Елена Шарафутдинова
Индивидуальный подход к воспитанию ребенка посредством театрализации как важнейшее средство развития его личностных качеств
▼ Скачать + Заказать документы
Общий стандарт образовательного процесса, изложенный в ФГОС, раскрывает ключевой принцип, направленный на развитие индивидуального подхода в дошкольном образовании. Этот принцип заключается в создании образовательных условий, учитывающих индивидуальные особенности каждого ребенка, что позволяет ему активно выбирать содержание своего обучения.
Творчество выступает высшей формой проявления индивидуальности детей, и этому в значительной мере способствует театрализованная деятельность в детских садах. Такая деятельность должна учитывать следующие аспекты:
• Индивидуальные социально-психологические характеристики ребенка; • Особенности его эмоционально-личностного развития; • Интересы, склонности, предпочтения и потребности; • Любопытство, исследовательские интересы и творческие способности; • Возрастные и полоролевые особенности.
Театрализованные занятия направлены на комплексное влияние на личность ребенка, способствуют его раскрепощению, вовлечению в процесс и активации его уникальных качеств.
Исходя из индивидуальных возможностей детей, в играх с элементами театрализации выделяются различные типы участников:
Ребенок-«Режиссер» — отличается развитым воображением и хорошей памятью. Быстро усваивает литературный материал и превращает его в сценарий для постановки. Обладает целеустремленностью и организаторскими способностями: распределяет роли, контролирует ход игры и доводит её до завершения. Может интегрировать в представление стихи, песни, танцы и импровизации.
Ребенок-«Актер» — Коммуникабельный и легко входит в коллективные игры. Хорошо передает образы персонажей, способен к импровизации, находит нужные аксессуары для улучшения образа, эмоционально выразителен и последовательно исполняет свою роль до конца.
Ребенок-«Зритель» — Участвует в игре со стороны. Этот ребенок наблюдателен, поддерживает взаимодействие с актерами, любит анализировать происходящее и делиться впечатлениями через словесные описания, рисование или игру.
Ребенок-«Декоратор» — Способен передавать образы персонажей и всего представления через создание декораций, реквизита и костюмов. Чувствует цвета и формы.
Педагог должен обеспечить, чтобы активные участники не подавляли застенчивых детей и не делали их исключительно зрителями. Важно избежать деления на "актеров" и "зрителей". Индивидуальность также проявляется в выборе детьми сюжетов для театральных постановок, в разработке новых сценариев и решении игровых проблем, а также в самостоятельной подготовке спектаклей, включая изготовление костюмов и декораций.
Театрализованная деятельность не ограничивается простым пересказом сказок. Она позволяет детям проживать эмоции персонажа, привносить в него личные черты. Один и тот же ребенок может играть одну и ту же роль совершенно иначе в разное время. Подготовка к таким играм включает упражнения на выражение эмоций и характеристик персонажей.
Современное образование акцентирует внимание на важности индивидуального подхода ко всем видам деятельности. В нашем детском саду используется несколько методов индивидуальной работы с детьми, выбор которых зависит от целей. Например, для интровертированных детей предлагаются игры с различными видами кукол, что помогает им чувствовать себя увереннее, оставаясь в тени выбранной роли. Если ребенок обладает ярко выраженными артистическими способностями, уделяется особое внимание их развитию. Организация пространства для театральных занятий также предусматривает разнообразие материалов и видов театров, обеспечивая каждому ребенку возможность выбора.
Таким образом, такая организация театрализованных мероприятий способствует индивидуальному развитию каждого ребенка и взаимному обогащению всех участников, поскольку взрослые и дети взаимодействуют на равных условиях.