кущ виктория
Информатика для малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования «Занимательная информатика» относится к технической направленности
Программа «Занимательная информатика» знакомит дошкольников с миром компьютерных технологий, позволяет применять полученные знания на практике, помогает ребёнку в реализации собственного личностного потенциала, что необходимо для адаптации в современном обществе. Курс обучения предполагает освоение компьютера не только как электронно-вычислительной машины, но и как средства творческого самовыражения.
Актуальность
Программа составлена с учё том следующих нормативных документов:
Публикация «Информатика для малышей» размещена в разделах
• «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049 - 13» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 15.05 2013 года № 26, зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 29.05.2013, регистрационный № 285674);
• Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
• «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г., зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 14.11.2014г. ,ргистрационный №30384);
Сегодняшнее поколение детей уже в дошкольном возрасте нередко владеет компьютерной техникой на уровне пользователя. Однако, часто эти знания отрывочны, не имеют под собой теоретических основ. Поэтому, все более становится актуальной проблема обучения основополагающим принципам и направлениям информационных технологий, систематизация знаний учащихся. Данная программа позволяет реализовать эту задачу, соединив в модульном курсе изучение конкретных информационных технологий и основ информатики как науки.
Цель: вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать технические навыки в соответствии с интересами и наклонностями; развитие творческих способностей обучающихся посредством современных компьютерных технологий
Задачи:
• Дать детям фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой
• формировать понятия и способы информационной деятельности
• воспитывать информационную культуру;
• создать мотивацию к использованию собственных умений, интереса к решению учебных и жизненных задач, создать высокие стартовые возможности для обучения в начальной школе
• воспитывать умение работать в группе
Курс информатики ориентирован на развитие у детей умения рассуждать строго логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения. В процессе освоения курса необходимо заботиться о подготовке детей к предстоящему обучению построению информационно-логических моделей деятельности. Ребенку доступно освоение умственных операций, которые будут необходимы ему в последующем школьном обучении: абстрагирование, иерархическая декомпозиция, создание иерархии понятий.
В ходе работы с детьми основным направлением является исследовательская деятельность. Дошкольники, изучая работу компьютера, компьютерных программ, получают первичные навыки использования ИКТ-технологий.
Данная программа реализует общеобразовательный подход к изучению информатики, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Направления обучения:
Изучение информатики как науки. Одной из задач этого направления обучения является развитие логического мышления.
Формы и методы работы
Программа доступна и интересна дошкольникам, в ней максимально возможно применяются следующие методы, позволяющие дать детям первоначальные основы информатики (структуры, классы, алгоритмы, кодирование информации и др.) :
Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.
Показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения – этот прием помогает раскрыть перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения.
Упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. В обучении дошкольников применяются упражнения разного типа. В одних случаях дети выполняют упражнения, подражая (подражательные упражнения, в других ребенок реализует задачи, аналогичные тем, которые он решал и, наконец, ребенок выполняет творческие упражнения, требующие комбинирования, иного сочетания знаний и умений, которыми он владеет.
Игровые методы:
Игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей.
Для развития остроты восприятия используются игровые задания, дидактические игры и упражнения, выполнив которые ребенок легко может усвоить правила поведения, технику безопасности, гимнастику для глаз.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа рассчитана на обучение детей от 5 до 7 лет. Принимаются в детское объединение все желающие. Уровень подготовки детей при приёме в группы первого года обучения определяется на основе собеседования с поступающим. Специальные навыки не требуются.
Формы и режим занятий
Группы первого года обучения занимаются 2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия по 25 минут.
Группы второго года обучения занимаются 2 раза в неделю, продолжительность каждого по 30 минут.
В занятия включаются и теория, и практика.
В процессе обучения используются следующие формы работы:
Групповая форма обучения - основная форма проведения занятий. Коллективная деятельность помогает сделать процесс обучения и воспитания более результативным, успешным.
Индивидуальная форма обучения предусматривает работу с одарёнными детьми. Педагог может помочь ученику в углубленном изучении предмета. Данная форма обучения результативна и на ранних этапах ознакомления с предметом, т. к. учащиеся поступают в группы с разным уровнем подготовки.
Способы проверки результатов
• Знания по данной программе не могут подвергнуться жесткой аттестации, т. к. она направлена на формирование у учащихся стремления к дальнейшему познанию себя, поиск новых возможностей реализации своего потенциала.
• Программа предполагает следующие способы проверки результатов: наблюдение, устный зачёт, зачёт в виде теста, практическая работа, самостоятельная работа.
• Участие в творческих мероприятиях, конкурсах и фестивалях, учебно-исследовательских конференциях.
Предметно – пространственная развивающая среда
1. Наглядно-дидактическое пособие.
2. Компьютерная техника
Ноутбуки – 5 шт. ;
Принтер;
Мультимедиа проектор;
Интерактивная доска;
Сканер.
Вся техника имеет гигиеническое заключение, подтверждающее ее безопасность для детей.
В помещении выделено место для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника», на следование и чередование и др. Например, для развития логики это игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Логический домик», «Найди отличия». Познавательные книги для дошкольников. Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе. Игр с правилами огромное многообразие, это и лото, и домино, и маршрутные игры («бродилки»). Главный принцип отбора — игры должны быть интересными для детей, вызывать желание играть и без участия взрослого.