Яна Соркина
Консультация «Информатизация современного детского сада. Кому нужны мультимедийные технологии?»
▼ Скачать + Заказать документы
В наши дни в условиях модернизации образования требования современного общества таковы, что педагог должен идти в ногу со временем, используя новые технологии в образовании и воспитании. В концепции модернизации российского образования было рекомендовано для достижения нового качества образования осуществлять информатизацию образования. Компьютерные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса.
Темочки:
Информация сферы образования в период динамично меняющего мира приобретает функциональное значение. Она способна обновить и обогатить весь образовательный процесс, открывает новые возможности для внедрения в педагогическую практику новых инновационных идей воспитания. Получение информации имеет решающее значение. Применять, обогащать, отбирать эту информацию будут завтра сегодняшние дошкольники. Именно поэтому дошкольник должен уже сегодня уметь работать с ней, пользоваться и ориентироваться в потоке информации.
На сегодняшний день информатизация дошкольного образования это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. К сожалению, новые технологии в ДОУ приходят с большим опозданием. Если школы сегодня спорят об эффективности той или иной информационно-поисковой системы в школе, то для детского сада на сегодня не создана ни одна программа, позволяющая автоматизировать воспитательно-образовательный процесс. Педагоги ДО самостоятельно изучают и внедряют в свою деятельность компьютерные технологии. Конечно, внедрение процесса информатизации в ДО способствует не замене традиционных методов воспитания и обучения, а расширению их возможностей.
Детский ум восприимчив ко всему новому, интересному, а компьютер не менее интересен, чем игрушка. Но, только соединив традиционное образование со средствами информационных технологий, можно говорить о создании благоприятных условий для полноценного проживания ребёнка дошкольного детства.
Как известно, в возрасте от 3 -6 лет интенсивно развивается мышление ребёнка. Это период перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению. Цель педагога – создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка. Это и память, и внимание, и мышление, и воображение, и восприятие. Задача воспитателя в ДОУ помочь дошкольнику приобрести навыки работы с информацией, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий. Для этого необходимо формирование личности имеющей прочные базовые знания, способной адаптироваться к условиям современной жизни, обладающей информационной культурой.
Информационные технологии значительно расширяют возможности как родителей, так и педагогов в сфере раннего обучения. Они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Если воспитатель будет насыщать свою образовательную деятельность ярким, занимательным, интересным, запоминающимся материалом, тогда у дошкольника возникнет интерес в обучении. Это приведёт к созданию положительной эмоциональной обстановки учения, к развитию мыслительных способностей.
Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы дошкольник увлечённо занимался во время образовательной деятельности.
Известно, что взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. У взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична. Тем самым процесс познания дошкольников отличается от процесса познания взрослого. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, которые должны быть тщательно подобраны с учётом возраста и учебной направленности.
Многие исследователи (О. Горвиц, О. Тараканов) рассматривают компьютер как игрушку. Они считают, что на сегодняшний день – это лучшая игрушка, так как она является посредником между реальным миром ребёнка. Игра для ребёнка не только отдых и развлечение, но и вид деятельности: без игры ребёнок не может нормально расти и развиваться. В играх дошкольник развивается умственно, сталкиваясь с миром современной техники. При таком ведущем виде деятельности для дошкольника, какой является игра, вырабатывается трудолюбие, настойчивость в достижении цели, наблюдательность. Педагогу-воспитателю необходимо постоянно находить и применять такие игры, которые способствуют развитию дошкольников. Все игры должны вести к определённым педагогическим целям и достигать их. Деятельность дошкольника отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата.
Компьютерные технологии в образовательной деятельности дошкольника – это одно из слагаемых средств, методов и форм, применяемых в целях развития. Мультимедиа технологии вызывают бодрое и весёлое настроение, приносят радость. Увлечённые живой, эмоциональной игрой дети легче усваивают и приобретают различные навыки, умения и знания, которые понадобятся им в жизни. На сегодняшний день для педагога – дошкольника основная задача заключается в гармоничном сочетании традиционных методов и приёмов развития, к которым относятся: рассматривание иллюстраций по теме; беседы; рассказы воспитателя; экспериментирование; наблюдение; с современными мультимедиа технологиями. Разнообразный красочный материал, который может предоставить мультимедиа технологии поддерживают у детей постоянный интерес, активизируют познавательную активность каждого ребёнка, и что очень актуально в раннем детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания. Мультимедиа технологии должны входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей.
Использование мультимедийных технологий в ДО позволяет :
1. модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить его эффективность
2. мотивировать дошкольника на поисковую деятельность
3. дифференцировать обучение с учётом индивидуальных особенностей детей.
