Светлана Шкуренко
Информационная карта проекта «Загадки золотой осени» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта «Загадки золотой осени» в средней группе.
Автор проекта
Шкуренко Светлана Викторовна.
Описание проекта
Тип проекта : групповой, среднесрочный, творческо-исследовательский.
Участники проекта :
Воспитатели, родители, музыкальный работник, логопед, психолог, дети 30 человек.
Сроки выполнения проекта :
1.09.2022г – 31.11.2022г.
Публикация «Информационная карта проекта „Загадки золотой осени“ в средней группе» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2024
Продолжительность:
Среднесрочный.
Объект исследования:
Процесс формирования познавательных и творческих процессов детей младшего дошкольного возраста посредством расширения представлений об изменениях в природе осенью.
Актуальность:
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Проект «Осень - щедрая пора» направлен на:
• Развитие правильной связной речи, грамотное выражение своих мыслей, в процессе дидактических, сюжетно-ролевых игр, чтения и заучивания стихотворений и т. д.
• Психологическое сопровождение детей среднего дошкольного возраста путем раскрепощения застенчивых детей в ходе театрализованной деятельности.
• Расширение представления о характерных особенностях осенней природы.
• Развитие познавательной активности, внимания, мышления, воображения, коммуникативных навыков.
• Воспитание бережного отношению к природе.
• Воспитание экологической культуры, трудолюбия и любознательности.
Цель проекта :
- организация педагогического процесса, способствующего активизации познавательно-исследовательской деятельности по изучению природы в осенний период времени.
Задачи проекта :
Развивающие:
- расширить представления об изменениях в природе осенью;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой
природы;
- закрепить понятия: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Перелетные птицы», «Дикие животные нашего леса»; расширить активный словарь по данным темам;
- привлечь внимание к окружающей природе и её объектам;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- способствовать творческому выражению своих впечатлений в создании декоративных композиций и рисунков;
Воспитывающие:
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
- привлекать родителей к жизни группы, содействовать сближению родителей и детей над решением общей задачи. - расширить представления об изменениях в природе осенью;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
- привлекать родителей к жизни группы, содействовать сближению родителей и детей над решением общей задачи.
Обучающие:
- расширить представления об изменениях в природе осенью;
Ожидаемые результаты по работе с детьми:
- знания об осени, как о времени года,
- развитие познавательного интереса к изучению природы,
- развитие интереса и желания к экспериментальной деятельности,
- развитие связной речи, обогащение словаря,
- закрепление понятия: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Перелетные птицы», «Дикие животные нашего леса»,
- воспитание бережного отношения к природе и животному миру.
Предполагаемые результаты по работе с родителями:
- Повысить компетентность родителей в вопросах возможностей развития детей.
- Способствовать становлению и сплочению детского коллектива, семьи, семейных традиций.
- Привлечь родителей к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Взаимодействие с семьей:
- Сбор фотографий на осеннюю тематику.
- Приобретение раскрасок по теме «Осень».
- Участие в выставке рисунков «Осень золотая».
- Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родной природе».
- Изготовление осенних букетов для украшения группы.
- Папка-передвижка «Осень».
- Изготовление книги «Осенние сказки»,
- Участие в конкурсе поделок из природного материала «В гостях у Золотой осени».
Формы работы над проектом :
1. Информационно – аналитические :
• Анкетирование.
• Опросы.
• Консультации.
2. Наглядно-информационные формы :
• Фотовыставки.
3. Познавательные:
• Консультации для родителей.
• Информационно-практические занятия «Школа родителей».
• Совместная работа по тематическому плану проекта.
• Совместные праздники, досуги, развлечения.
• Участие родителей в конкурсах, выставках.
Предварительная работа:
1. Работа с интернет ресурсами;
2. Подбор педагогической литературы, иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, фотографий, открыток, загадок по осенней тематике, природного материала для поделок;
3. Подбор иллюстраций, книг для выставки;
4. Подбор художественной литературы, художественного слова (песенки, загадки, стихи, пословицы и поговорки, физ. минуток;
5. Создание информационных презентаций;
6. Изготовление дидактических игр по сенсорному развитию, шаблонов; игрушек для самостоятельных игр;
7. Оформление информационных и тематических папок для родителей.
Этапы проекта :
1. Подготовительный
- определение проблемы, цели, задач проекта,
- изучение методической литературы,
2. Основной
- Пополнение развивающей среды (иллюстрации, картинки, художественная литература, альбомы, дидактические игры).
- Создание картотек : по теме «Осень».
- Оформление книги «Осенние сказки».
- Создание папки –передвижки «Осень».
- Подбор художественной литературы.
- Подбор пособий для работы с детьми.
- Выбор форм работы с родителями.
- Выбор основных мероприятий.
- Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
- Составление перспективного плана работы с детьми и сотрудничества с родителями.
3. Заключительный этап
- Закрепление полученных знаний, обобщение результатов работы, формулировка выводов.
Мероприятия основного этапа проекта :
Образовательные области программы. Виды детской деятельности.
Познавательное развитие. Беседа на тему: «Перелетные птицы», «Витамины осени», «Овощи – лекари».
Упражнение ФЭМП: «Пересчитай листики», «Каких грибков больше?», «Чего больше – фруктов или овощей».
