Юлия Козлова
Игры с водой и на воде летом для дошкольников в саду и с родителями
▼ Скачать +Заказ
Настало лето – замечательное время года! Можно играть на воздухе, закаляться, в полной мере используя неисчерпаемые возможности природных факторов: свежего воздуха, солнечных лучей и воды. Закаливание важно вообще, для дошкольников – тем более из-за функциональной незрелости их органов и систем. Оно укрепляет организм ребенка, повышает его сопротивляемость, способствует воспитанию силы воли, приучает к дисциплине.
Публикация «Игры с водой и на воде летом для дошкольников в саду и с родителями» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с водой в летнее время
- Игры с водой для дошкольников
- Лето
- Плавание. Консультации для родителей
- Темочки
В настоящей статье речь пойдет не о специальных методах закаливания, где надо строго следить за временем проведения процедуры, температурой воды или воздуха, а о подвижных играх, так как именно активные движения на воздухе оказывают закаливающее воздействие на детей, обеспечивают насыщение крови кислородом, улучшают обмен веществ.
Подвижная игра – сознательная двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание и эмоциональная насыщенность игры побуждают дошкольников к определенным умственным и физическим усилиям, а значит, способствуют их развитию в целом. Подвижные игры бывают сюжетными и бессюжетными, могут проводиться с пособиями и без них. Наш рассказ – об играх с водой.
В июне–июле тридцатиградусная жара не редкость, и, если такая погода стоит недели две, а то и три, ситуация становится похожей на описанную Агнией Барто.
Жарко, жарко, нету сил!
Хоть бы дождь поморосил.
Жарко утром, жарко днем,
Влезть бы в речку, в водоем,
Влезть бы в речку, в озерцо,
Вымыть дождиком лицо.
Кто-то стонет: – Ой, умру. –
Трудно в сильную жару.
В подобных случаях игры с водой просто незаменимы : вода, обладающая значительной теплоемкостью, оказывает охлаждающее воздействие. Хорошо, если рядом с детским садом есть чистый водоем с детским пляжем, но такого, к сожалению, практически не бывает, поэтому многие ДОУ используют летом плескательные бассейны. А что делать, если и такого бассейна нет?
Воспитатели нашего детского сада выход из положения видят в организации игр с водой на прогулке, для чего используются выносные бассейны, ведра, «брызгалки». («Брызгалки» можно сделать из пол-литровых пластиковых бутылок с отверстиями в крышках. В настоящих пульверизаторах рычаг требует значительных усилий – многие дети просто с ним не справляются: не хватает сил.)
Воду используют теплую, около 30 С. Дети – босиком, в трусиках и панамках. Комплекс включает три–пять игр, в зависимости от возрастной группы, затем дети вытираются и переодеваются.
Подборка игр:
Барсук и дети
Выбирается «барсук» (барсуков может быть два, он спит в норке, в руках у него «брызгалка». Дети идут к нему с противоположной стороны площадки со словами:
Хоть и жарко, хоть и зной,
Занят весь народ лесной.
Лишь барсук – лентяй изрядный –
Сладко спит в норе прохладной.
Эй, барсук, не спи – вставай!
Всех ребяток поливай!
Барсук просыпается и брызгает водой на детей.
Таня «брызгалку» нашла
Дети ходят по кругу, одна девочка – в центре. Она выполняет движения, соответствующие словам, которые произносят дети:
По дорожке Таня шла,
Таня «брызгалку» нашла.
Стала Таня выбирать,
Кому «брызгалку» отдать.
Солнце, воздух, луг, цветы,
Брызгать деток будешь ты!
Таня передает «брызгалку» любому игроку из круга, тот брызгает водой на детей – они разбегаются.
Ай, гу-гу!
Дети стоят в кругу плечом к плечу. Ведущий идет по кругу и прикрепляет одному из игроков значок «Водяной», затем встает в круг. Все идут вокруг выносного бассейна со словами:
Ай, гу-гу, ай, гу-гу!
Не кружися на лугу.
На лугу-то лужица,
Голова закружится.
Водяной выбегает из круга со словами:
Ой, вода! Ой, вода!
Разбегайтесь кто куда!
Старается забрызгать детей водой из бассейна.
Крокодилы
На площадке двумя линиями отмечают «речку» (достаточно широкую – метра три, там живут два крокодила. У каждого из них – «брызгалка». Дети должны перебраться через речку на другой берег. Они подходят к реке со словами:
Два веселых крокодила
В реке Нил спокойно жили.
