Ольга Архипова
Информационно-практико-ориентированный проект «Улицы нашего города»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-практико-ориентированный проект
«Улицы нашего города»
Актуальность:
Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.
Публикация «Информационно-практико-ориентированный проект „Улицы нашего города“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Формирование у детей любви к Родине – это накопление ими социального опыта и знаний о своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Исследования показывают, что у большинства дошкольников недостаточно сформированы знания о родном городе, дети сомневаются в ответах, недостаточно владеют информацией, многие родители затрудняются в знании истории города, а также не имеют возможности посещать культурные учреждения из-за высокой занятости.
В связи с этим, проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. Важной задачей взрослых является воспитание в детях бережного отношения к окружающему, формирование осознания себя частью семьи, города, страны. Поэтому одним из приоритетных направлений работы в нашем ОУ стало знакомство детей старшего дошкольного возраста с региональным культурным наследием своего города, был разработан и реализован творческий проект «Улицы нашего города»
Цель проекта :
Приобщение детей к истории и культуре родного города через знакомство с улицами ближайшего окружения.
Задачи:
1. Воспитывать у детей любовь к родному городу.
2. Расширять представления детей об истории улиц родного города, обогащать словарный запас и связную речь.
3. Формировать пространственные представления у детей, умения ориентироваться на улицах родного города, используя карты и схемы.
4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком.
5. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений об улицах родного города.
6. Научить применять полученные знания в практической деятельности.
Ожидаемый результат:
Для детей:
• Сформированные знания об улицах родного города, их истории, достопримечательностях.
• Умение ориентироваться на улицах родного города, используя карты и схемы.
• Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе полученных знаний.
Для родителей:
• Повышение интереса к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
• Позитивные изменения в стиле взаимодействия ребенок-родитель.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, педагог группы, учитель- логопед, педагог-психолог.
Практическая значимость проекта заключается в создании благоприятных условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников представлений о родном городе и его улицах.
Теоретическая значимость проекта заключается в разработке содержания, форм и методов, предусматривающих поэтапную организацию приобщения детей к истории города и его улиц и вовлечения родителей в совместные мероприятия.
Образовательные области, охватываемые проектом :
• социализация;
• коммуникация;
• познание;
• чтение художественной литературы;
• художественное творчество.
1 этап – диагностический.
1. Подобрать диагностический инструментарий
Педагогическая диагностика «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора)
Пространственно-арифметический диктант (Экспресс-диагностика готовности к школе)
Речевые игры и упражнения для уточнения состояния словарного запаса детей на тему «Город, улица»
Рисунок «Моя улица»
2. Провести диагностическое исследование.
3. Проанализировать результаты.
2 этап – подготовительный
1. Предварительная работа:
- поиск художественной литературы, иллюстративного материала, просмотр слайдов и мультфильмов семейной направленности;
- подбор консультаций для родителей.
2. Составление перспективного плана проекта.
Перспективный план работы с детьми в рамках проекта «Улицы нашего города»
2012-2013 учебный год.
Мероприятия Срок реализации Исполнители Результат
1. Диагностика
ноябрь Педагог-психолог
Учитель-логопед
Воспитатели группы
Рабочие материалы, аналитическая справка
2. Беседа «История города Тольятти»
ноябрь
Воспитатели группы Рабочие материалы
3. Чтение рассказов и разучивание стихов о городе и улицах
декабрь Учитель-логопед
Педагог-психолог
Воспитатели группы
Рабочие материалы
4. Рассматривание месторасположения улиц Центрального района на карте»
декабрь
Воспитатели группы
Рабочие материалы
5. Составление схемы-маршрута от дома до детского сада
декабрь
Воспитатели группы, родители
Рабочие материалы
6. Речевые игры «Словарь», «Исправь предложение», «Что лишнее?», «Кто больше знает улиц» и т. д.
январь
Учитель-логопед
Педагог-психолог
Рабочие материалы
6. Составление рассказов «Улица, на которой я живу» февраль
Воспитатели группы, родители
Рабочие материалы
7. Рисование «Улицы нашего города» февраль Воспитатели группы Рабочие материалы
8. Альбом «Достопримечательности улиц»
март Учитель-логопед
Педагог-психолог
Воспитатели группы
Родители
Рабочие материалы
9. Тематическая беседа «Если ты потерялся в городе» (знание дом. адреса)
март Учитель-логопед
Педагог-психолог
Воспитатели группы
Рабочие материалы
10. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу»
март
Воспитатель группы
Рабочие материалы
11. Дидактические игры «Безопасность на улицах», «Путешествие по улицам нашего города» и т. д.
апрель Воспитатель группы
Педагог-психолог
Рабочие материалы
12. Экскурсия в краеведческий музей
апрель Воспитатель группы
Учитель-логопед
Педагог-психолог
Рабочие материалы
14. Викторина «Улицы Тольятти» апрель Учитель-логопед
Воспитатель группы
Педагог-психолог
Родители Рабочие материалы.
15. Итоговая диагностика по проекту
май Педагог-психолог
Учитель-логопед
Воспитатель группы Аналитическая справка, рабочие материалы
14. Презентация проекта
май Дети, родители, воспитатель группы, педагог-психолог, учитель-логопед Фото, видеоматериалы, рисунки, альбомы.
Перспективный план работы с родителями в рамках проекта «Улицы нашего города»
2012-2013 учебный год.
Мероприятия Срок реализации Исполнители Результат
1. Папка-передвижка «Безопасность детей на улицах»
ноябрь
Воспитатели группы
Материалы сообщений
2. Консультация «Воспитание патриотизма через знакомство с историей родного города»
декабрь Воспитатель группы
Педагог-психолог
Материалы сообщений
3. Составление схемы-маршрута от дома до детского сада
декабрь
Воспитатель группы
Рабочие материалы
4. Стендовая информация «Расширяем кругозор детей», «Развитие пространственной ориентации»
январь
Учитель-логопед
Педагог-психолог
Материалы сообщений
5. Составление рассказов «Улица, на которой я живу»
февраль Воспитатель группы
Учитель-логопед
Педагог-психолог
Рабочие материалы
6. Альбом «Достопримечательности улиц»
март Воспитатель группы
Учитель-логопед
Педагог-психолог Рабочие материалы
7. Викторина «Улицы Тольятти»
апрель Воспитатель группы
Учитель-логопед
Педагог-психолог
Рабочие материалы
3 этап – основной (реализация)
Проведение мероприятий в рамках проекта по трем направлениям:
• работа педагогов с детьми;
• работа детей и родителей;
• работа педагогов и родителей.
4 этап – заключительный
• Отслеживание динамики и эффективности проведенной работы с помощью заключительной диагностики.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Кадровые условия:
• создать творческую группу для реализации проекта;
• выбрать в родительский комитет энергичных, инициативных родителей, способных принимать участие в проекте;
• способствовать повышению компетентности педагогов по вопросам формирования у старших дошкольников представлений об улицах нашего города.
2. Финансово-экономические ресурсы:
изыскать средства для посещения детьми Краеведческого музея
приобрести учебно-методическую литературу, дидактические пособия;
изыскать средства для технического обеспечения проектной деятельности;
3. Материально-технические ресурсы:
Компьютер, доступ к интернет-ресурсам, принтер, видеокамера, фотоаппарат, видео, конференц-оборудование, сигнальные флажки.
4. Организационно-методические:
• разработка проекта;
• разработка конспектов организации совместной деятельности.
5. Информационные ресурсы :
размещение информации о проекте на сайте детского сада.
6. Временные сроки: долгосрочный проект (октябрь-май).
7. Правовые ресурсы:
Права и обязанности участников проекта определяются Конвенцией о правах ребенка, действующим законодательством РФ, Уставом МБУ.
Перспективы реализации проекта
Данный проект – готовый методический материал к использованию в работе другими педагогами и с другими детьми
Литература:
1. Астахов Е. Е. «Тольятти-город на Волге». /Москва 2008г
2. Журнал «Ставроша» Тольятти ООО «Утро».
3. Сафронова И. И., Суроева Г. З., Шкатова Л. И., Надежкина И. А. «Формирование основ гражданственности дошкольников»./Тольятти 2001г. Издательство фонда «Развитие через образование».
4. Позднякова Е. А. «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении»./г. Волгоград, Издательство «Учредитель» 2007г.
5. Кереева Т. И. «Люби и знай свой отчий край» Москва 2006г.
6. Акулова Е. Ф., Царева Т. М., Елисеева С. В., «Среди людей. (учебно-методическое пособие). Тольятти 2007г.
7. Арнаутова Е. П. «Основы Сотрудничества педагога с семьёй дошкольника» Москва 1994г.
8. Кондрыхинская Л. А. «С чего начинается Родина?» (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) М: ТЦ Сфера 2004г.