Вера Голуб
Инклюзивное образование в ДОУ
Инклюзивное образование в ДОУ
Голуб Вера
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребёнка иногда он нас страшит… Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? ….
Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих!
(Калиман Н. А)
Публикация «Инклюзивное образование в ДОУ» размещена в разделах
К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Италия, Скандинавские страны) ведущей стратегией в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стало интегрированное образование, которое предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах.
В массовых детских садах и школах России находится много детей с отклонениями в развитии. Эта категория детей крайне разнородна и «интегрирована» в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам. Интеграционные процессы приобрели признаки устойчивой тенденции в России в начале 90-х годов. Это связано с начавшимися в стране реформами политических институтов, с демократическими преобразованиями в обществе, с наметившимся в общественном сознании поворотом к признанию самоценности личности, ее гарантированного права на свободу выбора и самореализацию.
Однако выделение "особых" классов и групп часто ведет к исключению этих детей из социальной жизни школы и детского сада и создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей. Поэтому от интеграции перешли к инклюзии – совместному обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное дошкольное образование является первым этапом социальной адаптации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и шагом к созданию толерантного и открытого сообщества.
«Интеграция» и «инклюзия» - это два термина, которые часто используются один вместо другого. Отличие интегрированного от инклюзивного образования :
Интегрированное Инклюзивное
Внимание направлено на детей с ОВЗ Внимание направлено на всех детей коллектива обучающихся
Дает право на включение в общий поток с нормативно развивающимися
детьми Дает право ребенку с ОВЗ на отличие от нормативно развивающихся детей
Профессиональная, специальная и формальная поддержка Неформальная поддержка педагога
Применение специальных методов обучения, терапии Качественное обучение и воспитание всех детей объединения
Требования предъявляются к готовности и обучению самого ребенка Требования предъявляются к готовности социума к принятию ребенка
Темп и уровень освоения дополнительной программы приближен к темпу нормативно развивающихся обучающихся Индивидуальный темп и уровень освоения дополнительной программы
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование. Инклюзивное образование, ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.
Восемь принципов инклюзивного образования :
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
ФГОС определяет организацию инклюзивного образования в ДОУ. Выход ФГОС дошкольного образования изменил концепцию педагогического процесса. Ребёнок становится субъектом образования наравне с педагогом, что предполагает построение образовательного процесса с учётом интересов ребёнка.
Государственный стандарт ставит перед педагогами задачи:
обеспечить равный доступ к знаниям вне зависимости от возможностей здоровья, региона и вида образовательной организации;
сформировать условия для развития личности ребёнка, которые определяются возрастом и творческим потенциалом дошкольников;
построить содержательно разнообразную программу, которая соответствует образовательным потребностям детей; поддерживать семью ребёнка и помогать советом в вопросах обучения и воспитания детей.
Закрепление стандартом права детей с ОВЗ на инклюзивное образование говорит о гуманизации и демократизации общества.
Задача воспитателя – помочь дошкольникам с ОВЗ осознать, что они могут наравне со всей группой расти и одерживать новые победы. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в общении. С детьми с ОВЗ занимаются педагог по коррекции речи, психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и медицинский персонал ДОУ.
Логопед определяет степень понимания и воспроизведения речи, готовит индивидуальные планы коррекции речи, ведёт персональные и групповые занятия. Педагог-психолог подготавливает индивидуальные программы для коррекции, проводит психодиагностику дошкольников и даёт консультации для родителей. Воспитатель развивает мелкую и общую моторику детей, ведё т персональные и групповые занятия по продуктивным видам активности: рисование красками и карандашами, лепка из пластилина и конструирование из бумаги и природных материалов. Музыкальный руководитель при отборе материала учитывает психофизические и речевые способности детей, использует элементы звукотерапии на занятиях музыкой. Учитель физкультуры ведёт занятия по совершенствованию психомоторных процессов у детей. Медработник ДОУ организует лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия.
При организации инклюзивной практики руководство ДОУ может привлекать дополнительных педагогов. Коллективные действия сотрудников детского сада формируют благоприятную среду для адаптации ребёнка с особыми образовательными потребностями в детском коллективе.
Педагоги ДОУ сотрудничают друг с другом и с родителями воспитанников. Постоянное взаимодействие воспитателей и семьи ведёт к положительному результату. Сотрудничество с семьями дошкольников организуется в форме консультаций, дней открытых дверей и семинаров-практикумов, на которых родителей знакомят с дидактической литературой, играми и учат использовать полученные сведения на практике.
Праздники в детском саду – тоже часть работы воспитателей с семьёй дошкольника. На мероприятиях родители наблюдают достижения ребёнка, участвуют вместе с детьми в конкурсах и соревнованиях.