Ольга Русина
Игра как один из способов усвоения общественного опыта ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Игры в жизни ребенка дошкольника.
На протяжении всего существования человеческой истории человек играл.
В настоящее время игры детей отличаются разнообразием и богатством содержания.
В процессе игры «развиваются духовные и физические силы ребенка : его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д.
Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Публикация «Игра как один из способов усвоения общественного опыта ребенка-дошкольника» размещена в разделах
Игры можно разделить на три группы:
1) Самостоятельные игры:
Самостоятельные сюжетные игры (их можно назвать творческими) :
- сюжетно отобразительные, сюжетно ролевые, режиссерские, театрализированные;
2) образовательно-воспитательные игры, проводимые по инициативе взрослого:
- дидактические, подвижные; досуговые игры: игры забавы, игры-развлечения,
3)народные игры, проводимые как по инициативе взрослого, так и детей.
А. С. Макаренко Н. К. Крупская, А. П. Усова утверждали, что игра должна являться формой организации жизнедеятельности детей в детском саду, так как игры выполняют различные функции: образовательную, организующую, воспитательную.
В зависимости от вида игры, ее задач, необходимо тщательно продумать степень участия педагога в ней, приемы и методы руководства данной игрой.
Однако нельзя полностью брать на себя функции организатора игры, что приемлемо в младшем дошкольном возрасте. Необходимо создать условия, чтобы дети сами были организаторами игр, так как нередко дети слоняются по группе, не умея организовать игру самостоятельно, без участия взрослого. Необходимо поощрять самостоятельность, детей в проведении игр.
Итак, самостоятельные игры. Конечно, они не могут возникнуть на пустом месте. Для их возникновения проводится большая и кропотливая работа педагога по обогащению детей знаниями, опытом.
Для успешного протекания сюжетно - ролевых игр необходимо непрерывно углублять знания детей об окружающем мире, знакомить с событиями современности. Наблюдение, чтение, беседы о радо и телепередачах, рассказы взрослых подталкивают к пониманию того, что ребенок видит и слышит и созданию предпосылок для возникновения игр.
Из всего разнообразия самостоятельных игр на протяжении всего дошкольного детства сюжетно-ролевые игры являются основными в игровой деятельности детей. Развитие сюжетно-ролевой игры «происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка, то есть от социальных влияний».
Руководство игровой деятельностью остаётся, но оно переходит от прямых методов (показ, объяснение) к косвенным методам руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемы (вопросы, советы, напоминания и др.).
Ранее в младших группах педагог напрямую обучал детей способам игры - показывал, как играть с игрушкой, объяснял, для чего нужна данная игрушка или вещь, как их можно использовать в игре, самостоятельно составлял не сложный сюжет игры, распределял роли, играл с детьми, демонстрируя образы ролей и сюжетов, то к старшему возрасту дети самостоятельно придумывают сюжет, распределяют роли, выбирают игровой материал, создают игровое пространство, вносят в игру своё видение ситуации, разворачивают событие в соответствии со своим социальным опытом.
Воспитатель должен озвучить одобрение таких проявлений в игре как забота, взаимовыручка, уважительное отношение друг к другу.
Похвала очень сильный стимул в детском возрасте, поэтому любые проявления инициативы по включению в игру новой сюжетной линии является хорошим подходом в стимулировании игры. Большое значение в игровой деятельности имеет игровой материал. Иногда достаточно внести в игровую зону новую игрушку, какой-либо атрибут, как игра приобретает новое русло, либо явится толчком для новой игры.
Педагог может ненавязчиво подсказать какие-либо новые действия персонажа или помочь обустроить игровое пространство.
Наиболее часто используемые в практике - дидактические игры, главная задача которых - обучающая. Дидактические игры содержат в себе два начала - учебное и игровое их можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности - в группе, на участке. Дидактические игры делятся на два вида: игры - занятия и непосредственно дидактические.
В играх-занятиях ведущая роль принадлежит воспитателю. В них воспитатель наряду с передачей определённых знаний учит детей играть.
Дидактические игры применяются при обучении математике, ознакомлении с окружающим миром, при развитии сенсорики.
Непосредственно дидактические игры как игровая деятельность имеют место в том случае, если детьми усвоены правила игры, если эти игры им интересны.
Методы и приемы в дидактических играх как прямые - показ, объяснение, рассказ, обучение одного ребенка другим, так и косвенные воспитатель является равноправным участником, хвалит наиболее отличившихся детей. Если радость ребенка в игре достаточно автономна, то радость от учебных и трудовых действий непосредственно зависит от благоприятной оценки и поощрения со стороны взрослого».
По мере угасания интереса к игре воспитатель вносит усложнение в игру: разнообразит варианты, придумывает более сложные правила, изменяет игровую задачу, вносит меру поощрения, использует метод замещения одних предметов на другие. Включает новые персонажи. включает новые игровые действия. Привлекательность дидактических игр - возможность выиграть. Но для этого необходимо владеть определенными знаниями, умениями, навыками. Однако есть дети как активные, раскрепощенные, так и пассивные, робкие, неуверенные в своих возможностях. Именно на таких детей педагогу следует обратить особое внимание. «Руководство воспитателем игрой всегда должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям».
Эти дети не включаются в дидактические игры либо потому, что не владеют нужными знаниями, приемами игры, которым их следует обучить (прямой метод - показ, рассказ, либо в силу своих психо - эмоциональных особенностей - застенчивость, неуверенность в себе. К таким детям необходимо применять особые методы и подходы в приобщении к обучающим играм, к развитию их активности. Прежде всего, необходимо выявить сильные стороны таких детей и всячески поощрять их инициативу в решении посильных задач.
Для того чтобы обучающие игры проходили успешно, необходимо прежде всего оснастить группу соответствующими возрасту дидактическими играми, игрушками и дидактическим материалом. Предоставить к ним свободный доступ.
Надо сказать о том, что вся деятельность современного педагога в руководстве различными играми должна сводиться к тому, чтобы воспитать в детях творческую инициативу, организаторские способности, воспитывать чувство уверенности в своих силах, коллективизм, дружелюбие и отзывчивость.