Наталья Баранник
Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе реализации культурных практик
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности.
В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Публикация «Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе реализации культурных практик» размещена в разделах
Под безопасным поведение следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранить индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психологический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.
Главное по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.
Главная цель - формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Она реализуется путем решения нескольких задач:
• Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения. Формирование навыков и полезных привычек поведения, понимания и осознание опасных и безопасных действий;
• Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
• Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки.
Воспитание навыков безопасности – непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста и продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное.
• Как сберечь здоровье детей?
• Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций?
• Как научиться общаться с друг другом?
В соответствии с программным содержанием, реализуются четыре основных направления программы:
1. Безопасность собственной жизни;
2. Бережем свое здоровье;
3. Безопасность на дорогах и улицах;
4. Безопасный отдых на природе;
Особую роль в формировании у детей основ правил безопасного поведения имеют современные средства:
• ИКТ – инновационные подходы в данном направлении решают часть поставленных задач.
• Предметы рукотворного мира, создаваемые педагогами, детьми и родителями
• Художественная литература- являющаяся одновременно источником знаний, источником чувств.
Для успешного освоения материала, я создаю необходимые оптимальные условия для ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности :
• Микроклимат в группе;
• Пространственно-предметное окружение;
• Игровую среду.
Работу с детьми по формированию основ безопасности осуществляю через разные формы и методы организации деятельности.
Формы :
• Самостоятельная деятельность детей – развивающие дидактические, настольно-печатные, подвижные игры, в которых закрепляются знания, полученные ранее.
• Совместную деятельность воспитателя и детей – экскурсии, развлечения, беседы, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, проигрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, где дети получают теоретические и практические знания, умения и навыки правил поведения в экстремальных условиях в природе, быту, устанавливают причинно-следственные связи.
• Непосредственно образовательная деятельность.
Методы:
• Игровые
• Практические
• Наглядные
• словесные
Планирую работу основываясь на следующих принципах:
• Развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка.
• Комплексно-тематического построения образовательного
• процесса;
• Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и контингентом детей.
• Единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки.
• Соответствия планируемого содержания и формы организации детей возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики
А также использую совместные различные виды деятельности с детьми:
• Игровая
• Предметная
• Продуктивная
• Трудовая
• Наблюдение
- Игровая и трудовая деятельность - отражает в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. С формированием трудовых умений и навыков у ребенка уменьшается опасность пребывания в отсутствии взрослых.
-Коммуникативная деятельность - объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке
- Познавательно-исследовательская деятельность - манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями.
- Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В окружающей обстановке дома и в детском саду (в соответствии с возрастными возможностями) знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож) электроприборы.
- Восприятие художественной литературы и фольклора - знакомя дошкольников с художественными произведениями, я обращаю внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека, выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения, проявлять взаимопомощь и взаимовыручку среди сверстников.
- Здоровый образ жизни - обогащает социальный опыт ребенка. - Изобразительная деятельность, конструирование.
Позволяют детям сознательно отражать окружающую действительность в рисунке, лепке, аппликации, конструировании.
- Продуктивная деятельность позволяет ребенку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его.
Особое внимание уделяется организации предметно-развивающей среды в группе. В группе имеется уголок безопасности, который содержит материалы: художественную и познавательную литературу: «Правила поведения для малышей», «Чтобы не было беды», «Быть послушным хорошо»и т. д. Каждый день провожу минутки безопасности
При знакомстве детей с правилами безопасности я делаю акцент на формирование у них определённой модели поведения :
• предвидеть опасность;
• уметь принять меры во избежание опасности;
• уметь обращаться за помощью к другим;
• уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.
Формула безопасности :
Безопасности формула есть :
Надо видеть, предвидеть, учесть.
Но возможно - всё избежать.
А где надо - на помощь позвать.
Эффективность работы по формированию основ безопасного поведения в быту и на улице в большой степени зависит от положительного примера взрослых. Главное в формировании навыков безопасного поведения детей - это личный пример воспитателей и родителей.
Работа с родителями воспитанников:
Цель работы с родителями — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
• Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми.
• Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в ДОУ. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.
Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Между мной и родителями нашей группы достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Помимо консультаций, папок-передвижек, рекомендаций для родителей, нами было проведено родительское собрание на тему: «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода и профилактики детского травматизма»
Благодаря совместной работе педагогов и родителей дети становятся более внимательными и осторожными в быту, природе, на улицах города, познают основы поведения, безопасного для человека и окружающего мира.
Результат проделанной работы:
• У детей закрепились знания об общепринятых нормах поведения, в природе в социуме, на дорогах.
• Дети узнали не только правила личной безопасности, но и могут их сформулировать, объяснить необходимость осмотрительного отношения к опасным ситуациям.
• Данная работа востребована детьми и родителями.
Вывод: Работа с детьми направлена на последовательность и систематичность получаемых знаний, применяя их в повседневной жизни на занятиях и самостоятельной деятельности.