Получи документы

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Светлана Гуськова
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в

ДОУ[/b]

Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Назовем это основополагающее положение ФГОС ДО принципом индивидуализации дошкольного образования.

В соответствии с принципом среди задач, на решение которых направлен ФГОС ДО выделяются:

Публикация «Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах

• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Что такое «Индивидуализация»? Индивидуализация – это самореализация и развитие человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, процесс, в котором содержатся все условия для развития воли и ответственности.

Самореализация – не потакание собственным капризам. Это умение анализировать, размышлять над своими многочисленными желаниями, интересами, соотнесение их со своими «могу – не могу», «можно - нельзя», умение выбирать направление действия, поступать вопреки другим мнениям.

Принцип индивидуализации в ДОУ реализуется через:

1. Изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка

2. Изменение содержания образовательной деятельности

3. Организацию предметно-пространственной среды

4. Взаимодействие детского сада с семьей.

Одним из факторов, обуславливающих индивидуализацию образования является образовательная среда.

Образовательная среда, включающая взаимодействие со взрослыми, сверстниками, призвана формировать активную позицию по отношнию к окружающему миру на основе принципов сотрудничества. Задача педагога, исходя из индивидуальных особенностей воспитанника, интересов и способностей воспитанника, помочь ему сформировать собственный стиль поведения, не противоречащий общепринятым нормам, но позволяющий найти свое место в социуме.

Индивидуализация среды, направленная на обеспечение личностного роста детей, предполагает стимуляцию развития сильных и поддержку слабых сторон личности каждого ребенка, помощь взрослого в осознании воспитанниками своих качеств и построении эффективного индивидуального стиля поведения и общения.

Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Мы, педагоги, наполняем ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Главная идея, которой мы придерживаемся, по оформлению игровых, спальных, приемных помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, наши группы насыщены постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

Все мы знаем требования к предметно-пространственной развивающей среде в дошкольной организации: Должна быть?

1. Содержательно насыщенной

2. Трансформируемой

3. Полифункциональной

4. Вариативной

5. Доступной

6. Безопасной

Рассмотрим некоторые предложения по индивидуализации предметно-пространственной среды, которые можно реализовать в группах.

Приёмная комната

«Визитная карточка

группы» Размещенные фотографии детей группы, позволяют каждому ребенку чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых Ребенок – личность,

Член коллектива

«Экран настроения»

Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние Ребенок — аналитик; воспитатель – диагностик; родитель – участник ОП

«Уголок Именинника»

Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). Ребенок – центральное лицо в детском коллективе; воспитатель – организатор социальной ситуации

«Мои достижения»

Информирование родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду Ребенок – созерцатель; воспитатель – инициатор; родитель – активный участник ОП

«Клуб здоровая семья»

Информирование родителей о деятельности клуба Ребенок – созерцатель; воспитатель – инициатор; родитель – активный участник ОП

«Интерактивная фоторамка»

Информирование родителей о новостях и событиях, происходящих в течение дня в группе. Ребенок – созерцатель; воспитатель – инициатор;

родитель – активный участник ОП

«Мое творчество»

Формирование индивидуальной копилки творческих работ воспитанников группы» Ребенок – активный

участник; воспитатель – издатель; родитель – помощник

«Портфолио воспитанников»

Формирование копилки индивидуальных интересных дел и событий воспитанников группы в разнообразных видах деятельности в течение периода дошкольного детства Ребенок – активный участник; воспитатель – издатель; родитель – помощник

«Портфолио группы»

Формирование копилки интересных дел и событий всех воспитанников группы в разнообразных видах деятельности в течение периода дошкольного детства Ребенок – активный участник; воспитатель – издатель; родитель – помощник

«Индивидуальные мини-проекты»

Презентация индивидуальных интересов, увлечений воспитанников Ребенок – активный участник; воспитатель – помощник; родитель – аналитик, оформитель;

«Панорама важных дел»

Накопленные в течение месяца достижения и добрые дела воспитанников и их родителей служат положительным стимулом для доброжелательных взаимоотношений участников ОП и способствуют формированию духовно-нравственных ценностей, норм и правил Ребенок – участник ОП аналитик; воспитатель – аналитик, оформитель;

родитель – участник ОП, аналитик

Групповая комната

Центр физического развития и здоровья детей

Экран «Олимпийские надежды»

Используются для презентации спортивных традицияй, достижений воспитанников группы, для формирования положительного отношения к занятиям физической культурой, осознания личного причастия к жизни группы, для формирования желания собственного увлечения каким-либо видом спорта, обмена мнениями внутри детского коллектива группы. Ребенок – автор; Инструктор по ФК – организатор, аналитик

«Альбом подвижных игр»

Совместно созданные детьми и родителей п/и заносятся в «Альбом подвижных игр» Ребенок, родитель – Участники; воспитатель, инструктор по ФК – инициатор

Лэпбуки по теме ЗОЖ

Индивидуальные интерактивные папки по формированию ЗОЖ. Ребенок – активный

участник; воспитатель – помощник; родитель – аналитик, оформитель;

«Индивидуальные проекты»

Презентация индивидуальных спортивных достижений, интересов, увлечений воспитанников Ребенок – активный участник; воспитатель – помощник;

родитель – аналитик, оформитель;

Центр безопасности

Индивидуальные проекты по теме «Безопасность» Индивидуальные интерактивные папки по формированию безопасного поведения на улице, в лесу, дома. Ребенок – активный участник; воспитатель – помощник; родитель – аналитик, оформитель;