В процессе занятия детей на компьютере улучшается их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запоминать тот или иной материал. И если только материал является ярким, дошкольник непроизвольно обращает на него внимание. Здесь компьютер просто необходим, так как передаёт информацию в привлекательной для ребёнка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Мультимедиа технологии позволяют развивать у дошкольников абстрактное, логическое, оперативное мышление. Они дают возможность ребёнку пользоваться различными уровнями усложнения материала. В деятельности детей, использующих компьютер выделяются следующие мотивации:
- интерес к новому, загадочному предмету - компьютер
- мотив успешного решения познавательных задач
- исследовательский мотив (желание найти ответ на вопрос)
Очень важно, чтобы занятия не оказали неблагоприятного воздействия на здоровье дошкольников. Использование в учебно-воспитательных целях мультимедиа технологий требует тщательной организации, как самих занятий так и всего режима дошкольников в целом. Для старших дошкольников длительность занятий не должна превышать 10-15 минут один – два раза в неделю.
С большой долей ответственности педагог должен использовать мультимедиа технологии как средства индивидуального воздействия на интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развития каждого малыша. Задача воспитателя – определить меру трудностей предполагаемого задания. Важно учитывать, что на дошкольника одинаково пагубно скажутся как недооценка его возможностей, так и перегрузка.
Возможность мультимедийных технологий позволяет увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Для дошкольников один и тот же образовательный материал должен повторятся многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Использование мультимедийного способа подачи информации даё т следующие положительные результаты:
- тренируется активность внимания и памяти
- пополняется словарный запас
- развиваются элементы наглядно-образного и теоритического мышления
- развиваются воображение и творческие способности
- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность
- развивается мелкая моторика
- формируется координация движений глаз
Так как мультимедиа технологии становятся естественным атрибутом нашей жизни, не стоит искусственно ограничивать ребёнка от общения с ними. Педагогу – воспитателю необходимо направить свои силы на воспитание у дошкольника правильного отношения к компьютеру. Нужно приложить усилия, чтобы в жизни ребёнка он занял достойное место наряду с музыкой, книгами, живописью, общение с друзьями и взрослыми.
Модель основана на проектировании культурных практик в образовательном процессе детского сада, направленных на развитие самостоятельности, позитивной социализации и индивидуализации ребёнка дошкольника.
Данная модель рассчитана на возрастную категорию детей от 5 до 6 лет.
Основанием модели являются мультимедия технологии, которые позволяют максимально использовать культурные практики в контексте реализации ФГОС ДО.
Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе - это комплекс презентаций по всем областям развития, который постоянно находится в процессе увеличения, доработки, усовершенствования.
Социально-коммуникативное развитие.
Презентации: Наша родина Россия, Санкт-Петербург, Моя улица, Мой дом, Моя семья, Права и обязанности ребёнка и др.
Познавательное развитие.
Ознакомление с окружающим.
Презентации: Домашние животные, Лесные животные, Для чего нам нужны деревья, История хлеба, Дорожные знаки, Профессии, Что окружает нас дома и др.
Формирование элементарных математических представлений.
Мультимедийные технологии для развития внимания, памяти, мышления, воображения; мониторинг развития детей.
Речевое развитие.
Использований мультимедийных технологий для заучивания стихотворений с опорой на картинки, техники перекодирования, мнемотехники; обучение составлению рассказов по картинам.
Художественно-эстетическое развитие.
Презентации: Ознакомление с народными промыслами и др.
Посещение виртуальных музеев.
Каждое направление имеет свою цель, форму и технологическое решение, так как связано с активной, самостоятельной, разноаспектной апробацией каждым ребёнком новых для него видов деятельности, а также способов её осуществления и разных форм организации, основанных на индивидуальных интересах, потребностях, способностях.
Презентация помогает решить следующие задачи:
1. Показать её преимущества, как способа обучения, в которой гармонично интегрируется наглядный, словестный, игровой и практический метод.
2. Привлечь внимание детей к компьютеру, как современному средству получения информации.
3. Создать методическое пособие для использования мультимедия технологий для учебной деятельности детей.
Применение мультимедия технологий позволяет создать условия:
- для формирования устойчивой мотивации дошкольников в образовательном процессе; самостоятельности в разнообразных видах деятельности, стремлении к проявлению творческой инициативы;
- для активного вовлечения родителей в образовательный процесс;
- для командной работы, когда дошкольники самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяются для совместной деятельности. определяют общий замысел, распределяют роли, оценивают полученный результат;
- для проявлении инициативы в общении: делиться впечатлениями со сверстниками, согласовывать в образовательной деятельности свои интересы и интересы партнёров;
- для проявления интеллектуальной активности, познавательного интереса: ребенок ставит самостоятельно познавательную задачу и решать её доступным для него способом; проявляет сообразительность, догадку, с удовольствием экспериментирует.