Марина Газизова
Информационно-коммуникационные технологии как управленческий ресурс в деятельности дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В УПРАВЛЕНИИ ДОУ
Информатизация дошкольного образования - процесс объективный и неизбежный. Она ориентирована на создание оптимальных условий для использования информационных ресурсов и технологий в ходе взаимодействия субъектов педагогической деятельности. Информатизация управления дошкольным образовательным учреждением ведёт к интенсификации менеджмента, обеспечивая более качественное взаимодействие окружающей среды, управляющей и управляемой подсистем на основе ИКТ, и, как следствие, способствует оптимизации функционирования педагогической системы, развитию её потенциала и возможностей реализации социального заказа.
Публикация «Информационно-коммуникационные технологии как управленческий ресурс в деятельности дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
Информатизация ДОУ осуществляется в нескольких направлениях: педагогическом и организационном, первое из которых способствует повышению эффективности образовательного процесса, а второе - модернизации управления посредством использования ИКТ.
Сущностью информатизации управления ДОУ является процесс информационного обеспечения управленческой деятельности на основе применения современной вычислительной техники и средств связи с целью оптимизации функционирования педагогической системы, развития её потенциала и расширения возможностей реализации социального заказа.
Деятельность ДОУ непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель, его заместители, специалисты и педагоги владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести её до сведения участников образовательного процесса. Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития. Внедрение ИКТ в сферу управления ДОУ позволяет повысить такие показатели, как:
• экономия затрат труда и времени;
• информированность о состоянии управляемой системы;
• оперативность принятия управленческих решений;
• адекватность и продуктивность управленческих решений;
• оптимизация и автоматизация информационных процессов;
• интеллектуальный потенциал коллектива.
Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всей вертикали управления. На смену традиционным формам работы с информацией приходят компьютерные технологии управленческого назначения. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей представляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности.
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ
1. Применение ИКТ в практике ДОУ
• Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентация).
• Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям.
• Знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
• Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и зарубежья, подбор материалов для сайта ДОУ
• Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
• Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.
• Использование презентаций, созданных в программе Рower Рoint, для повышения педагогической компетентности родителей в процессе проведения родительских собраний.
• Оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по различным направлениям деятельности.
• Использование электронной почты.
2. Создание сайта ДОУ
2.1. Значение сайта для совершенствования взаимодействия педагогов, родителей и социального окружения ДОУ
Для обеспечения нового качества диалога общества и дошкольного образовательного учреждения необходимо готовить, публиковать и распространять информацию о состоянии и результатах его деятельности. Для этого был создан сайт дошкольного учреждения. Залог информационного успеха официального сайта ДОУ лежит в понимании потребностей аудитории и в чётком представлении как сайт будет использован.
Настоящий Интернет-сайт – это идеальный работник, который необходим в каждой организации и каждом образовательном учреждении. Создавая его, мы понимали, что сайт должен решать конкретные задачи, каждая его часть должна работать на интересы как различных групп пользователей – от родителей до представителей власти и общественности различных уровней, так и самого образовательного учреждения.
Создание сайта способствует:
• увеличению числа потенциальных и действительных клиентов, которые могут и хотят познакомиться с дошкольным образовательным учреждением;
• информированию интернет-аудитории об устройстве и деятельности ДОУ, что улучшает его восприятие в глазах населения;
• предоставлению достоверной информации из первоисточника средствам массовой информации, что указывает на открытость учреждения;
• рекламе и развитию образовательных услуг прямо со своего сайта, что делает привлекательным дошкольное образовательное учреждение;
• быстрому и простому проведению презентации ДОУ практически неограниченному кругу Интернет-клиентов через размещение на сайте текстовых и мультимедийных материалов, где отражаются такие разделы, как условия воспитания в детском саду, управление и образовательная политика ДОУ, ресурсное обеспечение образовательного процесса, результаты обучения и другие;
• опубликование справочной, ознакомительной и аналитической информации в виде публичного доклада по образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения укрепляет доверие к нему;
• размещение на сайте формы обратной связи поможет получить отзывы от различных групп пользователей, связанные с деятельностью ДОУ, которые помогут сделать выводы о результатах развития детского сада и эффективности решения приоритетных задач.
Наличие у дошкольного учреждения собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Кроме этого сайт детского сада является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации : получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом родители могут, обратившись к заведующей ДОУ по электронной почте.
На сайте ДОУ реализуется подсистема разделения прав и полномочий пользователей. Например, только зарегистрированные на сайте пользователи обладают правом оставлять комментарии и участвовать в работе форума.
