Елена Петрова
Игры с мячом для развития речи
▼ Скачать +Заказ
Дети очень любят игры с мячом.
В такой деятельности развивается ловкость, внимание, координация движений, общая моторика. В процессе игры у ребёнка исчезает неуверенность в себе, увеличивается потребность в общении, а также расширяется диапазон доступных ребёнку действий с предметами. Дети также получают позитивные эмоции в играх с мячом.
Публикация «Игры с мячом для развития речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Мяч, мячик
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
В практике логопедов стало нормой использование игр с мячом не только для развития двигательных навыков, но и для развития речи. Такие игры можно использовать родителям с детьми дома.
Предлагаю ознакомиться с такими играми и использовать их педагогам, родителям.
Игры, направленные на развитие фонематического слуха
«Лови звук»
Взрослый произносит ряд звуков: «А-О-Ы-А-С-У-А-М-Ч-А и т. д.» Предлагаем малышу ударить мячом об пол, когда он услышит, например, звук «А». Так можно играть с любым звуком.
Для разнообразия можно подбрасывать мяч вверх, когда слышится заданный звук.
«Назови слово»
Сначала нужно выбрать звук, на который будут подбираться слова. Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт мяч взрослому. Затем взрослый подбирает слово на этот звук и даёт ребёнку мяч. Хорошо, если в эту игру будут задействованы старшие дети или друзья малыша.
«Расшифруй слова»
Сначала, бросая мяч ребёнку, взрослый произносит слова, а ребёнок, возвращая мяч, их повторяет: колесо, тарелка, кастрюля, радуга, комната, картина. Дальше взрослый называет слова искажённо (переставляет слоги) и бросает мяч ребёнку. Ребёнок должен «расшифровать» слово, назвать его правильно и вернуть мяч.
Например, «лекосо» – колесо, «карелта» – тарелка, «трюкасля» – кастрюля, «дугара» – радуга, «такомна» – комната, «тикарна» – картина.
Игры и упражнения с мячом, направленные на совершенствование грамматического строя речи.
«Один – много»
Бросаем ребёнку мяч, называем слово, обозначающее один предмет и просим малыша назвать много таких предметов. Например, шар – шары, книга – книги, диван – диваны, груша – груши и т. д.
«Превращалки»
Бросаем мяч ребёнку и называем любой предмет, а малыш, как волшебник, должен превратить этот предмет в маленький. Например, стол – столик, машина – машинка, шапка – шапочка и т. д.
Игры и упражнения с мячом, направленные на расширение словарного запаса.
«Назови 5»
Произносим слова: «Я знаю 5.» названий игрушек, овощей, насекомых и др. По очереди с ребёнком называем слова на заданную тему, ударяя мяч об пол. Подбирать тематику нужно, ориентируясь на возраст ребёнка.
«Кто у кого»
Бросаем мяч ребёнку и называем какое-либо животное, а малыш, возвращая мяч, должен назвать детёныша этого животного. Например, у тигра – тигрёнок, у лисы – лисёнок, у зайца – зайчонок и т. д.
«Мяч бросай, животных называй»
В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».