МААМ-картинки

Иностранный язык для дислексиков

Балабушко Татьяна
Иностранный язык для дислексиков
▼ Скачать + Заказать документы

Иностранный язык для дислексиков

Балабушко Татьяна Сергеевна, учитель английского и немецкого языков

НОУ " Современная Гуманитарная Бизнес Академия",Тольятти (Россия)

Ключевые слова: дислексия ; врождённая грамотность ; кинестетик ; аудист ; визуалист; .многосенсорное восприятие.

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема обучения иностранным языкам детей с дислексией., предлагаются методики работы.

ВВЕДЕНИЕ

МЕТОДЫ…

Публикация «Иностранный язык для дислексиков» размещена в разделах

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОБСУЖДЕНИЯ

ВЫВОДЫ

Введение

Дислексия — это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании.

Для лечения дислексии существуют специальные программы, корректирующие упражнения и обучающие методики. Педагоги и родители должны овладеть всеми этими методами и применять их на уроках и в домашних условиях.

Обучая детей, необходимо давать информацию по нескольким каналам восприятия, учить многосенсорно. Многосенсорное восприятие информации на уроке помогает учащимся получать её, используя свой ведущий канал восприятия. Кроме того, многосенсорное обучение развивает другие сенсорные каналы учеников.

Работая с учеником – визуалистом, используйте слова, описываю-щие цвет, размер, форму, местоположение, выделяйте цветом раз-личные пункты или аспекты содержания. Записывайте действия, используйте схемы, таблицы, наглядные пособия.

Работая с учеником – аудистом, используйте вариации голоса (громкость, паузы, высоту, отражайте телом ритм речи.

Работая с учеником – кинестетиком, используйте жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов. Помните, что кинестетически обучаются посредством мышечной памяти. Позволяйте им играть роль различных частей из вашей информации.

Если серьёзно анализировать результаты обучения, то особое внимание нужно обратить на процесс памяти.

Ученик с аудиальной памятью использует свой мозг в качестве магнитофона. Получив вопрос, он выбирает кассету с ответом и прокручивает всю информацию, пока не получит ответ.

Ученик с визуальной памятью способен «видеть слова глазами мозга». Визуализация информации – основной ключ к академическому успеху.

Ученик с кинестетической памятью способен запоминать через двигательную активность.

Необходимо учитывать проявления ведущей модальности каждого конкретного ученика. Например, нельзя заставлять кинестетика сидеть на уроке неподвижно, так как во время движения у него идёт более прочное запоминание материала. Визуалисту необходимо разрешить иметь на уроке листок, на котором он в процессе запоминания может чертить, штриховать, рисовать и т. д. Аудисту нельзя делать замечания, когда он в процессе выполнения задания издаёт звуки, шевелит губами. Без этого он может не справиться с заданием.

Замечания ученику необходимо также делать на его языке : визуалисту – покачать головой, погрозить пальцем; кинестетику – положить руку на плечо, похлопать по нему; аудисту – сказать шё потом: «Ш - ш – ш»,

Методы

В качестве примера возможного использования знаний о внутренних стратегиях человека опишем технику «Стратегия грамотного письма (спеллинг)».

В её основе лежит явление так называемой «врождённой грамотности», которая помогает людям, обладающей ею, безошибочно писать, не обращаясь к существующим правилам грамматики. Эти люди владеют особой стратегией, позволяющей не делать ошибок: запоминают слова в виде зрительных образов (ведущая система – зрительная модальность).

Данной стратегии можно обучить ребёнка. Причём эффективность обучения намного выше, чем при заучивании правил грамматики. Стратегия действует автоматически, на неосознаваемом уровне.

Суть методики состоит в том, что обучающемуся человеку предъявляются для запоминания эталоны слов на карточках, чтобы потом их узнать.

НЕЙРОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩИХСЯ.

правополушарные Левополушарные

визуалисты кинестетики Аудисты

Используют слова:

смотреть, видеть,

наблюдать, картина,

ясный и т. д. Используют слова:

хватать, чувствовать,

придерживаться,

трогать и т. д. Используют слова:

слушать, ритм, звуки,

подобные речи и т. д.