2.2. Этапы разработки сайта
Процесс разработки сайта можно разбить на следующие этапы:
• назначение специалиста ДОУ, ответственного за создание и администрирование сайта;
• знакомство с сайтами аналогичной направленности и их анализ;
• разработка концепции сайта, определение преследуемых целей;
• определение структуры сайта, числа и направленности разделов сайта;
• разработка стиля, дизайна сайта;
• заполнение сайта необходимыми материалами;
• размещение сайта на сервере;
• регистрация сайта на поисковых системах, в тематических каталогах;
• сопровождение сайта.
1. Назначение специалиста ДОУ, ответственного за создание и администрирование сайта.
2. Знакомство с сайтами аналогичной направленности и их анализ
Мною было проанализировано множество ресурсов российского Интернета, обозначенные как «Официальный сайт ДОУ» и сделаны выводы о том, что может стать причиной отсутствия интереса к сайту у его потенциальных посетителей: зачастую, принадлежность этих сайтов к сфере дошкольного образования определяется только их названием. В лучшем случае они содержат краткое описание детского сада, его истории. Дизайн также нередко не выдерживает никакой критики: перегруженность ничем не обоснованной анимацией, плохая структурированность содержимого, длительное время загрузки страниц. И самое главное, цели, которые преследовали авторы этих сайтов, часто не соответствуют целям действительно сайта дошкольного учреждения. Многие сайты относятся к разряду «мёртвых», то есть информация на них не обновляется практически с момента создания. Я также обращала внимание на дизайн сайтов, структуру разделов, тематическую направленность и взяла на заметку все интересные, с моей точки зрения, идеи и решения, реализованные на тех или иных образовательных сайтах.
3. Разработка концепции сайта, определение преследуемых целей
При разработке концепции сайта необходимо точно определить, какие цели преследуются созданием этого информационного ресурса, а также какие средства можно будет использовать для разработки и поддержки сайта. У ДОУ должен быть четкий ответ на следующие вопросы: «Зачем нашему детскому саду нужен сайт?» и «Что может наш детский сад получить благодаря наличию хорошего сайта?». Цели, преследуемые при создании сайта должны совпадать с главными целями, стоящими перед дошкольным образовательным учреждением : воспитание и обучение детей дошкольного возраста.
Важно определение круга потенциальных пользователей и адекватное понимание специфики информационных запросов адресатов системы. Успешно работающим будет лишь ресурс, удовлетворяющий информационные запросы тех, для кого он создан.
В первую очередь, пользователи сайта - это родители нынешних и будущих воспитанников ДОУ. Главной целью создания сайта является ознакомление родителей с условиями, динамикой и своеобразием осуществления воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду, доведение до сведения родителей необходимой информации по вопросам обеспечения защиты прав ребёнка, его воспитания, подготовки к школе, развития его способностей.
4. Определение структуры сайта, числа и направленности разделов сайта
Важно понимать, что проектируется не сайт вообще, а сайт конкретного детского сада со своей спецификой: целями и ценностями, направленностью и организацией образования, укладом жизни и т. д. Хорошо спроектированный сайт отражает особенности ДОУ, имеет четкую, понятную для пользователя структуру, достаточно гибкую для того, чтобы в перспективе все изменения и дополнения в структуре сайта выглядели бы органично.
Сайт должен иметь ясную и понятную структуру, чтобы на нём легко было ориентироваться, легко искать нужное. Чаще всего используют двух- или трё хуровневую структуру: главный пункт дробится на несколько субпунктов, каждый субпункт также имеет свою структуру. Структура не должна быть слишком разветвленной, иначе пользователям будет сложно искать нужную информацию. Вообще на одной страничке нормально воспринимается не более семи пунктов. Каждый пункт меню должен носить короткое и понятное название. Очень важно оценить информацию с точки зрения востребованности. Чем более востребована она, тем выше должен быть размещён пункт меню, по которому эту информацию можно найти.
Важной особенностью структуры сайта является сочетание нормативного и вариативного компонентов содержания.
Необходимо выбрать базовый стиль сайта, в соответствии с которым будет оформлено большинство его страниц. Выбор стиля сайта - процесс неформальный, творческий, и точных рецептов, какой конкретно стиль использовать в том или ином случае, нет и быть не может.
