Старостина Анна
Консультация для педагогов «Информационные технологии в образовании и их влияние на детское развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Введение. Президентский указ от 7 мая 2018 года - это старт всей страны на цифровизацию: каждый из 12 Национальных проектов как обязательное условие содержит направление цифровизации: цифровизация школьного образования (НП «Образование», цифровизация всей системы здравоохранения; переведение всей экономики на цифровизацию (НП «Цифровая экономика в цифровом государстве»). Реализация Национальных проектов «Демография», «Экология», «Наука», «Культура» направлены на улучшение качества жизни всех граждан, а значит коснуться каждого учителя. Если в Паспорте и Дорожной карте проекта «Образование» в ожидаемых результатах регламентируется умение младшего школьника к 2020-2024 году компетентное владение всеми цифровыми услугами, которые предлагает и будет предлагать смарт-среда, то учитель обязан быть готов к обучению и формированию этой компетентности у обучающихся. Поэтому в новых условиях цифровой среды вопрос нравственности приобрел новое содержание.
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Основная часть. И. М. Осмоловская пишет о том, что психологической особенностью современного ребёнка стало клиповое мышление. Для него окружающий мир представлен отдельными сторонами действительности, а очень важными для познания ощущениями – это визуализация, наглядность, величины, формы. Важно именно в этот период научить воспринимать и реализовать первоначальное обучение правильному использованию информационных средств. Поэтому важным компонентом нашего исследования является создание условий для становления ребенка, как личности и самореализации обучающихся, сохраняя их здоровье, т. е. разработка мер по внедрению здоровье сберегающих технологий в учебном процессе смарт-обучения, реализуя новую наглядность. Эта тема своевременна, актуальна, и в то же время отражает главное направление и содержание работы по смарт-технологиям современной школы – сохранить ценностное содержание и воспитание школьников [3].
Современная ситуация характеризуется быстрым перманентным изменением самой образовательной среды : изменение качества трудовых ресурсов, содержания образования, его методов, инструментов, - все это в комплексе влечет за собой переход к смарт-образованию.
Представители административных органов признают, что «Цифровая школа» потребует много расходов на оснащение и переоснащение ряда учреждений, а также переподготовку преподавателей. К декабрю 2017 года лишь 30-40% педагогов могли работать с тем инструментарием, который существует в школе, по данным Росстата.
Сегодня уже вся отчётность в школах идет только в электронном виде. Значит, в идеале у каждого учителя должен быть свой компьютер или ноутбук. Казалось бы, это хорошо. Все образовательные организации на 100% должны быть обеспечены Интернетом. Но встает вопрос о качестве Интернета, о стабильном доступе в сеть. Но проблемы с интернетом принуждают к дублированию записей, приводят к нервным срывам.
Речь идет об интегрированных уроках с применением IT-технологий, они более интересные, запоминающиеся при исправной работе компьютеров, проекторов, колонок, идеальном освещении и проектировании. Но когда всё идет не по плану, когда что-то не открывается, не грузится, то это опять-таки стресс для учителя.
С. А. Лысиченкова, психолог, подчеркивает: «Современная реальность взрастила детей, которые ощущают свою широкую, но совершенно несистематизированную информированность фактически во всех аспектах нашей жизни. В случае с предыдущими поколениями детей у них отсутствовал доступ такому широкому объему информации, они испытывали некоторый информационный голод. Дети сегодняшнего дня не испытывают трудностей с ориентацией в бесконечном потоке информации, они легко находят то, что от них требуется, считая себя в этом компетентнее взрослых [2].
Почти нигде не отмечается необходимость постоянного надзора за теми аккаунтами, которыми пользуются дети, а значит негативная «жилая среда» будет сопровождать их. Спорным остается вопрос как изменится в результате воздействия визуального восприятия в условиях смарт-среды развитие мышления, воображения, внимания, логики, памяти, речи ребёнка, а главное, как изменится его ценностное восприятие мира.
В. П. Тихомиров считает, что гаджеты развивают дислексию у детей, то есть возникает проблема с речевым развитием. За последнее десятилетие устная речь агрессивно вытесняется из учебного процесса. Проверка знаний по устным предметам заменяется проверкой рабочих тетрадей, решением тестов, в которые надо всего лишь вписать нужные слова из параграфа.
Личность ребенка формируется в процессе взаимодействия с окружающим миром. Происходит процесс приучения к самостоятельности. Здесь колоссальное значение имеет именно эмоциональное участие того окружения, где формируется человек. Уже сегодня школьникам тяжело выстраивать человеческие, а не виртуальные отношения, утрачивается ценность «живого общения», наблюдаются акмеологические потери, разрывы поколений [4].
Цифровизация не приведет к исчезновению профессии учителя, как мечтает Греф и уже с ним, верится, что информационные технологии разгрузят педагога и высвободят время на учеников. Воспитатель и учебники теперь не единственные носители информации. Любую информацию можно найти в устройстве, которое лежит в кармане каждого. Поэтому учитель должен стать не только проводником в этом необъятном пространстве информации, но и помочь ребёнку отделять правду от вымысла и обмана, важное от неважного, стать тем умным сопровождающим в окружающем негативном мире, каким были учителя во все времена.
Заключение. Создавая свои цифровые образовательные ресурсы и используя уже кем-то созданные, воспитатель приобщается к информационной культуре, которая в настоящее время очень быстро развивается, отстать от которой, значит потеряться в информационном обществе. Цифровые образовательные ресурсы современной жизни должны применяться только на основе аксиологического принципа образования.
Список литературы
1. Забродина, Е. В. Методические рекомендации по применению смарт-технологий в образовании /Е. В. Забродина// Молодой ученый. - 2019. - №3. - С. 357-359.
2. Лысиченкова, С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию /С. А. Лысиченкова// Молодой ученый. - 2012. - №2. - С. 25-31.
3. Осмоловская, И. М. Обучение в информационно-образовательной среде : теория и практика /И. М. Осмоловская// Открытая школа. - 2014. - № 8. - С. 5-9.
4. Тихомиров, В. П. Мир на пути Smart Education : новые возможности для развития /В. П. Тихомиров. - Открытое образование. - 2011. - № 3. - С. 22-28.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /под ред. А. А. Казакова. - М. : Просвещение