Как увидели ребят –
Водой стали обливать!
После этих слов ребята бегут через речку, а крокодилы обливают их водой.
Поливаем огород
Дети делятся на две команды, становятся цепочкой. У каждой команды свой «колодец» – ведро с водой – и своя лейка – она стоит на финише. Задача – маленьким ведерком зачерпнуть из «колодца» воды и по цепочке передавать его. Последний игрок выливает воду в лейку, с пустым ведерком бежит к «колодцу», снова зачерпывает воду и передает ведерко по цепочке. Так до тех пор, пока в «колодцах» не закончится вода. Игра начинается после слов, которые дети легко запоминают, ведь это стихи Е. Благининой.
Не мешайте мне трудиться.
Я водицы притащу!
И колодезной водицей
Вас, конечно, угощу.
Пейте, пейте, не жалейте,
А хотите, в лейку лейте –
Поливайте огород:
Он ведь тоже воду пьет!
Выигрывает команда, которая меньше воды расплескала. Чтобы это было наглядно, в лейки можно положить по толстому куску пенопласта – он будет подниматься вместе с водой, и дети сами увидят, кто победил. Позже, вечером, этой водой можно полить огород или цветник.
Кто быстрее вытащит рыбку?
Игра для двух команд по пять человек. Для нее необходимо подготовить десять пластмассовых рыбок. К хвосту каждой привязан шнур, а второй конец шнура прикреплен к «палочке-мотушке» (длина палочки примерно 20 см, чтобы ребенку было удобно взять ее двумя руками).
Рыбок бросают в бассейн, а концы шнуров с палочками-мотушками располагают вокруг бассейна. Команды выстраиваются на старте и произносят слова:
Мы команда рыбаков,
Славным будет наш улов.
Раз-два, раз-два –
Начинается игра!
Затем дети бегут к бассейну, каждый берет по палочке-мотушке и, вращая ее руками, старается быстрее вытащить рыбку; при этом шнур наматывается на палочку-мотушку. Выигрывает команда, которая раньше справится с заданием.
Овощи-фрукты
В игре могут участвовать две команды по пять человек в каждой. В бассейн бросают по десять пластиковых овощей и фруктов, вокруг бассейна раскладывают десять сачков с длинными ручками. Одна команда собирает овощи, другая – фрукты. Команды стоят у линии старта и произносят слова:
Урожай созрел у нас.
Не ленись и не зевай,
Поскорее собирай!
Дети бегут к бассейну, каждый берет сачок, достает два нужных предмета и возвращается к линии старта. Чья команда быстрее соберется – та и выиграла.
Берег, море, парус
Дети стоят вокруг двух выносных бассейнов. Воспитатель объясняет правила: по команде «Берег!» нужно сделать шаг назад; по команде «Море!» – шаг вперед (в бассейн); по команде «Парус!» – руки вверх. Команды подаются быстро; кто неправильно выполнил действие – выбывает из игры. Выигрывает группа, у которой осталось больше игроков.
В жаркие дни следует ограничивать игры с высокой подвижностью, поэтому игры с бегом чередуются со спокойными паузами, которые воспитатели заполняют загадками, предлагают детям вспомнить стихи, потешки, песенки о воде, солнце, ветре.
Младшим детям нравятся стихи, где они могут договаривать слова или отвечать на вопросы. Например, такие:
Курочка-рябушечка
– Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
– На речку.
– Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?
– За водичкой.
– Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
– Цыпляток поить.
– Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
– Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!
Маме улыбаемся (В. Агафонников)
Ой, лады, лады, лады! (Хлопают в ладоши.)
Не боимся мы воды! (Разводят руки в стороны.)
Чисто умываемся – вот так! (Имитируют умывание.)
Маме улыбаемся – вот так! (Опускают руки – улыбаются.)
Старшие дошкольники любят задания посложнее, им нравится отгадывать загадки, самостоятельно читать стихи. Воспитатели «по секрету» разучивают их индивидуально с желающими детьми. В этом случае участвовать в «секретном деле» хотят все, поэтому разучивают небольшие стихи, загадки по два–три человека и читают вместе.
На улице лужа (А. Прокофьев)
1-й ребенок.
На улице лужа, Ребята не тужат, Им она доверена,
Им тужить не велено.