Центр уединения

Семейные фотоальбомы

Психологическая разгрузка воспитанников Ребенок – активный участник; воспитатель – помощник; родитель – оформитель;

Центр художественно-эстетического развития

«Персональные выставки»

Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов) Ребенок – творец; воспитатель – координатор; родитель – соучастник

Центр природы и экспериментирования

«Дневники по экспериментированию»

Результаты детской познавательно – исследовательской деятельности заносятся в дневники по экспериментально деятельности» Ребенок – активный участник; воспитатель – помощник; родитель – соучастник

Индивидуальные проекты «Наши первые эксперименты»

Презентация совместной познавательно-исследовательской деятельности детей и родителей Ребенок – активный участник; воспитатель – помощник; родитель – аналитик, оформитель; Центр человек в культуре и обществе

«Островок сокровищ»

Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами, систематизация и изучение собираемого Ребенок –коллекционер; воспитатель –помощник; родитель – активный

соучастник

Мини-музеи

Персональные тематические выставки в мини- музее, подготовленные ребенком и

родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта Ребенок – создатель; воспитатель –организатор; родитель – соучастник

Газеты, листовки и знаки

Временный компонент детской субкультуры, раскрывающий личность ребенка. Собственные слова детей, написанные ими произвольно или совместно со взрослыми Ребенок – автор Воспитатель и родитель -помощники Центр познания

Дидактические игры Совместно созданные детьми и родителей д/и вносятся в центр Ребенок – автор Воспитатель и родитель -помощники

Игровой центр

Макеты

Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками. Ребенок –дизайнер; воспитатель консультант, Родитель – помощник

Атрибуты для сюжетно-ролевых, режиссерских игр

Создание ребенком, совместно ребенком и взрослым предметных образцов пространства и объектов мира – элементов, организующих предметную среду для игры. Ребенок – участник; воспитатель –консультант; родитель –помощник

Спальная комната

«Кладовая сокровищ»

На время сна самые драгоценные вещи воспитанники могут положить в Ребенок –активный участник;

воспитатель – помощник

Макро среда ДОО

Холлы ДОО

«Стены творчества»

Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок Ребенок – творец;

Воспитатель изостудии – организатор; воспитатель –помощник; родитель – соучастник

«Выставочные экспозиции»

Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных творческих выставок Ребенок – творец;

Воспитатель изостудии – организатор; воспитатель –помощник; родитель – соучастник

Витрина «Наши достижения

Используется для демонстрации достижений воспитанников ДОУ

в городских, региональных, всероссийских конкурсах, выставках Ребенок – гордый

созерцатель; старший воспитатель – организатор

«Дизайн- территории»

Созданные воспитателями и родителями малые «архитектурные и скульптурные формы используются для игр, двигательной активности, труда и т. д. Творческая группа педагогов ДОУ – дизайнеры, скульпторы; Родитель, ребенок – соучастники

«Экологическая тропа»

Экологическая тропа и метеоплощадка — лаборатория под открытым небом для опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности детей. Ребенок – исследователь,

аналитик; воспитатель – координатор родитель — соучастник

«Спортивные площадки»

Повышение двигательной активности воспитанников Ребенок – активный участник;

Инструктор по ФК – организатор, аналитик

Литература:

1. Л. В. Михайлова-Свирская «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста» -М. : Просвещение, 2015

2. Л. В. Кузнецова, М. А. Панфилова «Формирование нравственного здоровья дошкольников» — М. : Сфера ТЦ, 2002

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Оформление развивающей предметно-пространственной среды «Кубанский уголок»Оформление развивающей предметно-пространственной среды «Кубанский уголок» Оформление развивающей предметно – пространственной среды «Кубанский уголок». Основная цель коллектива нашего учреждения - вырастить честных,.

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды Групповое оснащение Работа в группе строится в соответствии с содержанием основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ.

Создание музыкальной развивающей предметно-пространственной среды 3.3. Создание развивающей предметно- пространственной среды Содержание музыкальной развивающей предметно-пространственной среды отражает.

Многофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной средыМногофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды В основе ФГОС ДО заложен один из основных принципов - развитие ребенка. Так как "среда" является средством развития личности, необходимо.

Организация развивающей предметно-пространственной среды Средняя группа Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» «Центр социализации» Иллюстрации с изображением детей разного.

Фотоотчет «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»Фотоотчет «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Осознавая важность деятельного подхода к организации образовательного процесса, а именно создание условий для всестороннего развития ребёнка,.

Отчёт о создании развивающей предметно-пространственной среды При создании развивающей предметно-пространственной среды своей группы я учитывала федеральные государственные образовательные стандарты.

Отчёт воспитателя об особенностях развивающей предметно-пространственной среды Отчёт воспитателя МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская Ю. М. Тереховой об особенностях развивающей предметно-пространственной среды.

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды средней группы Паспорт 16 группы МБДОУ детский сад №5 «Радость» г. Ногинска Московской области Воспитатель Струнова П. Ю. Программа развития содержания.

Характеристика предметно-пространственной развивающей среды группы «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка….» ]В. Сухомлинский Вопрос.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
Опубликовано: 24 ноября 2019 в 21:44
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Гуськова (УИ 426508) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Календарь
28 мая 2025 среда
День создания ВВПОД «Юнармия»!
Поздравляем пограничные войска России!

Конспект занятия
29 мая 2025 четверг
День скрепки
Вознесение Господне
День военного автомобилиста



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных