Маргарита Федорова
Информационная технология в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Фёдорова Маргарита Евгеньевна, воспитатель1 категории.
ГДОУ детский сад№73.
В воспитании всё должно основываться
на личности воспитателя, потому что
воспитательная сила изливается только
из живого источника человеческой личности.
К. Д. Ушинский
Информационная технология в работе с дошкольниками.
В связи с растущей электронизацией и компьютеризацией всех сфер жизни общества: промышленности, науки, культуры, быта – встала задача овладения широкими слоями населения компьютерной грамотностью как базой для создания и использования компьютерных технологий. Преобразования в технологии производства, в социальных и экономических структурах опережают темпы смены поколений. Это означает, что в течение жизни подавляющему большинству участников общественного производства предстоит неоднократно повышать свою квалификацию, пополнять знания, осваивать новые виды деятельности. Вот почему непрерывное образование становится частью повседневной жизни людей. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования.
Публикация «Информационная технология в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Введение информационных технологий в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственного и физического развития ребенка. Информационные технологии перспективны для повышения общего уровня воспитательно – образовательной работы. Это - с одной стороны. С другой стороны – идея воспитания поколения, имеющего с ранних лет сформированную психологическую (личностно – мотивационную, интеллектуальную, операционную) готовность к использованию и процессом овладения компьютерной грамотностью.
Процесс овладения информационными технологиями требует ответственного учета человеческого фактора. Особенно остро он звучит по отношению к детям на дошкольной ступени образования. Здесь, безусловно, важен выбор метода, наиболее соответствующего возможностям возраста, общий подход.
Мир информационных технологий доступен и дошкольникам, но в так называемых детских вариантах. Многие ученые считают, что, для того чтобы подготовить детей к жизни в условиях постоянно развивающегося интерактивного общества, обучение должно начинаться с детского сада.
Интерес педагогических кругов к интерактивному обучению в дошкольном возрасте характеризуется, прежде всего, рядом преимуществ по сравнению с другими техническими средствами. Наиболее важен для этого возраста фактор привлекательности. Движение, звук, цвет на экране способствует передачи информации в понятной и привлекательной форме и новизна работы. Желание играть, заниматься на экране настолько велико, что побуждает даже трех-, четырехлетних детей научиться читать и писать. Такой путь обучения алфавиту радикально отличен от традиционных. Следующее преимущество информационных технологий это реализация индивидуального обучения, что особенно важно для учащихся с замедленным темпом обучаемости. Уже на этой основе можно передвинуть обучение на более ранние ступени развития.
Взрослые обращают внимание на приобретенные навыки чтения, рисования, однако забывают о навыках самообучения, на основе которого ребенок строит свою модель мира, свой процесс обучения. Ребенок, пользуясь интерактивным обучением, должен открывать для себя что-то новое, исследовать окружающий мир.
Можно сделать вывод: полезно организовать специальное исследование с целью выявить возможности использования простейших языков программирования в период дошкольного детства.
Информационные технологии должны наряду с обычными игрушками стать для ребенка средством решения задач игровой деятельности. Ребенок должен стремиться проявлять свою инициативу при постановке игровых задач.
Итак, обзор педагогических материалов, содержащих сведения об использовании информационных технологий в работе с дошкольниками, показывает: проблема их использования еще не имеет своей теории, а практика развивается на эмпирическом уровне. Для проведения с дошкольниками игр и занятий с использованием интерактивных программ необходимо создание интерактивно-игрового комплекса – системы условий, позволяющих сочетать игры и занятия на ИКТ с разнообразными играми и занятиями. Интерактивные игры не заменят обычные игры, а дополнят их, войдя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Для полноценного использования ИКТ как средства осуществления нового, более высокого по уровню класса игр от ребенка требуется умение оперировать символами (знаками, обобщенными образами, т. е. необходимо достаточно развитое мышление, творческое воображение, определенный уровень развития произвольных действий. Все это формируется в многообразии игровой и практической деятельности. При этом особое значение для развития потребности целенаправленного управления интерактивными играми, игра - ведущая деятельность дошкольника. В игре дошкольник оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отраженным в обобщенной форме игровых способов действия, игровых знаков (символов, приобретающих значение в смысловом поле игры). Немаловажное значение имеет и приобщение детей ко всем формам ознакомления с окружающей действительностью, природной и социальной, как источнику чувства, мысли и творчества.
Вместе с тем ИКТ не может быть механически перенесен в воспитательную среду детского сада. Необходимы специальные исследования, обеспечивающие научную базу его внедрения на этой исходной и во многом ключевой ступени образования.
Следует помнить: диалог с ИКТ – это не диалог ребенка с экраном, это орудие мыслящего человека. Поэтому процесс его освоения зависит от контекста задачи, возникающей в деятельности, широкий ряд задач, возникающий в игровом, учебном, трудовом общении и других видах деятельности. Здесь важна мотивированность включения ИКТ в самостоятельную деятельность ребенка.