Галина Князева
Игры с неуверенными в себе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Основные правила профилактики у ребенка неуверенности в себе:
•Повышать самооценку ребенка;
•Обучать ребенка умению управлять своим поведением;
•Снятие мышечного напряжения.
Как повысить самооценку ребенка:
• называть ребенка по имени;
• хвалить ребенка в присутствии других детей (похвала должна быть искренней, т. к. дети очень остро реагируют на ложь);хвалить ребенка просто так нельзя, он обязательно должен знать, за что его хвалят;
• хвалить даже за незначительные успехи, для ребенка эти успехи важны.
• учитывать возможности ребенка, не требовать от него того, что он не может выполнить;
Публикация «Игры с неуверенными в себе с детьми» размещена в разделах
• откажитесь от слов унижающих достоинство ребенка
• не сравнивать своего ребенка с другими, сравнивайте достижения ребенка с его же результатами.
Обучение ребенка умению управлять своим поведением:
• проводить доверительные беседы с ребенком о его чувствах, переживаниях, страхах и т. д.
• показать примеры в преодолении страха, можно и свои собственные.
Как снять мышечное напряжение:
• релаксация (под спокойную, приятную музыку)
• игры на телесный контакт, массаж, ласковые прикосновения;
• «рисование» на спине (упражнение «Добрый мелок»);
• игры на дыхание («воздушный шарик» - надуваем шарик руки на животе: вздох – шарик надули, выдох — сдули).
На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:
1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как “Кто быстрее?”
3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.
4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.
Игры и упражнения на развитие уверенности:
«Придумываем сказку»
Цель: развитие уверенности в себе, коррекция тревожности и страхов.
Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундучке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Попросите детей нарисовать иллюстрации к своей сказке.
«Пальчиковый кукольный театр»
Цель: развитие уверенности в себе, коррекция тревожности и страхов.
Разыгрывать сценки, в которых одна из кукол всего боится, а другие помогают ей справиться со страхами.
Следует спрашивать всех детей, какие варианты борьбы со страхом они могут предложить.
«Тюльпаны»
Цель: развитие уверенности в себе, коррекция тревожности, развитие навыков саморегуляции.
На листе бумаги нарисовать контуры трех тюльпанов (рисунок для каждого ребенка). Выбрать карандаши, мелки, фломастеры желтого цвета разных оттенков. Под музыку П. И. Чайковского «Симфония №1, финал» раскрасить тюльпаны, чередуя оттенки желтого цвета.
«Ветка мимозы»
Цель: развитие уверенности в себе, коррекция тревожности, развитие навыков саморегуляции.
На листе акварельной бумаги нарисовать ветку мимозы. Из бархатной бумаги желтого цвета сделать конфетти. Под музыку М. Равеля «Болеро» наклеить конфетти на изображение ветки мимозы, ветку и листья раскрасить акварельной краской зеленого цвета.
«Сижу, сижу на камушке»
Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику, повышение самооценки детей.
Игроки становятся в хоровод и поют, а один или несколько садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.
Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем,
Кто же меня любит,
А кто же меня сменит- переменит
Еще приголубит?
После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова. Затем он сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.
«Апельсины»
Цель: развитие уверенности в себе, коррекция тревожности, развитие навыков саморегуляции.
На листе акварельной бумаги или картона нарисовать несколько кругов. Подготовить пластилин оранжевого цвета, бархатную бумагу зеленого цвета. Пластилин разделить на небольшие кусочки. Под музыку скатать кусочки пластилина в шарики, прикрепить к кругам и размазать. Из бархатной бумаги вырезать листья, прикрепить к кругам, чтобы получились «апельсины».
«Похвалилки»
Цель: формировать умение выделять положительные качества в людях, коррекция низкой самооценки.
Ребенок бросает мяч другому и говорит о нем что-нибудь хорошее (личностные качества, умения, поведение, внешность и т. д., тот отвечает: «Да, это так, я, а еще я (и называет еще одну похвалу в свой адрес).
«Слепой танец»
Цель: развить доверие друг к другу, снять излишнее мышечное напряжение.
Дети разбиваются на пары, один получает повязку на глаза, он будет “слепой”. Другой останется “зрячим” и сможет водить “слепого”. Далее берут друг друга за руки и танцуют под легкую музыку (1–2 минуты). Потом меняются ролями, помогая партнеру завязать повязку.
Примечание. В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. "Зрячий" двигает руками под музыку, а «слепой» пытается повторить эти движения, не отпуская рук (1–2 минуты). Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.
«Передай клубочек»
Цель: развитие групповых отношений, повышение самооценки, предоставление возможности узнать много приятного о себе от окружающих.
Дети садятся по кругу и передают друг другу клубочек.
Тот, кто передают клубочек, говорит комплименты тому ребенку, которому попадает клубочек.
«Король на троне»
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
Можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать историю имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого, надо изготовить корону. Игра проводится с группой не более 5–6 человек. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (имена тревожных детей лучше называть в середине игры). Тот, про чье имя рассказывают, становится «королем». На протяжении всего рассказа о его имени он сидит на троне в короне.
«Волшебный стул»
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
Один из детей садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят ему ласковые слова, комплименты, можно погладить сидящего, обнять.
«Я могу»
Цель: укреплять у детей уверенность в своих силах, упражнять в умении самовнушения, повышать самооценку.
Взрослый предлагает детям сесть в круг и, поочередно продолжая фразу «Я могу…», говорить о себе что–то хорошее. Если ребенок затрудняется с ответом, остальные дети должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы.
«Волшебные очки»
Цель: формировать умение выделять положительные качества в людях, коррекция низкой самооценки.
Детям предлагают «надеть волшебные очки». Инструкция: «Сегодня мы будем поочередно надевать волшебные очки. А волшебные они потому, что позволяют увидеть самое лучшее, что есть в каждом из нас, даже то, чего мы обычно не замечаем. Представьте, что вы внимательно смотрите через волшебные очки на всех присутствующих, и постарайтесь увидеть как можно больше хорошего в каждом».
Дети рассказывают о тех качествах, которые они заметили в других после того как «надели» волшебные очки.
Успеха в вашем благородном деле!