Светлана Гуськова
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в
ДОУ[/b]
Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Назовем это основополагающее положение ФГОС ДО принципом индивидуализации дошкольного образования.
В соответствии с принципом среди задач, на решение которых направлен ФГОС ДО выделяются:
Публикация «Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2019
• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Что такое «Индивидуализация»? Индивидуализация – это самореализация и развитие человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, процесс, в котором содержатся все условия для развития воли и ответственности.
Самореализация – не потакание собственным капризам. Это умение анализировать, размышлять над своими многочисленными желаниями, интересами, соотнесение их со своими «могу – не могу», «можно - нельзя», умение выбирать направление действия, поступать вопреки другим мнениям.
Принцип индивидуализации в ДОУ реализуется через:
1. Изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка
2. Изменение содержания образовательной деятельности
3. Организацию предметно-пространственной среды
4. Взаимодействие детского сада с семьей.
Одним из факторов, обуславливающих индивидуализацию образования является образовательная среда.
Образовательная среда, включающая взаимодействие со взрослыми, сверстниками, призвана формировать активную позицию по отношнию к окружающему миру на основе принципов сотрудничества. Задача педагога, исходя из индивидуальных особенностей воспитанника, интересов и способностей воспитанника, помочь ему сформировать собственный стиль поведения, не противоречащий общепринятым нормам, но позволяющий найти свое место в социуме.
Индивидуализация среды, направленная на обеспечение личностного роста детей, предполагает стимуляцию развития сильных и поддержку слабых сторон личности каждого ребенка, помощь взрослого в осознании воспитанниками своих качеств и построении эффективного индивидуального стиля поведения и общения.
Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Мы, педагоги, наполняем ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Главная идея, которой мы придерживаемся, по оформлению игровых, спальных, приемных помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, наши группы насыщены постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.
Все мы знаем требования к предметно-пространственной развивающей среде в дошкольной организации: Должна быть?
1. Содержательно насыщенной
2. Трансформируемой
3. Полифункциональной
4. Вариативной
5. Доступной
6. Безопасной
Рассмотрим некоторые предложения по индивидуализации предметно-пространственной среды, которые можно реализовать в группах.
Приёмная комната
«Визитная карточка
группы» Размещенные фотографии детей группы, позволяют каждому ребенку чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых Ребенок – личность,
Член коллектива
«Экран настроения»
Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние Ребенок — аналитик; воспитатель – диагностик; родитель – участник ОП
«Уголок Именинника»
Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). Ребенок – центральное лицо в детском коллективе; воспитатель – организатор социальной ситуации
«Мои достижения»
Информирование родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду Ребенок – созерцатель; воспитатель – инициатор; родитель – активный участник ОП
«Клуб здоровая семья»
Информирование родителей о деятельности клуба Ребенок – созерцатель; воспитатель – инициатор; родитель – активный участник ОП
«Интерактивная фоторамка»
Информирование родителей о новостях и событиях, происходящих в течение дня в группе. Ребенок – созерцатель; воспитатель – инициатор;
родитель – активный участник ОП
«Мое творчество»
Формирование индивидуальной копилки творческих работ воспитанников группы» Ребенок – активный
участник; воспитатель – издатель; родитель – помощник
«Портфолио воспитанников»
Формирование копилки индивидуальных интересных дел и событий воспитанников группы в разнообразных видах деятельности в течение периода дошкольного детства Ребенок – активный участник; воспитатель – издатель; родитель – помощник
«Портфолио группы»
Формирование копилки интересных дел и событий всех воспитанников группы в разнообразных видах деятельности в течение периода дошкольного детства Ребенок – активный участник; воспитатель – издатель; родитель – помощник
«Индивидуальные мини-проекты»
Презентация индивидуальных интересов, увлечений воспитанников Ребенок – активный участник; воспитатель – помощник; родитель – аналитик, оформитель;
«Панорама важных дел»
Накопленные в течение месяца достижения и добрые дела воспитанников и их родителей служат положительным стимулом для доброжелательных взаимоотношений участников ОП и способствуют формированию духовно-нравственных ценностей, норм и правил Ребенок – участник ОП аналитик; воспитатель – аналитик, оформитель;
родитель – участник ОП, аналитик