5. Заполнение сайта необходимыми материалами
Самое главное – содержание. Распространённой ошибкой является стремление сделать сайт интересным во всем мире. Нельзя забывать, на кого нацелен сайт. Нельзя объять необъятное, работать необходимо на свою целевую аудиторию. При этом большие тексты необходимо структурировать с учетом возможностей гипертекста, т. е. разбить текст на логические куски и связать с помощью ссылок в рамках одной страницы или нескольких; графическую информацию следует оптимизировать по размеру, количеству цветов и т. д. с целью ускорения процесса загрузки; при компоновке страниц необходим учёт ограничений, связанных с объёмом графики на страницах.
6. Регистрация сайта на поисковых системах, в тематических каталогах
Если сайт создан и размещен в сети Интернет, следует задуматься о увеличении посещаемости сайта. Для того, чтобы сайт был посещаемым, пользователи Интернета должны узнать о нем. Доступные способы: регистрация сайта во всех поисковых системах, а также каталогах ресурсов и рейтингах, размещения ссылок на других сайтах.
7. Сопровождение сайта
Проблема поддержки сайта, обновления размещенной на нём информации является одной из самых актуальных. Сайт должен выполнять возложенные на него функции, среди которых не на последнем месте - создание и поддержание имиджа образовательного учреждения достойного современного уровня, действующего как слаженная единая система, в которую входит и жизнеспособный сайт. Необходимо постоянное пополнение его новой информацией - события, новости, рекорды, успехи, победы, новые темы, страницы и др. Необновляемый же сайт, несмотря на его наличие, предупреждает о том, что в учреждении нет четкого единого планирования и руководства, и ресурсы расходуются не оптимально. Поиск перспектив развития сайта ДОУ немаловажен. Если не найти перспектив развития, то сайт перестанет обновляться, как следствие этого будет не посещаем и просто «умрет».
3. Профилактическая и просветительская деятельность специалистов ДОУ в работе с родителями
Сопровождение ребёнка в дошкольном образовательном учреждении – многосторонний процесс, который включает взаимодействие и работу всех специалистов по разным направлениям. Важнейшими видами деятельности специалистов являются профилактика различных нарушений здоровья и развития детей, а также просвещение взрослых по вопросам сопровождения ребёнка в процессе воспитания и развития.
Основной смысл просвещения заключается в том, чтобы знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребёнка, популяризовать и разъяснять результаты исследований, формировать потребность в знаниях и желание использовать их в воспитании ребёнка или в интересах развития собственной личности.
Профилактика - вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие здоровья детей на всех этапах дошкольного детства.
Новые современные возможности помогают специалистам в работе с родителями и педагогами.
По результатам взаимодействия специалистов с родителями выявляются наиболее актуальные вопросы о развитии и воспитании детей. Разработка консультаций специалистами на сайте детского сада ориентирована, прежде всего, на запрос родителей.
Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии специалистов и родителей позволяют получать следующие результаты:
1. Повышение эффективности процесса воспитания и развития детей;
2. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
3. Активизация личностного и культурного сознания родителей (законных представителей);
4. Создание системы поддержки семейного воспитания;
5. Участие родителей (законных представителей) в образовательном процессе дошкольного учреждения;
6. Реализация личностно-профессионального роста специалистов.
4. Сохранение и укрепление здоровья детей.
Использование ИКТ в физкультурно-оздоровительной работе.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Важным условием сохранения и укрепления здоровья детей является комплексное внимание к нему со стороны педагогов, родителей, инструктора по физической культуре, медицинского персонала.
Достоинства использования информационно-коммуникационных технологий в процессе физкультурно-оздоровительной работы:
• делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным;
• оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации;
• обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий;
• делают процесс физического воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к спортивным мероприятиям;
• способствуют адаптации ребёнка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры;
• используются в различных формах физкультурно-оздоровительных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.
• позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга физкультурно-оздоровительной работы;
• повышают качество педагогического труда.
Освоение офисных программ, таких Microsoft Word, Excel, Power Point открывает возможность подготовки дидактических материалов, презентаций, портфолио, анкет и консультаций для родителей, ведения баз данных, автоматизации работы по анализу физкультурной деятельности.
Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ:
• как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок);
• как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видеофильмы и другие демонстрационные формы);
• как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);
• как средство обработки информации (фото и видеоизображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков и т. д.);
• как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);
• как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты).
Использование ресурсов Интернет позволяет не только находить необходимую информацию, но и быть активным участником сетевого сообщества, организовывать работу с родителями.
На сайте ДОУ есть рубрика «Будьте здоровы!», посвящённая физкультурно-оздоровительной работе.