Корчака Анна
Консультация «Имитация с детьми с РАС»
▼ Скачать + Заказать документы
Основа имитации – это способность имитировать новые движения и новое поведение в принципе. Имитация буквально означает «делать то же самое». Цель обучения имитации НЕ в том, чтобы научить ученика хлопать в ладоши, когда я хлопаю, встать, когда я встала и сесть, когда я села. Если он научился имитировать только эти три вида поведения, то он все еще не овладел двигательной имитацией. Он овладеет имитацией, когда я скажу «сделай так» и покажу совершенно новое поведение, а ребенок его повторит.
Публикация «Консультация „Имитация с детьми с РАС“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Большинство детей не нужно целенаправленно учить имитировать – они сами этому учатся. Младенцы и совсем маленькие дети часто подражают своим родителям, братьям и сестрам, хотя никто их этому не учил. Тем не менее, если у ребенка есть нарушение развития, то способность к имитации могла не развиться у него естественным образом, и поэтому его нужно обучать этому навыку с помощью прямой инструкции. Имитации можно успешно обучать (Baer, Peterson, & Sherman, 1967, и если ваши ученики не могут имитировать – это хорошая отправная точка для работы с ними!
Особенности формирования имитации у детей с расстройствами аутистического спектра
Имитацию можно считать основой любого обучения. Способность имитировать крайне необходима. Если человек не может повторять за другим, то ему будет не доступно развитие навык умений и навыков.
Для ребенка имитация особенно важна, так как является необходимым средством для овладения навыками в разных жизненных ситуациях. Когда ребенок умеет имитировать, то его развитие становится более явным и заметным. Становление речи напрямую зависит от способности ребенка имитировать. Играя роли других взрослых, ребенок начинает больше общаться, взаимодействовать с окружающим миром, показывать новые умения, что может подтвердить, что имитацию можно считать основой любого обучения. Но, к сожалению, эта форма обучения дается детям тяжелее всего, так как требует максимальной концентрации внимания на человеке, а как мы описывали во втором параграфе, дети с расстройствами аутистического спектра имеют большие трудности в сосредоточении на главном объекте.
Главной задачей имитации является умение повторять новые, не знакомые движения и перенимать новые формы поведения. При обучении имитации важно не просто научить ребенка какому-либо простейшему движению, например, хлопать в ладоши, а научить его повторять любые движения, даже не в полной мере.
Овладение навыкам имитации будет считаться успешным, когда ребенок на просьбу повторить за взрослым, сможет повторить совершенно новое и не знакомое ему движение или поведение.
Большинство детей не нужно целенаправленно учить имитировать – они сами этому учатся. Младенцы и совсем маленькие дети часто подражают своим родителям, братьям и сестрам, хотя никто их этому не учил. Тем не менее, если у ребенка есть нарушение развития, то способность к имитации могла не развиться у него естественным образом, и поэтому его нужно обучать этому навыку с помощью прямой инструкции. Имитации можно успешно обучать (Baer, Peterson, & Sherman, 1967) .
Многие специалисты считают, что до начала обучения имитации ребенка, он должен знать простейшие навыки коммуникации со взрослыми.
При выполнении упражнений на имитацию ребенок должен располагаться на против того, за кем он будет повторять. При обучении имитации ребенку дается словесная инструкция “сделай так”. Многие психологи считают, что при правильном выполнении инструкции, ребенка нужно поощрять. Поощрения могут быть абсолютно разными: словесная похвала, рукопожатие, конфета, возможность поиграть во что-то и так далее. В случае если ребенок не повторяет действия, ему дается подсказка. Важно отметить, что подсказка дается сразу после предъявления инструкции, так как это способствует переносу контроля.
Выделяют следующие виды подсказок:
· Физическая (полная/неполная) – помощь оказывается полный физическим контактом, чтобы направить действия ребенка, согласно необходимой цели и сопровождает его на протяжении всего действия.
· Визуальная подсказка – включает в себя картинки, фото, рисунки, карточки с изображениями и так далее.
· Подсказка местом (позиционная подсказка) – объект, который нужно выбрать размещают ближе к ребенку.
· Жестовые подсказки – указание на правильный ответ рукой или кивание головой.
· Моделирование – вид подсказки, который чаще всего используется при обучении имитации. Ребенку показывают своими движениями, что нужно сделать.
· Вербальные подсказки – помощь оказывается с помощью словесных подсказок.
Для обучения имитации, обычно используют места, где нет отвлекающих фактором, чтобы ребенка ничего не отвлекало. Специалисты рекомендуют строить занятие в игровой форме, с постоянным взаимодействием, для формирования положительного опыта у ребенка.
Развитие имитации начинается с имитации с предметами. Принято начинать с действий с наиболее привлекательными для этих детей предметами.
После имитации с предметами следует имитация с использованием крупной моторики, так как она труднее. Имитация движений тела требует от ребенка, чтобы он запоминал то, что он сделал, и потом смог повторить это движение. Принято начинать с более простых движений и постепенно их усложнять. Обычно легче даются движения, в результате которых появляется какой-либо звук, а тяжелее даются движения, которые ребенку сложно увидеть.
Специалисты выделяют еще одну форму имитации, это имитация по образцу. Она заключается, в основном, в построении из конструктора каких-либо сооружений, которые ребенок должен повторить. Очень важно сохранять точное количество предметов и их расположение.
При формировании вокальной имитации обычно начинают с того, что поощряют каждый звук ребенка, чтобы он захотел больше пользоваться голосом. Также проводят большую работу над укреплением мышц лица, для четкой артикуляции. При обучении вокальной имитации тоже используются подсказки. Без вокальной имитации нельзя овладеть речью. При обучении вокальной имитации сначала определяют нескольно звуков, которые ребенок без проблем может произнести. После этого нужно определиться со звуками, которым планируется обучить ребенка. Эти звуки должны входить в слова, которым вы хотите научить ребенка, чтобы он их использовал в жизни. При обучении имитации детей с расстройствами аутистического спектра принято использовать поощрения. Поощрения должны быть максимально интересны ребенку и это должно служить мотивацией для дальнейшего его успешного обучения имитации. Но важно, чтобы поощрение не занимало много времени. При обучении вокальной имитации специалист распологается напротив ребенка и сначала поощряет звук, произнесенный ребенком, после чего подключает новые звуки, при потворении которых ребенок с расстройствами аутистического спектра получает поощрение.