Людмила Гребенко
Мастер-класс для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести мастер – класс по подготовке детей к обучению грамоте.
Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что: - требования начальной школы стали выше, и многие родители заинтересованы в обучении детей чтению; - появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе; - не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
Публикация «Мастер-класс для родителей „Как обучают детей звуковому анализу слов“» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Важно, чтобы ребенок:
- не пропускал буквы, не путал их при написании;
- умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
- под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, употребляя и расширяя словарный запас. Обучение грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это значит, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
определение количества звуков в слове;
фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);
определение места звука в слове.
Детям необходимо знать, что:
Звук мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем. Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно петь на мотив любой песенки). Согласные звуки – звуки, которые петь нельзя, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба. Гласных звуков шесть : А У О И Э Ы Гласных букв десять: А У О И Э Ы – соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я - {йа}, Ю – {йу}, Е – {йэ}, Ё – {йо}.
Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.
Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.
Всегда твердые согласные: Ж Ш Ц.
Всегда мягкие согласные: Й Ч Щ.
Твердые звуки на схеме обозначаются синим цветом, а мягкие согласные звуки – зеленым.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). Согласные звонкие звуки : Б В Г Д Ж З Й Л М Н Р. Согласные глухие звуки : П Ф К Т Ш С Щ Ч Х Ц.
Игровые задания.
1. Игра «Хлопни, если услышишь звук». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Педагог называет звуки, слоги, слова, в которых есть заданный звук, нужно хлопнуть в ладоши, если услышали этот звук).
2. Игра «Светофорчик». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух. Педагог называет звук, слог или слово, ребенок поднимает синюю или зеленую фишку, услышав заданный звук.
3. Игра «Покажи картинку на определенный звук». Задача: развивать умение слышать звук в начале слова.
4. Игра «Звуковой поезд». Задача: учить определять нахождение звука в начале середине или конце слова.
5. Игра «Сколько звуков спряталось в слове». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Как проводится звуковой анализ слова?
1). Совместная деятельность педагога с родителями.
Выложить схему слова КОТ.
- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)
- Какой первый звук в слове КОТ? (В слове КОТ первый звук [К])
- Звук [К] какой? (Звук [К] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом)
- Какой второй звук в слове КОТ? (В слове КОТ второй звук [О])
- Звук [О] какой? ( Звук [О] гласный, поэтому обозначим его красным цветом)
- Какой третий звук в слове КОТ? (В слове КОТ третий звук [Т])
- Звук [Т] какой? (Звук [Т] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом) Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят ее название, а не звук : бэ, ре, мэ….В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.
Методика обучения чтению детей в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям : п, б, к… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того чтобы ребенок лучше усвоил графический образ буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуются следующие задания:
На что похожа буква?
В ряду букв обвести в круг заданную букву.
Выкладывание букв из счетных палочек, из веревочки, вылепить из пластилина…
Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя. Большое спасибо за внимание!