2-й ребенок.
Много дел и забот:
На воду спускают флот,
Оснащенный парусами,
Сами делали его.
Вместе.
Только сами, только сами,
Не просили никого!
1-й ребенок.
Флот выходит к дальним странам
И бросает якоря.
Вместе.
Босоногим капитанам Открываются моря.
Капли
1-й ребенок.
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва –
Кап, кап, кап, кап!
2-й ребенок.
Стали капли поспевать,
Капля каплю подгонять –
Кап, кап, кап, кап!
Вместе.
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем.
Загадки
1-й ребенок.
Я нужен зеленым лугам,
Я нужен полям и лесам,
Я нужен цветам и кустам,
И, если я вдруг опоздаю,
Все вянет кругом, засыхая.
(Дождь.)
2-й ребенок.
Ждут люди меня с нетерпением
И смотрят на небо с волнением.
Но стоит меня им услышать –
Попрячутся сразу под крыши.
Кто я? (Дождь.)
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит
И не пекарь, а печет. (Солнце.)
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака.)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь.)
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака.)
В дверь, в окно
Стучать не будет,
А войдет –
И всех разбудит. (Солнце.)
Заканчиваются игры с водой купанием в бассейнах. Обычно игры-развлечения организуются в конце прогулки, чтобы можно было сразу помыть, вытереть и переодеть детей. Обтирание сухим полотенцем является одновременно массажем и способствует лучшему кровенаполнению кожи.
«Невод»
Задача игры : помочь освоиться с сопротивлением воды.
Описание. Играющие (рыбы) располагаются в ограниченном пространстве. Двое рыбаков, взявшись за руки, по сигналу преподавателя бегут за рыбкой, стараясь окружить ее. Каждая пойманная рыбка включается в цепь рыбаков. Так постепенно составляется невод. Игра кончается, когда все рыбы будут переловлены.
Правила. нельзя ловить рыбу разорванным неводом. Нельзя толкаться, топить друг друга, хватать за руки, туловище.
Методические указания. Водящих назначает преподаватель. Пойманный последним является самой быстрой рыбкой.
«Карусели» (2 вариант)
Задача игры : приучить детей двигаться по кругу, не бояться воды.
Описание. Дети становятся в круг и берутся за руки. По сигналу преподавателя они начинают движение по кругу, постепенно ускоряя шаг. Вместе с преподавателем дети произносят:
Еле-еле, еле-еле закружились карусели,
А потом, потом, потом - Все бегом, бегом, бегом!
Дети бегут по кругу. Затем преподаватель произносит:
Тише, тише, не спешите, карусель остановите!
Раз-два, раз-два вот и кончилась игра.
Дети останавливаются.
Правила. Выполнять движения в соответствии с текстом, не тянуть товарища.
«Караси и карпы» (1 вариант)
Задача игры : учить детей свободно передвигаться в воде.
Описание. Преподаватель разделяет играющих на две равные группы. Дети становятся в шеренги спиной друг к другу, после чего приседают. Расстояние между шеренгами 0,5 – 1 м. для каждой шеренги заранее намечается направление, в котором надо бежать. Одна шеренга – караси, другая – карпы. Преподаватель в произвольном порядке произносит эти слова. Названная команда (шеренга) тотчас поднимается и бежит в указанном направлении. Дети другой команды поднимаются, поворачиваются и догоняют убегающих, стараясь дотронуться до них рукой. Ребенок, которого коснулись рукой, останавливается. По сигналу преподавателя все останавливаются, возвращаются на прежние места, и игра начинается сначала.
Правила. Находясь в шеренге, нельзя оборачиваться назад. Во время перебежки нельзя толкать друг друга. После сигнала об остановке нельзя продолжать бег.
Методические указания. Игру можно проводить и при глубине воды по пояс. В этом случае, стоя в шеренгах, дети не приседают. Строить шеренги лучше по росту, чтобы их правые фланги находились друг против друга. Одну и туже команду можно вызывать иногда и два раза подряд. Слова «караси» и «карпы» преподаватель должен произносить медленно, протяжно, растягивая первые слоги слова и быстро произнося последние.
«Мы веселые ребята».
Задача игры : приучать детей энергично двигаться в воде в разных направлениях.
Описание: дети идут по кругу, в середине его находится водящий, назначенный или выбранный детьми. Дети хором произносят текст:
Мы веселые ребята,
Любим плавать и нырять.
