Антонина Турулина
Старинные русские народные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Их незаслуженно забыли.
(Русские народные игры)\
Имея большой (более 35 лет) опыт работы с детьми, я всегда уделяла большое внимание играм детей.
Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Игра - одно из средств воспитания, она включается в целостный педагогический процесс. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду важно расположить его к воспитателю, товарищам, облегчить переход к новым условиям жизни. Игра помогает этому. Находясь в помещении, дети играют за столами, в игровых уголках. Во время прогулок детям хочется побегать, попрыгать, они активны в подвижных играх.
Публикация «Старинные русские народные игры» размещена в разделах
Вместе с современными подвижными играми, я стала проводить с детьми русские подвижные игры. Что касается русских детских игр, то, они незаслуженно забыты, забыта их история. Как и любая подвижная игра, русские подвижные игры имеют огромное значение на всестороннее развитие детского организма. Русские детские игры помогают детям расти проворными, ловкими. В игре дети задумывают план, находят пути решения при его выполнении.
Русские подвижные игры имеют глубокие корни. Когда наши прапрабабушки и прапрадедушки не имели элементарных игрушек, они заменяли их бросовым материалом, мастерили из дерева и глины.
Первое место (как и в настоящее время) в русских подвижных играх занимают игры с бегом и другими простыми движениями.
Бег составляет один из простых, но вместе с тем необходимейшим движений. Во время бега упражняются мускулы верхних конечностей, туловища. Во время бега развиваются и некоторые внешние чувства, особенно когда бег основан на состязании в преследовании и ловле друг друга.
"Уголки - Чур на дереве". Игры очень известные, в них можно играть в любое время года, внутри помещения или около деревьев. В данную игру можно играть на веранде в плохую погоду. Что бы не мешать другим детям, необходимо место игры очертить четырёх угольником.
"Горелки - Гори, гори ясно. " Игра имеет несколько вариантов. В эту игру любили играть не только дети, но и взрослые. С детьми дошкольного возраста можно сократить по времени, если будут затруднения во время перебежек пары.
"Палочка выручалочка. " Водящий в игре выбирается при помощи прибаутки или меряния на палке. Игра нравится старшим дошкольникам. В этой игре вырабатывается быстрота реакции, глазомер, умение бегать, желание выручать своих товарищей. Движения, хохота, острот в ней без конца, поэтому дети в неё играют с увлечением.
"Казаки - разбойники". - в игру могут играть большая группа детей, в игре дети могут проявить свою выдержку, взаимовыручку.
"Гуси - лебеди" - любимая игра и для малышей и для старших дошкольников.
В русских селениях более известными были; Прыгали через верёвочку - прыгать через вращающуюся верёвку можно по одному и более детей - это зависит от длины верёвки. Темп может быть и медленным и быстрым.
С давних времён детвора очень любила игры с мячом. Раньше мячи были совсем не такими, какие мы видим в настоящее время.
Мячи, употребляемые детьми русского простонародья, изготавливались из тряпок, мокрой кожи. Кожаные заготовки набивались овечьей шерстью, лошадиной гривой, шерстяными нитками. В некоторых губерниях - Вятской, Екатеринославской - мячи изготавливали из овечьей шерсти. Процесс изготовления мяча занимал порядочно времени, их делали вручную, мячик получался плотным, упругим, прыгучим. Умельцы по приготовлению таких мячей продавали их на ярмарках. Игр с мячом очень много - ловить различным образом, подбрасывать в высоту, в цель, пятнать и салить.
Многие игры с мячом изменились в названии, и мы широко используем в настоящее время, так игры "Поднебески", "Берёзы", "Вершины", "Жерди ставить" - это ловля мяча сверху вниз двумя руками.
"Землянки", Хватки", "Калачики" - ловля мяча от земли просто двумя руками, а в играх "Вертушки", "Перевёртушки" с поворотом вокруг себя.
Игры "Первыши", Катыши", "Колёса", "Дуги", "Водокачки" - это ловля мяча от стенки с хлопками, приседаниями, прыжками и т. д.
Примеры можно продолжать, но то, что мяч - очень нужный элемент детских игр, доказано историей.
Детям очень нравятся игры с мячом "Вышибалы", редкая прогулка, особенно летом, обходится без этой игры. Большой восторг испытывают дети, если их "вышибают" взрослые, они очень стараются показать свои умения в перебросках, увёртывании от мяча, ловит запасные "свечки".
В игры с мячом можно добавить лопатки, палки. Игры, которые возникли очень давно, перешли в игры и нашим детям. Так игра "Один в лапту" очень напоминает игру "Удержи мяч на ракетке", можно вместо мяча использовать валанчик.
Как только выпадет первый снег или среди глубокой зимы сделается оттепель, а снег при этом сделается мокроватым и мягким, то дети тотчас же делают из такого снега комочки и начинают ими играть, как летом мячом, в "снежки" и другие подобные игры.
Очень любят дети игру "Крепость", с удовольствием катают снежные шары, сгребают снег в груду и начинают "перестрелку", штурм.
Вместе с воспитателем детям нравится строить "Снежные горки" и кататься на них, используя санки, ледянки.
"Скольжение по ледяной дорожке". Родители помогают заливать, разравнивать. Дети скользят, родители тренируются вместе с детьми. Сначала дети испытывают затруднения, а в конце зимы успех налицо; не падают, правильно держат корпус. Любимой игрой в зимнее время для детей является игра "Два мороза". В эту игру играли ещё наши предки, затевали игру на зимних праздниках, гуляниях на Масленицу, существует несколько вариантов игры.
С группой своих детей я разучила игры "Бычок пёстренький", "Охотник", "Краски", "Горелки". Рассказала, что народные игры, как и сказки, придумал сам народ.
В пасмурную погоду, в вечернее время, в морозные дни играем в малоподвижные игры.
"Слухи". Современное название - "Сломанный телефон", "Садовник", стараемся запоминать текст, используем шапочки.
Хочется верить, что дети перенесут народные игры в школьную жизнь, будут в них играть взрослыми, научат народным играм своих детей. Пусть игра продолжит свой культурно-исторический путь.
К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности, заложенной в них.
Многие исследователи отмечают такие особенности народных игр, как высокая эмоциональная насыщенность, юмор, связь движений со словом, образность содержания. Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны.
Народная игра всегда использовалась с целью воспитания, развития подрастающего поколения: Формировала привычку к труду, навыки охоты, военной подготовки. Подвижные игры представляют собой состязания: Бег, прыжки, метание, стрельба из лука и различные ритуальные танцы.
Русские народные игры опираются на живую детскую инициативу. Они вносят в душу ребёнка радость и веселье, приучая при этом к дисциплине и согласованию своих желаний с желаниями других.
Образовательное же значение народных подвижных игр столь существенно, как фольклорная поэзия, сказки, бытовые и трудовые традиции.
Игра - есть выражение молодого организма к деятельности. Игра - это выражение деятельности, посредством которой ребёнок, играя и шутя, подражает в своих забавах различным видам деятельности взрослых.
"Человек только тогда вполне человек, когда он играет".