Любовь Булгакова
Информация из опыта работы по теме Развитие социально-личностных качеств и познавательного интереса дошкольников через испо
▼ Скачать + Заказать документы
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях. Она является фундаментом для формирования финансовой грамотности дошкольников. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Знакомство с миром экономики и финансов разворачивается в логике : от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий. От простейших экономических категорий «труд», «профессия», «потребность», «деньги» к более сложным финансово-экономическим явлениям «товарно-денежные отношения», «купля-продажа», «бюджет» и к пониманию законов финансового мира.
Публикация «Информация из опыта работы по теме Развитие социально-личностных качеств и познавательного интереса дошкольников через испо» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Свою работу по экономическому воспитанию в разновозрастной группе «Ручеёк» мы проводим в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования Н. Е Веракса «От рождения до школы». С учётом требований ФГОС ДО, примерной парциальной образовательной программой дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников», разработанной Банком России и Министерством образования и науки Российской Федерации, рабочей программой группы с учётом интеграции образовательных областей.
Цель работы по данному направлению- помочь детям войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.
Достижению цели способствует решение задач, которые мы реализуем в процессе работы с детьми :
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
-осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
-признавать авторитетными качества человека-хозяина : бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем – щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
-рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Педагогами создана методическая копилка, которая содержит картотеку игр и практик по финансовой грамотности, конспекты игр, развлечений и НОД по экономическому воспитанию.
Работа по реализации задач по данному направлению включает в себя:
-организацию предметно-развивающей среды;
-беседы;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание сюжетных картинок;
-рассматривание иллюстраций художественных произведений;
-индивидуальные, дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры;
-драматизации сказок по данной теме;
-самостоятельная деятельность в уголке познавательного развития;
-культурно – досуговые мероприятия;
-работа с родителями;
-проектная деятельность.
В группе «Ручеёк» создана предметно-развивающая среда по экономическому воспитанию, которая соответствует возрастным особенностям детей данной группы. Материалы, направленные на обучение финансовой грамотности у детей, расположены в разных уголках целевого назначения.
Настольные дидактические игры: «Разложи товар», «Умелые руки»,
«Не ошибитесь», «Оцени поступок», «Что важнее?», «Мы—художники», «Чей труд важнее?».
Сюжетно – ролевые игры «Супермаркет», «Салон красоты», «Зоопарк» «Строители», «Семья».
Имеется иллюстративный материал по лексическим темам, связанных с профессиями взрослых «Детский сад», «Овощи», «Фрукты», «Семья», «Спорт», «Народное творчество», «Транспорт», «Продукты», «Профессии людей», «Бытовая техника» и др. ; наборы демонстрационного материала, направленных на воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров: «Я и другие», «Моя семья», «Уроки доброты», «Я и мое поведение»
Мы планируем работу по экономическому воспитанию в течение недели, с учётом интеграции образовательных областей.
Весь познавательный материал подобран в соответствии с основными принципами обучения детей дошкольного возраста : научности, доступности, систематичности и последовательности подачи материала, связи с жизнью, наглядности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей данного возраста. Это и использование игровых приемов, и опора на жизненный опыт ребенка, и частое обращение к хорошо знакомым детям литературным персонажам. Содержание занятий тесно связано с трудовым воспитанием, так как труд — основа любой экономики, а также нравственным воспитанием, поскольку моральные ценности должны определять экономические отношения, в том числе и рыночные.
Например:
Воспитание социально-нравственных качеств : бережливость, трудолюбие, бережное отношение к труду, осуществляется на примере чтения сказок «Мишин магазин», «Домашнее хозяйство», «Лесное кафе», «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинского, «Федорино горе», «Муха цокотуха», «Чудо дерево» К. Чуковского и др.
В группе ручеёк было проведено развлечение «Весёлая ярмарка посуды». Цель данного развлечения приобщение детей к народной культуре и традициям.
Реализован проект по экономическому воспитанию «Деньги-помощники».
Проект «Деньги-помощники».
Целью данного проекта расширение представления детей о деньгах и видах расхода семейного бюджета.
Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Магазин «Овощи и фрукты».
Первое знакомство с экономикой у дошкольника происходит в семье. Наблюдая, как относятся к деньгам взрослые, как планируют семейный бюджет, ребенок начинает им подражать. Только знания, пропущенные ребенком через собственный опыт и переживания, становятся реальными, т. е. такими, которыми ребенок сможет оперировать в повседневной жизни. Работа по формированию у детей финансовой грамотности ведется в тесном контакте с родителями. Они принимают активное участие по пополнению развивающей среды.
Разработан план работы с родителями, который содержит разнообразные формы взаимодействия:
- консультация «Нужно ли ребёнку экономическое воспитание» «Экономическое воспитание в семье»
- Анкета для родителей «Экономическое воспитание в семье»
- экономический словарик для родителей
-Экономический калейдоскоп «Экономическое воспитание дошкольника»
- Совместное участие в проекте «Деньги помощники»
- Рекомендации для родителей по воспитанию трудолюбия у детей- апрель
- экономический словарик для родителей
- папка передвижка «Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказки»