования обладает внедрение в педагогическую практику ДОУ
инновационной игровой технологии - круги Эйлера
Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях. Признаки предмета в кругах Эйлера обозначаются схематично, с помощью пиктограмм.
• Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.
Существуют несколько моделей кругов:
а) Непересекающиеся круги;
б) Пересекающиеся круги;
в) Один круг вложен в другой.
Круги Эйлера можно использовать как в образовательной деятельности с детьми по развитию речи, познавательному развитию, по ФЭМП, так и в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера, ребенок овладевает следующими элементами логических действий:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей;
• построение логической цепи рассуждений.
Начать применять данную технологию можно
с детьми младшего возраста.
Навыки, умения работать с моделями
(кругами Эйлера, будут служить фундаментом
для универсальных учебных действий.
Сравнительное описание
кошки и собаки
Инновационная игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры Воскобовича В. В.» - поэтапное включение ребёнка в авторские развивающие игры с постепенным усложнением образовательного материала.
Особенности развивающих игр Воскобовича
• Широкий возрастной диапазон участников игр. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех и семи лет.
• Многофункциональность развивающих игр Воскобовича. С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы, узнает или запоминает цвет или форму, учится считать, ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
• Вариативность игровых заданий и упражнений. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи.
• Творческий потенциал каждой игры. Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям и взрослым.
Самые популярные игры Воскобовича
Теремки Воскобовича» - это уникальное пособие
для обучения чтению на наглядной основе.
На первом этапе игры ребенок знакомится
со звуками и буквами.
На втором этапе учится составлять слог.
«Геоконт» - фанерная дощечка
с нанесенной на неё координатной пленкой.
«Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат»
позволяет не только поиграть, но и является материалом,
знакомящим с основами геометрии, стериометрии,
счетным материалом, основой для моделирования,
творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.
Дошкольники должны осваивать какую-то определенную деятельность не по рассказам педагога, а непосредственно включаясь в ее простейшие формы. Одной из форм практико-ориентированного обучения является:
• ЭКСКУРСИИ (в магазин «Строй Дом», школу и др.)
• СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ («Ателье», «Полиция», «Строители» и др.)
• ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
• МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ из разных видов конструктора
Инновационная деятельность в дошкольном образовании используется, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей.
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Чарльз Диккенс