Ну, попробуй нас догнать!
Раз, два, три – лови!
После слова “лови!” дети убегают, а водящий догоняет. Игра заканчивается, когда он догонит 2-3-4 играющих.
Правила: При повторении игры выбирается новый водящий.
«Как кто плавает».
Задача игры : упражнять детей в разных видах передвижения в воде.
Описание: дети показывают, как передвигаются в воде разные животные : крокодил, рак, краб, лягушка, пингвин, тюлень, дельфин. Затем по сигналу преподавателя дети изображают названных животных.
Крокодил – лечь на воду, опереться руками о дно, ноги вытянуть; перебирая руками по дну, двигаться вперед.
Рак – в том же положении двигаться назад.
Краб – в том же положении двигаться вправо и влево.
Лягушка – из положения присев выпрыгивать из воды и снова приседать.
Пингвин – передвигаться по бассейну, раскачиваясь из стороны в сторону, прижав руки к туловищу.
Дельфин – выпрыгивать из воды как можно выше из положения присев.
Правила: выполнять задания по сигналу педагога, не мешать товарищам.
Методические указания. Игру можно проводить при условии, что все дети знают способы передвижения разных животных. Первое время следует давать не более трех заданий. Постепенно количество заданий можно увеличивать.
«Карасик и щука».
Задача игры : Упражнять в движении в воде.
Описание: Дети образуют круг, берутся за руки. Выбираются карасик и щука. Они встают в центре круга. Дети произносят:
Карасик, карасик, держись,
Щуке на зуб не попадись!
После этих слов карасик уплывает, а щука его догоняет. Карасик может выплывать за пределы круга, дети его не задерживают. Если щука пытается выскользнуть из круга, дети опускают руки, не пускают её.
Правила: Начинать двигаться только после слов «Не попадись!». Нельзя размыкать руки, хватать щуку.
Методические указания: При выборе карасика и щуки преподаватель следит, чтобы в паре оказались дети равные по силе и умениям.
Игры с погружением в воду с головой.
«Охотники и утки».
Задача: упражнять в погружении в воду с головой.
Описание: выбираются два охотника. Остальные дети – утки. Охотники становятся по обе стороны бассейна, у каждого из них по мячу. Утки плавают в разных направлениях по бассейну. По сигналу “Охотники!” утки должны нырнуть в воду, чтобы охотники не смогли попасть в них мячами. Если кто-то из детей не успел спрятаться и в него попадают мячом, он должен выйти на время из игры.
Правила: охотники не должны бросать мяч детям в голову. Начинать бросать мяч только по сигналу “Охотники!” и не сходить с места.
Методические указания. Охотники меняются после того, как каждый из них попадает мячом в определенное число уток.
«Удочка».
Задача игры : упражнять детей в погружении в воду с головой.
Описание: дети образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых рук, поворачиваются лицом к центру. В центре стоит преподаватель. В руках у него веревка, к концу которой привязана надувная игрушка. Длина веревки равна радиусу круга.
Преподаватель вращает веревку так, чтобы игрушка двигалась по окружности на высоте 10-30 см над водой. Дети должны избегать прикосновения игрушки, погружаясь под воду, когда она приближается.
Правила: нельзя прятаться раньше, чем приблизится игрушка.
Методические указания. Вначале следует вращать веревку с игрушкой несколько выше голов детей. Когда дети научатся, смело погружаться в воду, высоту можно уменьшить.
«Насос».
Задача игры : Научить детей погружаться с головой в воду несколько раз подряд.
Описание: Дети стоят парами, взявшись за руки, лицом друг к другу. По очереди приседая, они погружаются в воду с головой. Каждый из играющих погружается в воду 4-5 раз. Игра повторяется 3 раза.
Правила: Нельзя опускать руки и вытирать лицо, смахивая воду, после каждого очередного окунания.
Методические указания: Играющие пары располагаются боком к преподавателю.
Игры с выдохом в воду.
«Резвый мячик».
Задача: способствовать овладению продолжительным, постепенным выходом.
Описание: играющие становятся в одну шеренгу на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Каждый имеет мячик или теннисный шарик, дети кладут его на поверхность воды на линии рта. Делая выдох, дуют на него, стараясь отогнать как можно дальше от себя, делая неоднократный вдох и выдох. По команде воспитателя все остаются на своих местах, перестают дуть на мяч. Выясняется, чей мяч отплыл дальше всех, - это самый “резвый мячик”. Игра продолжается.
Правила: нельзя мешать друг другу, дуть на чужой мячик.
Методические указания. Сначала можно игру проводить без продвижения за мячом. В таком случае всякий раз делается только один выдох.
«Водолазы».
Игра для тех, кто любит нырять и плавать под водой. Участники выстраиваются у бортика, а преподаватель бросает на дно бассейна несколько (по количеству играющих) пластмассовых тарелочек или резиновых шайб. По его сигналу водолазы ныряют и стараются собрать как можно больше предметов. На это дается 30-40 секунд. Кто из ребят выполнит это задание, тот и победитель. Можно утроить командные состязания водолазов.
Задача игры : приучать смело открывать глаза в воде, рассматривать предметы под водой.
Описание: дети встают у бортика с одной стороны бассейна. Преподаватель разбрасывает по дну бассейна резиновые тонущие игрушки, пластмассовые тарелочки. По сигналу водолазы погружаются в воду и стараются собрать как можно больше предметов.
Правила: Начинать выполнять задание по сигналу, не отнимать игрушки.
Методические указания: Преподаватель отмечает детей, успешно справившихся с заданием, помогает несмелым детям, подбадривает их.
Игры со скольжением плаванием.
«Пловцы».
Задача игры : упражнять детей в разных способах плавания.
Описание: дети выстраиваются у бортика бассейна. По сигналу (например, “Кроль на груди!”) дети быстро плывут на противоположную сторону бассейна. В обратную сторону возвращаются, плывя другим способом (брасс или кроль на спине).
Правила: выполнять задание нужно по сигналу, не наталкиваться на товарищей, доплывать до бортика.
Методические указания. Перед проведением игры целесообразно напомнить о разных способах плавания и даже попросить 1-2 детей показать их, чтобы все во время игры правильно их выполняли. Игру можно провести и в виде эстафеты. Тогда дети делятся на 2-3 команды. Преподаватель дает задание проплыть в одну сторону кролем на груди, а обратно – брассом, или наоборот. Отмечает, чья команда быстрее выполнит задание.
«Пятнашки с поплавком».
Задача игры : Закреплять умения погружаться в воду, держаться на воде, скользить.
Описание: Выбирается водящий («пятнашка»). Дети передвигаются по бассейну в разных направлениях. По сигналу пятнашка старается догнать и дотронуться до кого - нибудь из играющих. Спасаясь, от него дети должны принять положение «поплавок». Если водящий дотронется до играющего раньше, чем он принял положение «поплавок», тот считается пойманным.
Правила: Нельзя толкать детей, принявших положение «поплавок».
Методические указания: Можно предложить детям варианты игры «Пятнашки со стрелкой», где они вместо положения «поплавок» выполняют скольжение «стрела».
«Поезд в туннель».
Задача игры : Совершенствовать умение скользить на груди.
Описание: Играющие выстраиваются в колонну по- одному, положив друг другу руки на плечи, изображают поезд. Колонна движется шагом. Преподаватель держит обруч – туннель. Чтобы проехать через туннель, ребята, изображающие поезд, поочередно выходят вперед колонны и выполняют скольжение на груди. Затем возвращаются в конец колонны. Игра продолжается.
Правила: Не толкать друг друга.
«Караси и карпы».
Задача игры : Ознакомить со свойствами воды, а также обучить самостоятельному передвижению в разных направлениях в опорном положении.
Описание: Играющие делятся на две команды и располагаются друг к другу спиной посередине бассейна на расстоянии 1 метр. Короткие борта бассейна (если в водоеме, веха или черта на берегу) – это «город» каждой команды. Судья или преподаватель четко по слогам вызывает одну из команд (кар-р-пы, кар-р-аси). Игроки названной команды убегают в свой «город», а игроки другой команды преследуют их и пятнают (до пределов «города»). Побеждает та команд, участники которой запятнали больше игроков другой команды.
Правила: Запятнанный игрок переходит в состав другой команды и продолжает игру в ее составе. Игра завершается, когда будут запятнаны все игроки «вражеской» команды.
Методические указания: Участники располагаются к судье боком и стоят неподвижно до сигнала. В роли, догоняющих и убегающих команды должны быть одинаковое количество раз.