Групповая комната
Центр физического развития и здоровья детей
Экран «Олимпийские надежды»
Используются для презентации спортивных традицияй, достижений воспитанников группы, для формирования положительного отношения к занятиям физической культурой, осознания личного причастия к жизни группы, для формирования желания собственного увлечения каким-либо видом спорта, обмена мнениями внутри детского коллектива группы. Ребенок – автор; Инструктор по ФК – организатор, аналитик
«Альбом подвижных игр»
Совместно созданные детьми и родителей п/и заносятся в «Альбом подвижных игр» Ребенок, родитель – Участники; воспитатель, инструктор по ФК – инициатор
Лэпбуки по теме ЗОЖ
Индивидуальные интерактивные папки по формированию ЗОЖ. Ребенок – активный
участник; воспитатель – помощник; родитель – аналитик, оформитель;
«Индивидуальные проекты»
Презентация индивидуальных спортивных достижений, интересов, увлечений воспитанников Ребенок – активный участник; воспитатель – помощник;
родитель – аналитик, оформитель;
Центр безопасности
Индивидуальные проекты по теме «Безопасность» Индивидуальные интерактивные папки по формированию безопасного поведения на улице, в лесу, дома. Ребенок – активный участник; воспитатель – помощник; родитель – аналитик, оформитель;
Центр уединения
Семейные фотоальбомы
Психологическая разгрузка воспитанников Ребенок – активный участник; воспитатель – помощник; родитель – оформитель;
Центр художественно-эстетического развития
«Персональные выставки»
Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов) Ребенок – творец; воспитатель – координатор; родитель – соучастник
Центр природы и экспериментирования
«Дневники по экспериментированию»
Результаты детской познавательно – исследовательской деятельности заносятся в дневники по экспериментально деятельности» Ребенок – активный участник; воспитатель – помощник; родитель – соучастник
Индивидуальные проекты «Наши первые эксперименты»
Презентация совместной познавательно-исследовательской деятельности детей и родителей Ребенок – активный участник; воспитатель – помощник; родитель – аналитик, оформитель; Центр человек в культуре и обществе
«Островок сокровищ»
Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами, систематизация и изучение собираемого Ребенок –коллекционер; воспитатель –помощник; родитель – активный
соучастник
Мини-музеи
Персональные тематические выставки в мини- музее, подготовленные ребенком и
родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта Ребенок – создатель; воспитатель –организатор; родитель – соучастник
Газеты, листовки и знаки
Временный компонент детской субкультуры, раскрывающий личность ребенка. Собственные слова детей, написанные ими произвольно или совместно со взрослыми Ребенок – автор Воспитатель и родитель -помощники Центр познания
Дидактические игры Совместно созданные детьми и родителей д/и вносятся в центр Ребенок – автор Воспитатель и родитель -помощники
Игровой центр
Макеты
Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками. Ребенок –дизайнер; воспитатель консультант, Родитель – помощник
Атрибуты для сюжетно-ролевых, режиссерских игр
Создание ребенком, совместно ребенком и взрослым предметных образцов пространства и объектов мира – элементов, организующих предметную среду для игры. Ребенок – участник; воспитатель –консультант; родитель –помощник
Спальная комната
«Кладовая сокровищ»
На время сна самые драгоценные вещи воспитанники могут положить в Ребенок –активный участник;
воспитатель – помощник
Макро среда ДОО
Холлы ДОО
«Стены творчества»
Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок Ребенок – творец;
Воспитатель изостудии – организатор; воспитатель –помощник; родитель – соучастник
«Выставочные экспозиции»
Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных творческих выставок Ребенок – творец;
Воспитатель изостудии – организатор; воспитатель –помощник; родитель – соучастник
Витрина «Наши достижения
Используется для демонстрации достижений воспитанников ДОУ
в городских, региональных, всероссийских конкурсах, выставках Ребенок – гордый
созерцатель; старший воспитатель – организатор
«Дизайн- территории»
Созданные воспитателями и родителями малые «архитектурные и скульптурные формы используются для игр, двигательной активности, труда и т. д. Творческая группа педагогов ДОУ – дизайнеры, скульпторы; Родитель, ребенок – соучастники
«Экологическая тропа»
Экологическая тропа и метеоплощадка — лаборатория под открытым небом для опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности детей. Ребенок – исследователь,
аналитик; воспитатель – координатор родитель — соучастник
«Спортивные площадки»
Повышение двигательной активности воспитанников Ребенок – активный участник;
Инструктор по ФК – организатор, аналитик
Литература:
1. Л. В. Михайлова-Свирская «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста» -М. : Просвещение, 2015
2. Л. В. Кузнецова, М. А. Панфилова «Формирование нравственного здоровья дошкольников» — М. : Сфера ТЦ, 2002