Галина Максименко
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка (ИОМ). Часть III
▼ Скачать + Заказать документы
«Лисичка» - девочка из многодетной семья. Ребенок упрям, замкнут. Речь не соответствовала возрасту (ребенок мычал, проблема со звуковой культурой речи. сенсорное развитие (не различает цвета, величины, проблема в двигательной активности. Навыки самообслуживания привиты. Детей сторонилась.
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка (ИОМ), Часть III» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Был разработан ИОМ. Для развития речи и ЗКР (ОО «Коммуникация») я использовала: пальчиковые игры: «Мы делили апельсин», «Дружная семья», «Кошка», «Сидит белка на тележке»; артикуляционную и дыхательную гимнастику: «Как пищат мыши», «Мышка и Мишка», «Шарик лопнул», ««Покажи, как котенок лакает молоко», «Улыбка - трубочка»; дидактические игры: «Кто в домике живет?», «Птичий двор», «Чей голос?», «Потерялись». Рассматривая с ребенком картинки, обучающие карточки («В песочнице», «На прогулке», «Овощи», «Домашние животные») учила отвечать на простые (кто? что? что делает) и более сложные вопросы (какой? что делает? где). Поощряла попытки по собственной инициативе рассказать об увиденном.
Для развития двигательных качеств (ОО «Физическая культура») использовала подвижные игры, игры малой подвижности и упражнения: «Догоните меня» (упражнять в беге в разных направлениях, «Кто тише», «Поезд», «Перепрыгни через ручеек», «Допрыгни до морковки» (упражнять в прыжках на двух ногах, «Брось, а я поймаю», «Прокати мячик в воротца».
Также с ребенком проводила игры для установления дружеских взаимоотношений и раскрепощения: «Иди ко мне», «Пришел Петрушка».
ОО «Познание». Основная проблема в этой области – это сенсорное развитие. С ребенком проводилась работа по формированию сенсорных эталонов таких как: цвет, форма, величина. Для этого использовала следующие игры: «Цветочная полянка», «Волшебные пальчики», «Собери все шарики (кубики)», «Чудесный мешочек», «Чудесная пирамидка», «Принеси игрушку такого же цвета, как у меня», «Пирамидки», «Веселые матрешки». Сенсорное развитие неразрывно связанно с развитием мелкой моторики. Проводила игры с дидактическими игрушками и пособиям: «Шнуровки», «Мозаика», «Сенсорная юбка» («молнии», липучки, пуговицы, петельки); дидактическая игра «Золушка», а так же пальчиковые игры: «Зонтик», «Жираф» и т. д.
Для формирования целостной картины мира использовала: обучающие карточки по тематикам: «Посуда», «Одежда», «Мебель», и другие; дидактические игры: «Купание куклы», «Оденем куклу на прогулку» и другие. Для формирования представлений о диких и домашних животных проводила дидактические игры: «Чья мама? Чей малыш?», «Домашние животные»; рассматривание макета «Птичий двор».
ОО «Социализация». Проводила дидактические игры на развитие внимания и памяти : «Чего не стало», «Картинки- половинки»; слуховой дифференциации: «Угадай, что звучит», «Угадай на чем играю»; тактильных ощущений, температурных различий: «Теплый- холодный», «Легкий- тяжелый». Формировала игровые умения и навыки через сюжетно - ролевые игры: «Кукла Катя хочет спать», «Искупаем куклу», «кукла на прогулке». Развивала у ребенка двигательную активность через подвижные игры с различным темпом.
Для развития интереса к художественному творчеству (ОО «Художественное творчество») я использовала различные приемы рисования красками: пальчиком («Дождик», «Салют», «Снежок», ладошками («Цветочек», «Осьминожка», тампонирование, печатками; рисование карандашами: «Дорисуй солнышку лучики», «Ниточка для шарика», «Закрась», использовала трафареты. Используя в лепке таких материалов как соленое тесто, тесто для лепки, пластилин формировала интерес к этому виду творчества. Учила разминать, отрывать небольшие кусочки, раскатывать между ладошками, расплющивать, обыгрывать изделие («Зернышки для курочки», «Блинчики», «Угощенье для собачки»). При этом обращала внимание на то, как правильно держать карандаш (кисть, фломастер) тремя пишущими пальчиками, следила за осанкой во время самостоятельной деятельности.
