Евгения Петрякова
Игры с песком для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Песок является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме.
1. "Заборчики".
(Дети руками лепят заборчики по кругу, за таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка). При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход.
[
Публикация «Игры с песком для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
2. Сюжетная легенда.
Солнышко (педагог показывает картонный силуэт) пришло в гости и приглашает вместе с ним в путешествие. Дети вместе с педагогом подходят к песочнице, где их ждут занимательные игры и интересные задания.
Игры с песком — педагог предлагает малышам «развеселить» песок: пощекотать пальчиками; пробежаться, как котёнок; погладить плавными движениями; набрать в кулачок и отпустить, устроив водопад;
соединить раскрытые ладошки и изобразить порхающих бабочек.
3. Игровые эксперименты с водой и песком.
Педагог: Тучка закрыла солнышко и вот-вот пойдёт дождик. (Раздаёт малышам лейки с водой и предлагает изобразить дождик).
Дождик освежил сухой песок, из мокрого песка на полянке «выросли» цветы. (Дети с помощью формочек лепят цветочки). На цветочную полянку слетелись весёлые бабочки, радостно помахивая крылышками (движения ладошками).
4. Творческое задание
(составление рассказа) — дети рассказывают Песочной королеве о добрых делах и поступках, которые совершил товарищ, стоящий рядом.
Игры с песком: Аккуратное раскапывание с помощью кисточек фигурок в разных углах песочницы, которая символизирует Песочное Королевство.
Строительство города для жителей Песочного Королевства из увлажнённого песка. Дети с помощью пульверизаторов устраивают весёлый дождик, одновременно опытным путём изучают свойства воды и песка.
5. Упражнение «Песочный ветер»
(дыхательное)
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
Детям предлагается подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок» с помощью трубочки, можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
6. Игра-упражнение «Секретики»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, воображения.
Взрослый показывает способы построения создания в песочнице «секретиков» из кусочков оргстекла (прозрачной пластмассы) и фантиков, камушков, цветов, листьев и так далее в песочнице. Ребенок должен осторожно откопать «секретик», так, чтобы получилось «окошечко» в песке. Затем дети самостоятельно изготавливают и ищут «секретики» друг друга.
7. Упражнение «Узоры на песке двумя руками»
Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук.
Берем в руки две кисточки. Рисуем двумя руками (кисточками) одновременно на песке разные узоры — дождик, солнце, тучу и т. д.
8. Игра-упражнение «Волшебное превращение»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие воображения
Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, колесо, лицо и др. (аналогично выполняются задания с квадратом, треугольником, овалом).
9. Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
10. Игра-упражнения «Вслепую»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие мелкой моторики и координации движений.
Завяжите ребенку глаза платком и предложите что-нибудь нарисовать на песке. Можно устроить соревнования между детьми.
11. Игра «Трафареты».
Цель: продолжать закреплять представление о свойстве песка – сохранять форму отпечатка; учить пользоваться трафаретами; закреплять тему «Транспорт».
Предложить ребенку с помощью трафарета, оставить отпечатки с помощью трафарета, определенного транспортного средства.
С помощью тематических трафаретов, можно закреплять не только тему «Транспорт», но любые другие.
12. Игра «Укрась коврик
Цель: Продолжать закреплять представление о свойстве песка сохранять отпечатки.
Развивать умение распределять рисунок в уголках и в центре квадрата, прямоугольника. Способствовать активизации творческой активности.
Взрослый показывает, как он украсил коврик для куклы (Пупса). Предлагает детям украсить коврик, используя печатки, стеки, палочки. Обращает внимание на расположение узоров.
13. Упражнение «Ручки умываются»
- движения подобные тем, которые производят при намыливании рук. Упражнение выполняется с использованием декоративного цветного песка в разных емкостях.
«Утренняя роса» /серебряный песок/ - ручки умываются в утренней росе.
«Солнце» /желтый песок/ - солнце ласкает ручки.
«Радость цветов» /оранжевый песок/ - каждый цветочек улыбается, и ручки умываются радостью цветов.
«Листва» /зеленый песок/ - листочки каждого дерева ласкают ручки.
«Речка» /голубой песок/ - речка быстрая умывает ручки водой чистой.
14. Игра-упражнение «Секретные задания кротов»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса. Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка, а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).
15. Упражнение «Дать заглавие к рассказу»
Работа с ограниченным числом объектов. Участнику предлагается выбрать из коллекции и поместить в песочницу 12 объектов:
четыре строения (здания, заборы, мосты и т. п.);четыре фигурки домашних (либо диких) животных; четыре фигурки людей;четыре любых других объекта, которые играющему захочется добавить в свой мир. Затем следует дать своему миру название и придумать про него историю.
16. Упражнение «Найди маму»
(употребление существительных – названий детенышей животных).
На поверхности песочного листа выставлены миниатюрные игрушки из серии «домашние животные», в песке спрятаны детеныши собаки, кошки, коровы, лошади, козы. Ребенок, назвав всех животных, начинает искать детенышей в песке. Результат своего поиска ребенок озвучивает и ставит фигурку детеныша рядом с «мамой».
17. Упражнение «Развиваем внимательность и наблюдательность»
Педагог заранее выставляет несколько предметов на песке (в зависимости от возраста участника. В среднем, сколько лет, столько фигурок). В течение нескольких секунд участник запоминает расположение фигурок, затем отворачивается. Педагог меняет местами фигурки, убирает одну-две, добавляет другие и т. д. Участник должен восстановить картину. Если он нашел все изменения, то у него хорошая наблюдательность. Можно усложнить задание.
18. Игра "Золотоискатель"
Поиграйте в золотоискателей: зачерпните песчаную массу со спрятанной в ней игрушкой и просейте через сито, чтобы в нем осталась только ваша находка.
Расскажите, почему так происходит.
19. Игра " Домик для игрушки"
Пусть малыш выкопает несколько ямок и поселит в них свои игрушки. Чья ямка больше? Чья шире? Чья глубже?
20. Игра "Строим башню"
Одновременно можно закреплять понятие большой/ маленький, если использовать в качестве формы пирамидку из стаканчиков