Татьяна Дмитриева
Информационный среднесрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Истоки чувашской культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность проекта : Актуальность проекта заключается в сохранении и передаче культурного наследия чувашского народа. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению — вот ведущая педагогическая идея. Данный проект направлен на развитие художественно - творческих способностей детей, эстетического воспитания, формированию нравственности, воспитанию любви к Отечеству, уважению к предкам, интерес к чувашской культуре.
Публикация «Информационный среднесрочный проект для детей старшего дошкольного возраста „Истоки чувашской культуры“» размещена в разделах
- Проекты
- Старшая группа
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2024
Работа по проекту ведется совместно с родителями, с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми.
Проблема проекта : На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению. Родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством. Наиболее значительными и доступными для усвоения детьми, способными вызвать их отклик, являются такие элементы национальной культуры, как сказки, песни, игры, танцы, народные промыслы, искусство, традиции, обряды и т. д.
Цель: Расширение и обогащение знаний детей о народах, проживающих в Поволжье. Формирование интереса к культуре чувашского народа.
Задачи:
1. Воспитывать у детей устойчивый интерес к истории чувашского народа и национальной культуре.
2. Развивать у детей интерес к художественным произведениям устного народного и авторского творчества, народно – прикладного искусства.
3. Развивать у детей коммуникативные навыки.
4. Формировать отношения между взрослыми и детьми, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.
5. Совершенствовать речь как средство общения.
6. Воспитывать дружеские отношения и умения совместно работать в коллективе.
7. Воспитывать организованность, дисциплинированность.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Планируемый результат:
1. Дети способны воспринимать своеобразие традиций, праздников, обрядов чувашского народа.
2. Различать элементы чувашского народного костюма.
3. Проявлять устойчивый интерес к истории родного края и национальной культуре.
4. Интерес к чувашским национальным играм.
5. Обогащение словарного запаса, развитие связной речи, коммуникативных навыков.
6. У педагогов обогащены знания о культуре, обычаях и традициях чувашского народа.
7. Родители вовлечены в совместную деятельность по реализации проекта.
Оборудование и материалы:
1. Выставка книг чувашских авторов и народных сказок.
2. Мультимедийные презентации.
3. Материалы для продуктивной изобразительной деятельности.
Продукт проекта :
1. Приготовление национального чувашского блюда - пирог «Хуплу».
2. Лэпбук «Моя Солнечная Чувашия».
Предварительная работа:
1. Составить план – схему проведения деятельности с детьми и родителями.
2. Подобрать литературу, фотографии, плакаты, аудиозаписи, иллюстрации, дидактические игры, игровой материал.
3. Подготовить материал в соответствии с возрастом и тематикой.
4. Подобрать игры, загадки, презентации.
№ Мероприятие Цели
1 этап-подготовительный
1. Анкетирование родителей Выявить знания родителей по теме проекта
2. Консультация для родителей «Знакомим детей с культурой чувашского края»
Просвещение родителей по теме проекта.
3. Оформление папки-передвижки «Интересные памятники в Чебоксарах».
2 этап-основной
4. ОД по познавательному развитию. Беседа о людях разных национальностях живущих в России и о их быте.
Формирование представлений о народах, проживающих на территории России.
5. Просмотр презентации «Чувашская народная культура»
Пробудить интерес детей к чувашской народной культуре.
6. ОД по познавательному развитию. Беседа «Из истории чувашской одежды. Знакомство с чувашским костюмом».
Познакомить с историей чувашского народного костюма, с некоторыми его названиями.
7. ОД по художественно-эстетическому развитию. Рисование «Украшение фартука»
Познакомить детей с фартуком, как видом народной одежды (история создания, особенности внешнего вида).
8. ОД по познавательному развитию. Беседа «Чувашская изба»
Знакомить детей с домашней утварью, расширить знания о старинных предметах.
9. ОД по художественно-эстетическому развитию. Рисование «Полотенце»
Расширять представление о видах народного декоративно-прикладного искусства, продолжать знакомить детей с народными орнаментами.