В конце года у ребенка была положительная динамика по всем проблемным направлениям. Он стал более раскрепощен, с удовольствием играл с другими детьми в различные игры. Речь ребенка стала более яро выражена. У девочки появились подружки, с которыми она с удовольствием играла в сюжетно- ролевые игры. Появился интерес к рисованию красками, карандашами. Ребенок начал проявлять интерес к лепке.
«Птичка»- девочка очень активная, любознательная. Проблема ребенка -это прежде всего ее активность. Двигательная активность (бег) воспринималась ею как забава- толкать детей в спинку и наблюдать, что будет дальше; прыжки; ходьба по ограниченной поверхности. На занятии наоборот – предпочитала отмалчиваться и не проявляла активности. Хотя, девочка умная, ребенок с года посещает студию развития «Карапуз». Исходя из этого, был разработан индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с опережение в развитии.
Двигательная активность (ОО «Физическая культура») - использовала игры малой подвижности, подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Перепрыгни через ручеек» (упражнять в прыжках а двух ногах, «Догоните меня» (упражнять в беге в разных направлениях, «Кто тише», «Поезд» (игры малой подвижности, «Солнышко и дождик» (развитие ориентировки в пространстве, «По узенькой дорожке» (ходьба по ограниченной поверхности, «Брось, а я поймаю», «Прокати мячик в воротца» (игры с мячом).
В образовательной области «Коммуникация», для развития звуковой культуры речи использовала игры: дидактические игры - «Кто в домике живет?», «Чей голос?», «Потерялись»; артикуляционную гимнастику - «Язычок», «Часики», «Покажи, как котенок лакает молоко», «Улыбка-трубочка», «Лошадка»; пальчиковые игры: «Зонт», «Дружная семья», «Кошка», «Сидит белка на тележке».; дыхательную гимнастику: «Как пищат мыши», «Мышка и Мишка», «Шарик лопнул».
Для формирования связной речи проводила беседы: «Что ты видела, когда шла в детский сад», «Расскажи, о своей игрушке»; рассматривание сюжетных картин: «Кукла Катя делает зарядку», «День рождение Куклы Кати»; дидактические игры: «Кто пришел? Кто ушел?», «Угадай, кто позвал?», «Чудесный мешочек», «Провокация». Для активизации мыслительного процесса использовала вопрос «Для чего это нужно».
Для развития и стимуляции творческих замыслов ребенка проводила игру - драматизацию «Сорока», «Теремок» (настольный театр)- ОО «Социализация».
ОО «Познание». Продолжала формировать у ребенка понятие о названии и применении строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, при строительстве использовать все имеющиеся детали. Учила выстраивать дорожки, преобразуя их в длину, используя кирпичики и пластины; соединять их длинными и узкими гранями.
Познакомила ребенка с таким сенсорными эталонами: величина, вкус: «Высокий- низкий», «Узнай по вкусу». При формировании целостной картины мира формировала понятие о профессии, обогащала знания о живой природе (где живет? чем питается).
В конце года ребенок значительно отличался от своих сверстников. В физическом развитии ребенок отлично справлялся с ходьбой по ограниченной поверхности, прыжках на двух ногах с продвижением, беге в разных направлениях (бег друг за другом). В речевом развитии : она составляла небольшие рассказики из 2-3 предложений (с небольшой помощью воспитателя).
Таким образом, использование индивидуальных образовательных маршрутов развития ребенка способствуют развитию природного потенциала каждого ребенка, являются педагогической поддержкой личностного самоопределения воспитанника.
Можно сделать вывод, что индивидуальный образовательный маршрут – это продуманный и построенный педагогами персональный путь развития и реализации личностного потенциала ребенка.
10.11.2014 г.
Воспитатель МБДОУ№1 ___Г. Б. Максименко
Ст. воспитатель ___ И. А. Анисимова
Заведующий МБДОУ №1 ___ Т. Д Макуха