Наталья Попович
Информационная карта проекта «Хлеб» и занятие «От зернышка до хлебушка»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Полное название проекта : «Хлеб – всему голова»
2. Руководитель проекта : Попович Н. В.
3. Дети: старшей, подготовительной группы 23 ребенка.
4. г. Жигулевск, ул. Фрунзе 24
5. телефон 3-49-57
6. Информационно – практико – ориентированный проект, средней продолжительности.
7. Цель: Воспитание бережного отношения к хлебу.
Публикация «Информационная карта проекта „Хлеб“ и занятие „От зернышка до хлебушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
8. Проблема: Из-за изобилия хлебобулочных изделий, дети не ценят хлеб (не доедают, бросают)
9. Актуальность: Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой буханки на столе просто не возможно. Русская пословица гласит: «Худ обед, когда хлеба нет», хлеб нужен всем, но относимся мы к нему по-разному. Один человек говорит просто «хлеб», а другой ласково произносит «хлебушек». И сразу становится ясно, кто из них знает настоящую цену хлеба.
10. Задачи: 1. Расширять знания детей о хлебе
2. Закреплять и пополнять знания детей о труде хлеборобов.
3. Воспитывать бережное отношение к хлебу и к людям, которые его выращивают.
11. Содержание проекта
Ознакомление с проектом родителей.
Сбор информации о хлебе совместно с родителями.
Работа с детьми:
* Знакомство с миром злаков
* Экспериментальная деятельность: подготовка земли, посадка, наблюдение за ростом и развитием.
* Кто и как выращивает хлеб : Беседа о труде хлебороба
Рассматривание иллюстраций, плакатов
Чтение сказок: «Легкий хлеб», «Два хлебных зернышка»
* Как хлеб на стол пришел : Рассказ о труде пекаря, экскурсия (на кухню детского сада, на хлебозавод, беседа, вопросы к детям.
* История хлеба (обычаи, традиции) :
Задание родителям: найти материал об истории хлеба, семейный рецепт выпечки хлеба. Изготовление альбома «История хлеба»
Мини музей «Хлеб»
* Художественное творчество
Рисование «Какой бывает хлеб»
Лепка «Батоны, булки»
* Задание домой: родителям вместе с детьми из соленого теста вылепить хлебобулочные изделия.
* Дидактические игры: «Что такое хлеб», «Сложи правильно»
* Игра хоровод «Каравай»
* Загадки, стихи, пословицы, поговорки, считалки, чистоговорки, физкультминутки о хлебе.
* Итог: занятие «От зернышка до хлебушка»
12. Место проведения: СПДС «Снежок»
13. Сроки проведения: с 1.02 по 30.05
14. Количество участников: воспитатель, дети группы 23 ребенка
15. Возраст детей 5-7 лет
16. Форма проведения:
* групповое обсуждение
* познавательные беседы
* рассматривание наглядного материала
* экспериментирование
* экскурсия
17. Ожидаемые результаты (продукты проекта)
18. Выводы: я предполагаю, что к концу проекта дети будут бережнее относиться к хлебу и к людям, которые его выращивают.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
«От зернышка до хлебушка»
Цель: Формировать у детей бережное отношение к хлебу.
Задачи: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.
Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол.
Закрепить сельскохозяйственные профессии.
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания.
Материал: иллюстрации на тему: «Хлеб», мука, хлеб, хлебобулочные изделия, зерно, тесто.
Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, поговорок, театрализованная деятельность: инсценирование сказок «Колосок», «Колобок».
Форма проведения: Открытое занятие.
Возрастная категория: 5-7лет.
Ход занятия
1. Организационный момент:
- Добрый день! Сядьте поудобнее: спинки прямые, ноги вместе, руки на колени. Мы отправляемся в путешествие.
2. Сообщение темы:
А вот о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
«Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый» (Хлеб)
- Да, конечно, же – это хлеб. Сегодня мы будем говорить о хлебе, наше занятие называется : «От зернышка до хлебушка»
Хлеб – главное богатство. Долг каждого человека – беречь хлеб, уважительно относиться к тем, кто его выращивает. Много народ придумал пословиц и поговорок о хлебе.
Хлеб – наше богатство.
В хлебе наша сила.
Хлеб – всему голова.
Воспитатель: А как хлеб попадает к нам на стол? А почему говорят «Хлеб – всему голова»? (Ответы детей)
Вспомните, что вы ели сегодня на завтрак? (Каша, булка с маслом, кофе). А вчера? (плов, салат, хлеб, чай). А что вы кушаете на обед? (суп, картошка с котлетой, салат, компот, хлеб)
Ребята, меню все время меняется, а какой продукт есть на столе и утром, и в обед и на ужин? Правильно, каждый день у нас на столе хлеб. Хлеб – это главный продукт на нашем столе.
Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите? (Ответы детей)
- Ребята, а что бы вы хотели узнать и чем заниматься на нашем занятии? (Ответы детей)
- Запомните свои желания, а в конце занятия мне скажите, - всё ли мы выполнили.
Дети, у меня для вас сюрприз. (На столе поднос с хлебом и хлебобулочными изделиями накрытый салфеткой).
Как вы думаете, что у меня на подносе? (Ответы детей) А как одним словом мы можем назвать эти изделия?
- Не знаете? Они называются хлебобулочные изделия, повторите все вместе.
Назовите хлебобулочные изделия, которые вы видите: (батон, баранка, буханка, каравай, булочка, пирожок, лаваш, сухари). Вот как много хлебобулочных изделий!
Ребята, а как к ним нужно относиться? К хлебу нужно относиться бережно.
- Ребята, а хлебобулочные изделия одинаковой формы? (Ответы детей)
Я, предлагаю вам подойти по одному к столу, взять любое хлебобулочное изделие : назвать его и сказать какой оно формы. ( Например: хлеб прямоугольной формы).
- Молодцы, все хлебобулочные изделия разной формы.
А теперь, я предлагаю вам встать в круг.
Дидактическая игра: «Какой он наш хлеб?». (Подбор определений к существительному)
Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб? (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный).
(дети встают в круг и передают хлеб, при этом называют какой он)
Молодцы, садитесь, да конечно, хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
Ребята, а кто знает, как к нам на стол попадает хлеб? (Ответы детей)
Конечно, же, его покупают в магазине.
- А, как хлеб попал в магазин? Скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?
- Хлеб пекут из муки.
- А, из чего её получают? (Ответы детей)
Правильно. Из зёрен. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить зерно, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы.
А кто такие хлеборобы? (Ответы детей)
Хлеборобы – это люди, которые выращивают хлеб. Наступила весна, снег сошел. Какие машины выходят на поля? Кто ведет эти машины? (Ответы детей).
- У тракториста много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – подготовить теплую постель для зерен. Какими семенами засеивают поля? Ребята, посмотрите, что у меня есть! Кто знает, что это за зернышко? (пшеница, кукуруза, ячмень) Посмотрите на картинку : хлеборобы засевают зёрна в землю.
Физкультминутка: «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Быстро прорастают семена, тянутся зелеными стебельками к солнышку.
Чтобы вырастить хороший урожай, хлеборобы внимательно следят за всходами.
Вот и созрело наше зерно и превратилось в? (Ответы детей) (картинка «Хлебное поле»)
После того, как колосья вырастут, их убирают с помощью специальных машин. Как они называются? (картинка «Комбайн») (Ответы детей)
После этого зерна везут на мельницу, (картинка «Мельница») чтобы перемолоть их в муку.
Игра: «Мельница»
А теперь давайте немного поиграем. Встаньте все в круг.
Мели, мели мельница!
Зёрнышки вертятся!
Мели, мели, мельница
Зёрна в муку превращай
И в мешок собирай.
Хорошо мы поработали! Полный мешок муки набрали.
Сейчас я вам дам потрогать муку, а вы скажете, какая она на ощупь.
- Да, рассыпчатая, чуть клейкая, мелкая.
После муку с мельницы отправляют в пекарню. Что делает пекарь?
Пекарь из муки делает тесто и печёт хлебобулочные изделия. В пекарне стоят огромные чаны. В чан добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины вымешивают тесто для хлебобулочных изделий.
Из пекарни хлеб попадает в магазины, где мы его покупаем. Вот видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное.
Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Не кроши его за столом. Никогда не выбрасывай хлеб!
- А сейчас давайте немного отдохнем.
Пальчиковая гимнастика: «Хлебушек»
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку» (соединяют поочередно каждый палец с большим пальцем)
Практическая работа с тестом.
-Ребята, я принесла вам тесто. Сейчас каждому раздам по кусочку, а вы сделаете из него баранки, бублики, булочки. (Дети надевают фартуки и начинают лепить из дрожжевого теста). Готовые изделия укладывают на противень и относят на кухню для выпекания.
Воспитатель: Ребята, когда наши сдобы будут готовы, мы нальем чай и попробуем, что у нас получилось.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Наше занятие подходить к концу. Давайте вспомним, как называется наше занятие.
Что нового вы узнали сегодня? Вспомните, что вы хотели узнать и чем занимались на занятии? Мы всё выполнили? (ответы детей)
Итог. Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть к нам на стол. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
Составила и провела воспитатель Попович Н. В.