10. ОД по художественно-эстетическому развитию. Знакомство детей с чувашскими музыкальными инструментами.
Прослушивание чувашских песен.
Формировать представления детей о чувашских народных музыкальных инструментах.
11. ОД по познавательному развитию. Беседа о зимних Чувашских традициях и обрядах.
Познакомить детей с зимними обрядами и традициями чувашского народа.
12. ОД по физическому развитию. Чувашские народные игры : «Расходитесь», «Один и много», «Что нужно?».
Формирование интереса у дошкольников к играм чувашского народа.
13. Социально-коммуникативное развитие. Дидактические игры: «Найди старинные предметы быта», «Найди и назови» (элементы одежды чувашей, «Слова приветствия», «Найди такой же узор», «Найди значение узора», «Сложи чувашский узор», «Что лишнее», «Одень куклу».
Приобщение детей к традиционной чувашской культуре через игровую деятельность, закрепление полученных знаний, умений и навыков.
14. Организация выставки кукол в национальных костюмах. Познакомить с национальными костюмами разных народов мира.
15. Речевое развитие. Выставка книг чувашских авторов и народных сказок.
Показать детям разнообразие книг чувашского народа.
16. Речевое развитие. Чтение Чувашских сказок : «Красавица Тайслу», «Кот и Петух», «Хитрая лиса».
Приобщать детей к духовно-нравственным ценностям в процессе ознакомления с чувашскими сказками и легендами.
17. ОД по познавательному развитию. Беседа «Флаг Чувашской Республики», «Гимн Чувашской Республики»
Изучить историю государственных символов Чувашской Республики.
18. ОД по познавательному развитию. Беседа о вышивках чувашского народа
Ознакомление с композицией чувашской вышивки : орнаментальные мотивы, цветовая гамма, расположение узоров в костюме.
19. ОД по художественно-эстетическому развитию Аппликация «Сложи чувашский узор».
Развитие у детей интереса к чувашскому национальному орнаментальному искусству.
20. ОД по художественно-эстетическому развитию. Лепка «Петушок».
Познакомить с народной игрушкой, как одной из яркой представительницей народного творчества.
21. ОД по художественно-эстетическому развитию. Аппликация «Салфетка для бабушки». Вызвать у детей интерес к изготовлению салфетки, используя различные материалы.
22. Приготовление национального чувашского блюда - пирог «Хуплу». Изучить чувашскую кухню на примере закрытого круглого пирога хуплу и попробовать приготовить это блюдо совместно с воспитателем.
3 этап – заключительный
23. Оформление собранного материала
24. Презентация проекта
Взаимодействие с родителями.
Мероприятия Цель
1. Оформление лэпбука «Моя Солнечная Чувашия»
2. Помощь родителей в пошиве чувашского национального костюма.
3. Консультация для родителей «Знакомим детей с культурой чувашского края».
4. Пополнение выставки книг чувашской литературой. Привлечь родителей к данному проекту и сделать их активными участниками.
Итог проекта :
В результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта : беседы, просмотр презентаций, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания о народах чуваши, проживающих в Поволжье, расширились знания о культуре чувашского народа, повысился интерес к традициям и обычаям. Дети получили возможность показать все свои приобретенные представления и умения, проявить фантазию, выдумку, поучаствовать в играх. Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители стали нашими активными участниками и помощниками.
Список использованной литературы:
1. Васильева Л. Г. //Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. — Чебоксары, 2006.
2. Воронцов Г. Н. Детские игры. — Чебоксары, 1992.
3. Иванов К. В. Сказки. — Чебоксары: Чувашгосиздат, 2009.
4. Канюков В. Я. Детский фольклор: песни, стихи, сказки. — Чебоксары, 1964.
5. Скворцов М. И. Культура чувашского края. Чебоксары, 1995г.
6. Эйзин П. Е. Чувашские народные сказки. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993.
7. Яковлев И. Я. Детские рассказы. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2001.