Основные движения

вокруг глаз, мигание,

прищуривание, нахму-енные брови и т. д. Основные движения от шеи и ниже. Основные движения вокруг рта и ушей

Голос высокий. При разговоре подбородок поднимается вверх. Голос низкий. При разговоре подборо-док опускается вниз. Хорошо имитирует тон, высоту голоса.

Наблюдательны. Ориентированы на внешний вид. С трудом запоминают словесные инструк-ции. Запоминают образами. Меньше отвлекаются на шум. Испытывают замешательство, читая слова, которые раньше не видели. При общении стоят близко, касаясь людей. Много движений. Раннее физическое разви-тие. Высокая коор-динация движений. Обучаются, делая.

При чтении водят пальцем по строчке. Помнят общее впечатление. Сильная интуиция. Разговаривают сами с собой. Говорят ритмически. Легко отвлекаются на шум. Предпочитают счёт и письмо. Легко осваивают языки. Обучаются, слушая. Хорошо читают новые слова. Разговорчивы. Любят дискуссии.

В чтении сильны, успешны, скоры. Помнят то, что видели. Живая образная фантазия. Слабы в деталях. Лаконичны, используют сильные слова и движения. Много жестикулируют. Легко повторяют услышанное. Шевелят губами, проговаривая слова при чтении.

Методы

Словарный запас

Огромную трудность для детей с дислексией представляет овладение вокабуляром (словарным запасом). Запомнить слово – это услышать его, понять смысл (то есть значение, уметь написать, найти его в тексте, прочитать.

Из-за сложной орфографии английские слова становятся пыткой для детей с дислексией.

Мультисенсорный подход

Данное подход заключается в поэтапной, включающей как можно больше каналов восприятия (зрение, слух, тактильный и кинестетический каналы, подаче информации.

При таком подходе ребёнок с дислексией получает возможность использовать свои сильные каналы восприятия, постепенно развивая слабые. Информация даётся очень дозировано, используются ясные и короткие инструкции, которые подкрепляются опорными символами, проводится постоянный мониторинг успехов и корректировка материала.

Эффективный приём для овладения правописанием новых слов это вовлечение кинестетического канала, то есть движений и ощущений.

• Слова прописываются в воздухе, пальцем на разных поверхностях (пена для бритья, размазанная по столу, наждачная бумага, песок или манная крупа и др., пальцем на спине ребёнка, лепятся из пластилина, выкладываются пуговицами.

Для работы над правописанием можно использовать тактику Simultaneous Oral Spelling.

Учитель говорит – ученик повторяет – называет по звукам – записывает и одновременно называет звуки (речевая опора) – учитель показывает слово – ученик проверяет то, что написал.

• Учителю необходимо заготовить карточки со словами. На начальных этапах отработки слова можно добавить на карточку иллюстрацию и цветовую опору, обозначив гласные другим цветом. Работа начинается с проговаривания и разделения на слоги (многосложные слова, которые трудно запомнить целиком, далее ученик обводит слово пальцем по карточке, прописывает пальцем в воздухе и на столе.

Как только ученик перестаёт делать ошибки в буквах, карточка убирается и слово записывается по памяти. При прописывании слово диктуется учеником вслух. На следующем этапе ученик пробует использовать слово в предложении.

В обучении правильному написанию слов работает принцип: послушай-посмотри-переверни (закрой)-напиши-проверь. С лёгкими по написанию словами можно использовать метод «целого слова», то есть ребенок «фотографирует» слово и сохраняет его в памяти как целое, не анализируя его структуры.

• Ещё один приём для отработки правильного правописания слов – использование тактики «say and move». Учитель понадобится шаблон флешкарточка, на которой иллюстрация и напечатанное слово и фишки.

В качестве фишек можно взять пуговицы, марблс, конфетки или что-то другое, фантазии нет предела.

Учитель показывает карточку, произносит слово целиком, кладет карточку на шаблон и произносит слово по звукам, одновременно двигая фишки в клеточки, далее прописывает слово на строке. Потом эту процедуру проделывает ученик.