Дидактические игры: «Что где растет?», «Зоологическое лото», «Узнай животное по описанию», «Чей малыш?», «Чей хвост?», «Дары природы», «Садовники», «Что за птица?», «Какое время года?», «Овощи - фрукты», «Что лишнее?».
Просмотр м/ ф: «Лунтик и его друзья. Желтый лист», «Зверюшки – добрюшки. Сердце осени»
Наблюдения на прогулке.
Речевое развитие «Рассматривание фруктов и овощей», «Рассматривание альбома «Дары леса», рассматривание сюжетных картинок по теме «Осень».
НОД по развитию речи «Золотая осень».
Словесные игры: «Один – много», «Хорошо – плохо», «Подбери признак», «Назови ласково».
Игры с речевым сопровождением: «Листья», «Дождик».
Отгадывание и составление загадок по теме «Осень».
Работа в уголке природы – рассматривание иллюстраций осенней природы, обсуждение примет ранней и поздней осени, закрепление понятия «золотая» осень, разучивание стихов, пословиц и поговорок об осени.
Социально – коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры «Магазин», Семья».
Настольные игры: домино «Овощи – фрукты», «Лото».
Дидактические игры: «Что где растет», «Какое время года», «Овощи и фрукты», «Что изменилось», «Что за птица», «С какого дерева листок», «Чудесный мешочек», «Что лишнее?», «Что дерево рассказывает о себе».
Работа по составлению разрезных картинок из 4 – 8 частей по теме «Осенний урожай» и «Времена года».
Художественно – эстетическое развитие. Рисование: «На яблоне поспели яблоки» нетрадиционным способом (ватными палочками, пальчиками, «Золотая осень», «Сказочное дерево» (с использованием ладошки, «Наша грибная полянка», «Отгадаем загадки – нарисуем отгадки».
Аппликация: «Колючий ёж и листопад», «Осенний ковер», «Корзинка с грибами».
Лепка: «Морковки для зайчат», «Овощи и фрукты для игры в магазин», «Грибное царство».
Раскраски: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осенью».
Музыка: пение - «Осень, осень наступила» музыка и слова С. Насауленко; «Тише, тише, тишина, в гости осень к нам пришла» музыка и слова Е. Скрипкиной ; «Кап-кап, тук-тук-тук» сл. Н. Соколова, муз. М. Парцхаладзе.
Танец- «Танец с осенними листьями» муз. А. Филиппенко.
Игра с пением: «Огородная – хороводная» муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой.
Заучивание стихотворений про осень.
Чтение детям: Ю. Тувим «Овощи», Н. Сладков «Осень на пороге», Г. Снигерев «Как птицы и звери к осени готовятся», В. Сутеев «Под грибом», Г. Юдин «Как варить компот», Р. Н. С. «Мужик и медведь», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», А. Барто «Осенью», А. Майков «Осенние листья по ветру кружат», шотланская песенка «Зайка – трусишка» в переводе И. Токмаковой, Е. Фартутдинова «Сказка о том, почему помидор стал красным».
Игра-драматизация по сказке «Репка», инсценировка «Осенняя сказка».
Физическое развитие.
Подвижные игры: «Гуси - лебеди», «Огуречик - огуречик», «У медведя во бору», «Листопад».
Беседа «Прогулка для здоровья».
Пальчиковая гимнастика: «Осень», «Осенние листья», «Вышел дождик погулять», «1,2,3,4,5, в лес идем гулять», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Мы капусту рубим – рубим…», «Осенний букет».
Итоговое мероприятие: вечер загадок «Осень золотая», утренник «Золотая Осень в гости к нам пришла». Участие в выставке рисунков «Осенняя фантазия».
Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родной природе», «Учите детей наблюдать», «Учите детей отгадывать загадки».
Папка - передвижка «Осень».
Изготовление работ из природного материала и бумаги.
Подведение итогов:
- Выставка детских работ «Осенняя фантазия».
- Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родной природе», «Учите детей наблюдать», «Учите детей отгадывать загадки».
- Создана папка-передвижка «Осень», книга «Осенние сказки»,
- Организована выставка «Осенний букет», выставка поделок из природного материала «В гостях у Золотой осени».
- Проведен праздничный утренник «Золотая Осень в гости к нам пришла», вечер загадок «Осень золотая».
Итог:
- У детей сформировался интерес к осенней природе, к дарам осени.
- Расширился кругозор и увеличился словарный запас.
- Дети научились делать простейшие причинно – следственные выводы.
Список использованной литературы:
1. В. В. Гербова. «Книга для чтения в детском саду и дома». Оникс 2011.
2. О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи в средней группе» М «творческий центр 2010.
3. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет» М Мозайка-Синтез 2010.
4. Д. Н. Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет» М. Мозаика-Синтез 2010.
5. Т. С. Комарова «Занятия по ИЗО» М. Мозаика-Синтез 2010.
6. Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика», издательство «Астрель», 2006.
7. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в средней группе детского сада», издательство «Учитель», 2002.
8. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», АРКТИ, 2006.
9. Николаева С. Н. «Юный эколог», Москва, «Мозаика Синтез», 2006.
10. О. В. Узорова, Е. А. Нифедова. «Большая книга загадок» Астрель, АСТ, 2011.