Папки-передвижки

Информационный среднесрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Истоки чувашской культуры»

Татьяна Дмитриева
Информационный среднесрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Истоки чувашской культуры»

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность проекта: Актуальность проекта заключается в сохранении и передаче культурного наследия чувашского народа. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению — вот ведущая педагогическая идея. Данный проект направлен на развитие художественно - творческих способностей детей, эстетического воспитания, формированию нравственности, воспитанию любви к Отечеству, уважению к предкам, интерес к чувашской культуре.

Работа по проекту ведется совместно с родителями, с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми.

Проблема проекта: На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению. Родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством. Наиболее значительными и доступными для усвоения детьми, способными вызвать их отклик, являются такие элементы национальной культуры, как сказки, песни, игры, танцы, народные промыслы, искусство, традиции, обряды и т. д.

Цель: Расширение и обогащение знаний детей о народах, проживающих в Поволжье. Формирование интереса к культуре чувашского народа.

Задачи:

1. Воспитывать у детей устойчивый интерес к истории чувашского народа и национальной культуре.

2. Развивать у детей интерес к художественным произведениям устного народного и авторского творчества, народно – прикладного искусства.

3. Развивать у детей коммуникативные навыки.

4. Формировать отношения между взрослыми и детьми, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.

5. Совершенствовать речь как средство общения.

6. Воспитывать дружеские отношения и умения совместно работать в коллективе.

7. Воспитывать организованность, дисциплинированность.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный

2. Основной

3. Заключительный

Планируемый результат:

1. Дети способны воспринимать своеобразие традиций, праздников, обрядов чувашского народа.

2. Различать элементы чувашского народного костюма.

3. Проявлять устойчивый интерес к истории родного края и национальной культуре.

4. Интерес к чувашским национальным играм.

5. Обогащение словарного запаса, развитие связной речи, коммуникативных навыков.

6. У педагогов обогащены знания о культуре, обычаях и традициях чувашского народа.

7. Родители вовлечены в совместную деятельность по реализации проекта.

Оборудование и материалы:

1. Выставка книг чувашских авторов и народных сказок.

2. Мультимедийные презентации.

3. Материалы для продуктивной изобразительной деятельности.

Продукт проекта:

1. Приготовление национального чувашского блюда - пирог «Хуплу».

2. Лэпбук «Моя Солнечная Чувашия».

Предварительная работа:

1. Составить план – схему проведения деятельности с детьми и родителями.

2. Подобрать литературу, фотографии, плакаты, аудиозаписи, иллюстрации, дидактические игры, игровой материал.

3. Подготовить материал в соответствии с возрастом и тематикой.

4. Подобрать игры, загадки, презентации.

№ Мероприятие Цели

1 этап-подготовительный

1. Анкетирование родителей Выявить знания родителей по теме проекта

2. Консультация для родителей «Знакомим детей с культурой чувашского края»

Просвещение родителей по теме проекта.

3. Оформление папки-передвижки «Интересные памятники в Чебоксарах».

2 этап-основной

4. ОД по познавательному развитию. Беседа о людях разных национальностях живущих в России и о их быте.

Формирование представлений о народах, проживающих на территории России.

5. Просмотр презентации «Чувашская народная культура»

Пробудить интерес детей к чувашской народной культуре.

6. ОД по познавательному развитию. Беседа «Из истории чувашской одежды. Знакомство с чувашским костюмом».

Познакомить с историей чувашского народного костюма, с некоторыми его названиями.

7. ОД по художественно-эстетическому развитию. Рисование «Украшение фартука»

Познакомить детей с фартуком, как видом народной одежды (история создания, особенности внешнего вида).

8. ОД по познавательному развитию. Беседа «Чувашская изба»

Знакомить детей с домашней утварью, расширить знания о старинных предметах.

9. ОД по художественно-эстетическому развитию. Рисование «Полотенце»

Расширять представление о видах народного декоративно-прикладного искусства, продолжать знакомить детей с народными орнаментами.

10. ОД по художественно-эстетическому развитию. Знакомство детей с чувашскими музыкальными инструментами.

Прослушивание чувашских песен.

Формировать представления детей о чувашских народных музыкальных инструментах.

11. ОД по познавательному развитию. Беседа о зимних Чувашских традициях и обрядах.

Познакомить детей с зимними обрядами и традициями чувашского народа.

12. ОД по физическому развитию. Чувашские народные игры : «Расходитесь», «Один и много», «Что нужно?».

Формирование интереса у дошкольников к играм чувашского народа.

13. Социально-коммуникативное развитие. Дидактические игры: «Найди старинные предметы быта», «Найди и назови» (элементы одежды чувашей, «Слова приветствия», «Найди такой же узор», «Найди значение узора», «Сложи чувашский узор», «Что лишнее», «Одень куклу».

Приобщение детей к традиционной чувашской культуре через игровую деятельность, закрепление полученных знаний, умений и навыков.

14. Организация выставки кукол в национальных костюмах. Познакомить с национальными костюмами разных народов мира.

15. Речевое развитие. Выставка книг чувашских авторов и народных сказок.

Показать детям разнообразие книг чувашского народа.

16. Речевое развитие. Чтение Чувашских сказок: «Красавица Тайслу», «Кот и Петух», «Хитрая лиса».

Приобщать детей к духовно-нравственным ценностям в процессе ознакомления с чувашскими сказками и легендами.

17. ОД по познавательному развитию. Беседа «Флаг Чувашской Республики», «Гимн Чувашской Республики»

Изучить историю государственных символов Чувашской Республики.

18. ОД по познавательному развитию. Беседа о вышивках чувашского народа

Ознакомление с композицией чувашской вышивки: орнаментальные мотивы, цветовая гамма, расположение узоров в костюме.

19. ОД по художественно-эстетическому развитию Аппликация «Сложи чувашский узор».

Развитие у детей интереса к чувашскому национальному орнаментальному искусству.

20. ОД по художественно-эстетическому развитию. Лепка «Петушок».

Познакомить с народной игрушкой, как одной из яркой представительницей народного творчества.

21. ОД по художественно-эстетическому развитию. Аппликация «Салфетка для бабушки». Вызвать у детей интерес к изготовлению салфетки, используя различные материалы.

22. Приготовление национального чувашского блюда - пирог «Хуплу». Изучить чувашскую кухню на примере закрытого круглого пирога хуплу и попробовать приготовить это блюдо совместно с воспитателем.

3 этап – заключительный

23. Оформление собранного материала

24. Презентация проекта

Взаимодействие с родителями.

Мероприятия Цель

1. Оформление лэпбука «Моя Солнечная Чувашия»

2. Помощь родителей в пошиве чувашского национального костюма.

3. Консультация для родителей «Знакомим детей с культурой чувашского края».

4. Пополнение выставки книг чувашской литературой. Привлечь родителей к данному проекту и сделать их активными участниками.

Итог проекта:

В результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, просмотр презентаций, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания о народах чуваши, проживающих в Поволжье, расширились знания о культуре чувашского народа, повысился интерес к традициям и обычаям. Дети получили возможность показать все свои приобретенные представления и умения, проявить фантазию, выдумку, поучаствовать в играх. Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители стали нашими активными участниками и помощниками.

Список использованной литературы:

1. Васильева Л. Г. //Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. — Чебоксары, 2006.

2. Воронцов Г. Н. Детские игры. — Чебоксары, 1992.

3. Иванов К. В. Сказки. — Чебоксары: Чувашгосиздат, 2009.

4. Канюков В. Я. Детский фольклор: песни, стихи, сказки. — Чебоксары, 1964.

5. Скворцов М. И. Культура чувашского края. Чебоксары, 1995г.

6. Эйзин П. Е. Чувашские народные сказки. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993.

7. Яковлев И. Я. Детские рассказы. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2001.

Публикации по теме:

«Мой край — ста тысяч песен, ста тысяч вышивок». Фотоотчет о неделе чувашской культуры«Мой край — ста тысяч песен, ста тысяч вышивок». Фотоотчет о неделе чувашской культуры Хочу вам представить фотоотчет о том, как чуваши приобщают воспитанников к культуре предков в дошкольном учреждении. 25 апреля в Чувашской.

Фотоотчёт «Посещение мини-музея чувашской культуры в детском саду»Фотоотчёт «Посещение мини-музея чувашской культуры в детском саду» Фотоотчёт. Посещение мини-музея чувашской культуры в детском саду. В рамках Недели Чувашской культуры дети старшей группы «Ягодка» вместе.

Информационный проект для детей старшего дошкольного возраста «Сокольский край люби, знай и сохраняй»Информационный проект для детей старшего дошкольного возраста «Сокольский край люби, знай и сохраняй» Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационный среднесрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Истоки чувашской культуры»
Опубликовано: 6 августа 2024 в 20:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Информационный среднесрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Истоки чувашской культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Дмитриева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 августа. День арбуза. Передвижка «Арбуз»

 3 августа свой праздник отмечает арбуз. Этого зелено-полосатого именинника любят взрослые и дети, без него невозможно представить лето.

29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД