Горелова Анна
Информация для воспитателей «Пути эффективного развития познавательной активности дошкольников»
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является познавательная активность, которая имеет большое значения для интеллектуального развития ребёнка, уточнения его знаний об окружающем мире. Именно познавательная активность обеспечивает детскую активность, самодеятельность.
Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний.
Публикация «Информация для воспитателей „Пути эффективного развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
К 5-6 годам складывается структура познавательной сферы. Новые мотивы деятельности образуются и развиваются в результате активной поисковой деятельности детей. После того, как ребенок овладел речью, познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень.
В играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности можно увидеть отражение познавательного интереса ребёнка. Взрослые в свою очередь должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.
Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые способствуют развитию познавательных интересов дошкольников :
1. Создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития интереса;
2. Включение занимательности в содержание занятий;
3. Создание проблемно-поисковых ситуаций;
4. Вовлечение в выполнение творческих заданий;
5. Интеграция разнообразной деятельности;
6. Организация экспериментирования;
7. Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности.
Преобладающее место занимает игровая зона, так как ведущим видом деятельности дошкольников является именно игра, которая необходима для эмоционального благополучия, самовыражения, самоутверждения, общения со сверстниками.
На пятом году жизни дети начитают стремиться к творческому воссозданию мира: они выступают как творцы, сценаристы и режиссёры этого мира, событий, происходящих в нём. В этом отношении игра как деятельность, смысл которой лежит для ребёнка в самом процессе действования, начинает смыкаться с различными видами продуктивной деятельности. Конструирование, лепка, вырезывание из бумаги недостающих предметов включаются в игру, и зачастую этот момент перевешивает саму игру.
Поэтому, создавая сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Парикмахерская», «Семья», «Больница», следует учесть эту особенность и предоставить возможность детям свободно использовать материалы, способствующие развитию игровых замыслов и творчества.
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир; незаменимыми помощниками при этом являются обучающие и развивающие игры. Значительное место следует уделить играм с правилами, которые в будущем помогают успешно осваивать учебную деятельность в школе. Главный принцип отбора игр: они должны быть интересными, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.
Особое значение следует уделить работе с художественной литературой, знакомстве с книгой; привитию любви к чтению. Ведь именно литература помогает ребёнку познавать мир, заставляет задуматься о своих и чужих поступках, воспитывает и учит. На книжной полке следует расположить книги, разные по содержанию, стихи и сказки, рассказы и книжки-малышки, детские энциклопедии.
В среднем и старшем дошкольном возрасте начинает формироваться и активизироваться интерес к школе. Для его поддержания целесообразно выделить учебную зону, которая в будущем поможет ребёнку адаптироваться к учебной среде класса.
Отдельное внимание следует уделить уголку безопасности, которая включает в себя: модель светофора, дорожные знаки, телефоны экстренных служб, макет для игры.
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого, ожидают поддержки и похвалы, хотят услышать и увидеть одобрение своих действий.
Таким образом, разнообразная предметно-развивающая среда, способствует формированию и развитию познавательного интереса.
Развитие познавательной активности на занятиях.
Приступая к подготовке занятий с дошкольниками, следует учесть главное условие: детям должно быть интересно. Взрослые зачастую спешат дать ребёнку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако это не всегда даёт ожидаемый результат. Таким образом, следует отметить, что основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.
Игровые ситуации раскрепощают ребёнка; позволяют ему почувствовать себя личностью, мнение и жизненная позиция которой интересны окружающим; дают ему уверенность в том, что его проблемы и переживания достойны внимания и обсуждения; развивают в нём наблюдательность ко всему происходящему.
Дети, научившись с помощью игры задумываться над своими ежедневными нуждами и анализировать их, став взрослыми, смогут решать самые серьёзные и глубокие вопросы жизни.
Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьёзные обсуждения. Игры помогают детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Эти факторы очень важны для формирования стойкого познавательного интереса.
Проблемное обучение как необходимое условие развития познавательных интересов.
Психологи Б. Т. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. М. Матюшкин и др. сходятся в одном: мышление – это высшая форма познавательной деятельности и трактуют его как процесс решения человеком новых для него проблем.
Основная функция мышления - открывать неизвестное, новое. При соотнесении этих определений с практикой обучения детей дошкольного возраста невольно возникает вопрос: если ребёнок по своей природе творец, а мы его обрекаем в течение многих лет на воспроизводящую деятельность, не отразится ли это на развитие его творческого потенциала? Теория и практика обучения дают утвердительный ответ, потому что творческое начало в ребёнке может развиваться лишь в творческой деятельности.
При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем.
Необходимым условием проблемного обучения дошкольников является создание проблемно-поисковой ситуации. Именно она составляет необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.
В процессе решения проблемной ситуации взрослый помогает ребёнку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия.
Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа; в этом случае ребёнок может идти путём опытных проб. Такая атмосфера эмоционального творческого подъёма на занятии создаёт ощущение победы при решении той или иной задачи, радость познания.
Исследовательские методы обучения как средства развития познавательной активности.
Самый популярный и доступный метод исследования – наблюдение. Он применяется в большинстве наук и часто используется в повседневной жизни. Чтобы наблюдать, надо обладать наблюдательностью, которую называют сестрой внимательности. Можно сказать, что наблюдательность – это сплав внимательности и мышления.
Почему ребёнок по собственной инициативе подмечает в предмете какие-то новые стороны и специфические особенности? Его восприятие и внимание носят аналитический характер – он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.
Для развития наблюдательности и внимания целесообразно использовать следующие упражнения: «Волшебный мешочек», «Найди отличия», «Найди пары», «Что художник нарисовал неправильно?» и т. п.
Организация наблюдений на прогулке также способствует развитию наблюдательности, логического мышления.
Важнейшим методом исследования считается эксперимент. Он используется практически во всех науках. Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью углубить представления детей о живой и неживой природе, учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.
Самые интересные эксперименты – реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, иными словами, формировать познавательную активность.
Развитие творческого мышления дошкольников.
Быстро меняющийся мир требует от нас быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.
Регулярное столкновение с творческими задачами, в том числе такими, на которые пока нет ответа, так же необходимы формирующему уму, как витамины – растущему организму.
Многолетний исследовательский опыт показал, что ребёнок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет учиться. У него высокий уровень познавательной активности, развитое воображение.
В детстве творческий процесс в большей степени выражается в играх, речевой и изобразительной деятельности.
Игры детей или стремление к сочинительству – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности. Умение использовать признаки объекта необходимо при решении творческих задач. Это способствует развитию воображения и является первым шагом в формировании творческих способностей человека.
Консультации для родителей.
Педагогический процесс немыслим без совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. Поэтому очень важно просвещать родителей в вопросах воспитания и обучения. Эта важность обусловлена тесной взаимосвязью родителей и воспитателей, так как благодаря ей происходит успешное становление личности ребенка.
Таким образом, важными факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников являются : личность педагога, характер его взаимоотношений с ребенком, закономерности и особенности внутреннего мира ребенка; создание предметно-развивающей среды, рациональная и интересная умственная нагрузка, взаимодействие воспитателя и родителей.