• Для активации визуального канала можно использовать флешкарты и визуальные словари, делая рядом со словом зарисовки, которые будут служить опорой для запоминания. Если к слову сложно подобрать картинку, можно вылепить из пластилина мини-сценку.

Не менее эффективно в освоении новых слов работают мнемотехники. Предлагаю рассмотреть некоторые из них:

• визуализация-придумывание картинок и образов, которые помогут вспомнить слово. Ребёнок закрывает глаза и рассказывает, что у него возникает в голове при произнесении слова. Помощь учителя здесь необходима, чтобы сориентировать ученика и выявить, что конкретно в образе будет служить «волшебной кнопочкой» для вспоминания слова. Наличие яркого образа -залог успеха.

• нахождение созвучного слова в родном языке. Приведу пример из практики: одна из моих учениц запомнила произношение слова «eighteen» по созвучной фразе из русского языка «Эй, ты!». Может показаться странным, но, когда она не может вспомнить это числительное, мне стоит только жестом иллюстрировать фразу «Эй, ты!», и ребёнок сразу выдаёт слово «eighteen». Опора срабатывает!

• рифма + картинка. Если у слова нет образа, его можно создать искусственно. Например, для слова «inhabit» -населять, проживать, можно придумать рифму со знакомым словом: «inhabit»«rabbit» и визуализировать или нарисовать картинку «Rabbits inhabit holes»«Кролики живут в норе».

• акронимы (подвид аббревиатуры). Для запоминания орфографии сложных слов можно придумывать предложения или мини-истории, в которых первая буква каждого слова будет буквой запоминаемого слова. Например, написание слова «because» можно запомнить по фразе «Big Elephants Can Always Understand Small Elephants», слово «said» можно запомнить по фразе «Sally Ann Is Dancing». Другой пример: достаточно сложное по орфографии слово «necessary» можно запомнить, применив предложение-опору «It is necessary to have a shirt with ONE Collar and TWO Sleeves».

Обсуждение

Сама по себе дислексия не представляет проблемы, но ее социальные последствия могут быть довольно серьезны. Ребенок может оказаться под градом насмешек в классе, или у него может развиться ненависть к буквам и числам. Это не только влияет на успеваемость ребенка, но и может привести к социальному отчуждению и невозможности завести друзей. По этой причине ребенок может отказываться овладевать любыми физическими навыками, что еще больше развивает у него чувство неполноценности.

Родители, которые обнаружили, что их ребенок слишком застенчив, замкнут, не желает участвовать в групповых мероприятиях, боится школы или избегает читать и считать, должны немедленно поставить вопрос о возможной дислексии. Такие дети очень хорошо умеют приспосабливаться и часто находят защитные механизмы, например, становятся неуправляемыми в школе. По этой причине дигноз дислексии может быть поставлен, когда ребенок уже вырос. Я говорю об этом потому, что никогда не поздно использовать доступные методы лечения и иметь значительный успех в преодолении этой проблемы.

Недостаток определенных питательных веществ может вызывать или усугублять состояние дислексии. Используйте поливитамины, в которых есть больше цинка, лецитина и аминокислот, которые участвуют в передаче нервных импульсов, и больше всего остерегайтесь обезвоживания.

Любой ребенок, который неохотно обучается буквам и числам, очень стеснителен, необщителен, имеет плохую успеваемость в школе, должен быть обследован по поводу дислексии. Если все эти характерные особенности сочетаются с неловкостью — это еще одна причина, чтобы заподозрить диагноз дислексии. Для лечения дислексии существуют специальные программы, корректирующие упражнения и обучающие методики. Родители также должны овладеть всеми этими методами и применять их в домашних условиях.

Выводы

Дислексика достаточно легко опознать среди других школьников!

Дислексик открыто проявляет себя в письме и чтении через наличие специфических ошибок и проблемы с почерком. Чтобы выявить дислексика или школьника с дисграфией, достаточно посмотреть школьную тетрадь ученика. А анализ ошибок, что допускает школьник в чтении и письме, позволит определить специфику проявленности дислексии у школьника.

Сегодня все больше и больше учителей обращаются к поиску эффективных методов работы с детьми-дислексами.

Дети с такой особенностью испытывают трудности в учё бе:

• имеют сложности в овладении письмом и чтением,

• в восприятии информации, которая предъявляется в быстром темпе,

• в составлении логичных высказываний и во многом другом.

Совсем близко то время, когда английский язык станет обязательным экзаменом в общеобразовательных школах. Что же делать тем детям, которые испытывают трудности с обучением из-за дислексии?

Смириться и не пытаться изучать язык? Уходить, не попробовав открыть для себя дополнительную дверь в новые возможности, которые даёт знание иностранного языка?

Мой ответ однозначен: пробовать учить, используя различные техники.

Есть множество примеров, когда люди с дислексией овладевают иностранным языком, становятся отличными специалистами с нестандартным видением картины мира и делают мир лучше. Их успех во многом зависел от и учителей, которые смогли найти “ключик” и не побоялись титанических усилий, которые нужно было приложить для обучения ребёнка с дислексией.

Список литературы

1. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе :проблемы и перспективы. М. :Просвещение, 2017, 256с.

2. Воронина, Т. П. Дислексия, или Почему ребенок плохо читает? / Т. П. Воронина. - М. : Феникс, 2018.,300 c.

3. Воронина, Т. П. Дислексия, или Почему ребенок плохо читает? / Т. П. Воронина. - Москва: Мир, 2018. -422 c.

4. Гальскова Н. Д., Ген З. И. Теория обучения иностранному языку, лингводидактика и методика. М. :Высшая школа,2017.373с.

5. Егоров Т. С. Психология овладения навыкомчтения. СПб. :Каро, 2019,304с.

6. Мазакова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. конспекты занятий с младшими школьниками. М. : Гном и Д, 2018. 300с.

7. Парамонова Л. Г. Предупреждения и устранения дисграфии. СПб, 2017, 322с.

8. Садовникова, И. Н. Дисграфия, дислексия. Технология преодоления / И. Н. Садовникова. - М. : Парадигма, 2018. - 280 c.

9. Садовникова, И. Н. Дисграфия, дислексия : технология преодоления / И. Н. Садовникова. - М. : Парадигма, 2019. -900 c.

10. Фоломкина С. К. Обучения чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. М. : Высшая школа-2018.-255с.

Публикации по теме:

Досуг в подготовительной группе «Живой язык» Вед1.:-Здравствуйте,дорогие ребята! В рамках недели «Живого языка» мы предлагаем вам принять участие в увлекательной викторине «Вопросы.

Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.

Доклад «Как сохранить родной язык в современном мире» «Язык – душа народа. Долг каждой нации – сохранить свой язык, долг каждого человека – серьезно и свято относиться к своему родному языку».

Консультация для родителей «Английский язык в детском саду» В настоящее время интерес к раннему изучению иностранного языка стал еще более значительным. В связи с возрастающей учебной нагрузкой в.

Консультация для родителей «Иностранный язык с пеленок» Скорость жизни, условия жизни и многие другие факторы приводят к тому, что развитие современного поколения детей происходит намного быстрее,.

Консультация для родителей «Психогимнастика — язык тела»Консультация для родителей «Психогимнастика — язык тела» Очень полезным инструментом в преодолении детской неуверенности, страхов, агрессии может стать психогимнастика Психогимнастика – это специальные.

Консультация для воспитателей «Родной язык — «удивительный педагог» Консультация для воспитателей «Родной язык – «удивительный педагог» Уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию данную работу, и надеюсь.

НОД в средней группе «Язык жестов и движений» Цель: Дать детям начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки,.

Предметно-пространственная развивающая среда. Английский языкПредметно-пространственная развивающая среда. Английский язык В соответствии с ФГОС ДО развивающая среда представляет собой хорошо оборудованное пространство. Кабинет английского языка (ЛФК) оснащён:.

Презентация для 2 класса «Русский язык. Повторение» В презентации представлены материалы для повторения таких правил, как: 1)Правильное написание имен собственных, 2)Правила переноса слов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Иностранный язык для дислексиков
Опубликовано: 29 марта 2022 в 20:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Иностранный язык для дислексиков» (включая файлы) размещена пользователем Балабушко Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД