Калиновская Наталья
Картотека игр для тематической недели «Новогодние каникулы. Рождество»
Новогодние каникулы. Рождество.
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Цель: развивать произвольное внимание; воспитывать честность.
Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.
Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.
Публикация «Картотека игр для тематической недели „Новогодние каникулы, Рождество“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Проекты
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Рождество Христово. 7 января
- Темочки
Игра на координацию речи с движением «Как зимой нам поиграть»
Цель: координация речи с движением, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности, обучение элементам пантомимы, закрепление знаний детей о зимних забавах.
Как зимой нам поиграть? (Имитация движений.)
Будем мы снежки кидать,
Бабу снежную лепить (Имитация движений.)
И на горку воду лить. (Имитация движений.)
Будем мы на лыжах мчаться,
(Ноги пружинят, руки имитируют отталкивание лыжными палками от снега.)
На коньках по льду кататься,
(Руки убраны за спину. Поочередные скользящие движения то правой, то левой ногой по полу.)
Мы на санках понесемся,
(Дети садятся на пол, ноги втянуты вперед. Быстро поочередно приподнимают и опускают колени. Руки «держат веревку, привязанную к санкам».)
А потом домой вернемся. (Встают на ноги, ходят по помещению.)
Сюжетно-ролевая игра: «Семья: новогодний праздник дома».
Цель: продолжать учить детей играть вместе со взрослыми и детьми в конструктивные игры со знакомой сюжетной линией, изготавливать для этих игр (с помощью взрослого) простые игрушки, машинки, украшения; воспитывать любовь к семье.
МАТЕРИАЛ. Игрушечная елка, елочные украшения, елочные игрушки, сделанные руками детей. Костюм Деда Мороза для взрослого, мешок с «подарками». Набор детской чайной посуды, угощения: «конфеты», «печенье», муляжи фруктов.
ХОД ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку
«Что за праздник на дворе
Наступает в декабре?
В это время все вдруг рады,
Малыши подарков ждут,
Собирается семья:
Мамы, бабушки, родня.
В эту ночь ждут только счастья,
Это праздник без хлопот,
Это праздник -. !
(Новый год)
Воспитатель: Правильно ребята, это Новый год. Трудно найти человека, который бы не любил Новый Год. С раннего детства Новый Год является самым любимым, домашним и теплым праздником для каждого из нас. Вы все ждете его? А почему вы ждете этот праздник?
Ответы детей: В это праздник люди наряжают елку, дарят друг другу подарки, водят хороводы с Дедом Морозом и Снегурочкой, пускают фейерверки, салюты.
Воспитатель: Правильно! В этот веселый праздник приходят гости, дарят подарки, поздравления с пожеланиями здоровья, благополучия в семье, успехов в делах, готовят друг для друга приятные сюрпризы. Ведь подарки приятно не только получать, но и дарить. Самый дорогой подарок тот, это тот, который сделан собственными руками, он несет вашу частичку любови, теплоты, внимания к тому человеку, которому вы дарите его. Новый год это семейный праздник, принято встречать в кругу семьи, приглашать гостей, устраивать веселье.
И сегодня нас в гости приглашают 2 семьи : семья Мишкиных и семья Зайкиных.
Они продемонстрируют нам как они готовятся к Новому году, как умеют принимать и веселить гостей, быть гостеприимными.
Дети делятся на 2 семьи (папа, мама и 2 ребенка)
Воспитатель: Здравствуйте первая семья Мишкиных. Давайте знакомиться.
-Как зовут вашего папу? - Чем он занимается?- Как зовут вас-мама? – Чем вы занимаетесь? – Как зовут ваших детей? –Они ходят в садик? – Воспитатель не жалуется на них? –Они послушны? –Вам по дому помогают?
- Здравствуйте, семья Зайкиных. Давайте знакомится с вами. Представьтесь пожалуйста. Чем вы занимаетесь? Как зовут ваших детей? А вы ребята приготовили уже подарки для бабушки и дедушки? Сделали своими руками? Молодцы.
- Какой главный символ Нового года в вашем доме? Дети- Елка.
Воспитатель: А ваша семья уже нарядила елку? Нет? Тогда давайте нарядим елку.
Игра «Кто быстрее нарядит елку» (искусственные 2 елочки, пластмассовые игрушки на каждую «семью»)
Воспитатель хвалит детей за красавицу елочку.
В каждом доме любимая традиция при встречи Нового года приготовление фирменных блюд на праздничный стол и сейчас наши семьи продемонстрируют свои любимые блюда для гостей.
Игра «Приготовь блюдо» (Поставить в правильной последовательности, как готовятся блюда)
Для 1 «Семьи» «Блины»
2 Семья «Пирог с яблоками»
Дети расставляют картинки приготовления блюд на мольберте.
(Блины: картинки- яйца с миксером, сахар, соль, сода, мука, сковорода)
(Пирог: картинки: Яйца с миксером, сахар, мука, соль, сода, кусочки яблок, молоко, печь-духовка)
После расстановки картинок, воспитатель выносить блинчики из соленого теста и пирог, сделанные заранее, дети украшают из цветного (сделать немного соленого теста с добавляем пищевого красителя) теста украшения на блюдо.
Воспитатель: замечательные угощения у вас получились.
Молодцы, а теперь давайте каждая семья накроет стол для своих гостей.
Какую посуду поставим на стол? Кухонную?
Дети: Нет, ставим на стол чайную, мы будем гостей угощать чаем.
Воспитатель: Вот разнос с разной посудой, вам надо выбрать, только ту, которую вы поставите для гостей. (воспитатель наблюдает за правильностью сервировки стола: скатерть, чашки, блюдца, ложечки, сахарница, чайник, заварник).
Молодцы, ребята, вы все успели вовремя, слышите к вам стучат в дверь, пришли гости. Идите встречайте. Воспитатель заносит кукол, дети здороваются, берут на руки приглашают за стол, садят. Разливают «чай», разрезают «пирог», раскладывают «блины», «конфеты» каждой кукле, любезно предлагают угощение.
Воспитатель: После чаепития каждой семье предлагаю придумать как можно развлечь гостей.
Семья «Мишуткиных» расскажем им стихи про Новый Год.
Семья «Зайчиковых» предлагает одеть шапочки-атрибуты костюмов и встать в хоровод вокруг елки. (звучит новогодняя песня, все ребята танцуют в хороводе.
Воспитатель: Пришло время дарить друг другу подарки и пожелания.
Ребята дарят заранее сделанные на трудах елочки друг другу и говорят пожелания.
Подведение итога игры: Ребята, а что интересного вы сегодня узнали? Какие традиции праздника вы особенно будете соблюдать? Понравилось вам принимать угощать, развлекать гостей?
Вы все доказали сегодня нам, что вы гостеприимные хозяева и умеете принимать гостей. Всех с наступающим Новым годом!
.
Дидактическая игра «Елочные игрушки»
Цель: различать основные цвета; правильно их называть, согласовывать существительное с прилагательным в роде.
Чему учится ребенок: различать основные цвета; правильно их называть, согласовывать существительное с прилагательным в роде.
Оснащение: сюжетная и предметные картинки.
Ход игры: подготовьтесь к игре заранее. Вырежьте елочные игрушки и разложите их на елке на сюжетной картинке.
Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Спросите: «Что делают дети?» (снимают игрушки с елки) «Куда они складывают елочные игрушки?» (в коробки). Попросите ребенка назвать цвет каждой коробки (синяя коробка и красная коробка). Следите за тем, чтобы он согласовывал имена существительные с прилагательными в роде.
Предложите ребенку помочь детям сложить елочные игрушки в коробки. Попросите его переложить лежащие на елке игрушки на соответствующие нарисованные коробки. Поставь условие: «Игрушки красного цвета нужно сложить в коробку такого же, красного цвета».
Усложнение возможно за счет увеличения количества вариантов выполнения задания: игрушки красного цвета – в синюю коробку, игрушки синего цвета – в желтую коробку, в каждую коробку – по одной игрушке каждого цвета.
Когда ребенок выполнит задание, предложите ему рассказать, какие игрушки и какого цвета он «сложил» в коробку.
Развивающая игра «Деревья»
Цель: формировать у детей представления о самом холодном времени года - зиме, о характеристиках и особенностях природы в зимний сезон года; учить детей бережному отношению к природе.
Слушаем рассказ и выполняем различные движения:
Выросли деревья. (Встаём и стоим прямо)
На них появились ветки. (Разводим руки в стороны)
На ветках выросли листочки. (Растопыриваем пальцы)
Осенью листочки пожелтели
Подул сильны ветер. (Дуем, как ветер)
Листочки задрожали. (Трясём кистями рук)
Потом листочки упали на землю. (Наклоняемся и касаемся руками пола)
Зимой с неба падает снег. (Выставляем руки перед собой и машем кистями)
Деревья надели шапки и шубки. (Показываем: надеваем шапки и шубки)
Сюжетно – ролевая игра «Зимнее путешествие».
Цель: учить детей объединяться в игровые группы. Формировать умение считаться с интересами товарищей; расширять представления детей о явлениях природы в зимнее время года, зимних забавах.
Задачи - формировать у детей навыки наблюдательности за предметно – игровыми действиями педагога, воспроизводить их при поддержке педагога, действовать по образцу;
- вовлекать детей в игровые и речевые взаимодействия с педагогом и сверстниками;
- расширять представления детей о явлениях природы в зимнее время года, зимних забавах;
- обогащать речь детей прилагательными: зимний, снежный, красивый, морозный;
- закреплять умения выполнять игровые действия («Чаепитие»);
- формировать положительное эмоциональное отношение, интерес к совместному участию в игре.
Ход игры: Привлекаю внимание детей, разложенными овощами: капуста, морковка, яблоко. Дети называют. Что это у меня тут приготовлено?
П: - А знаете, зачем нам эти овощи? Сложим в корзину. Куда положили овощи?
Д: - Мы сегодня с вами поедем в гости к зайчику и повезем ему угощения.
П: - Вы готовы отправиться в путешествие?
Д: - Да!
П: -Заходите в вагончики! Поезд отправляется. Дети встают друг за другом.
Д: - Ту - ту! (гудок, поехали)
П: - Остановка. Станция «Лесная».
П: - Мы приехали в лес, ребята. Посмотрите как красиво в лесу. Все деревья в снегу, только елочки не боятся зимы, у них иголочки зеленые, веточки свежие, душистые. Посмотрите, как в лесу много снега.
П: - Мы идем по большим, высоким сугробам, высоко поднимаем ноги. Устали!
П: - Встали на лыжи, взяли палки в руки – поехали! Вот как хорошо мы на лыжах едем.
П: - Ребята посмотрите вот высокая гора, нам нужны санки, чтобы спуститься. Поехали на саночках. Молодцы!
П: - Ребята давайте поиграем в снежки. Возьмите снег и лепите из него снежки. Молодцы! Вот как весело мы поиграли! Отряхнулись от снега. Отлично!
П: - А вот и домик, где живет зайчик!
П: - Здравствуй зайчик! Мы привезли тебе угощения!. (Дети отдают корзину с овощами.)
Зайчик: «Здравствуйте ребята, я давно вас жду, спасибо за угощения! Проходите, и будем пить чай!» (чаепитие).
П: - Ребята, чай горячий, давайте подуем. Какой еще чай?
Д: - Сладкий, вкусный, ароматный…
П: - Спасибо зайчик тебе! Нам пора возвращаться в детский сад.
Д: - До свидания!
П: -Заходите в вагончики. Поехали! Ту - Ту.
П: - Вот мы и приехали в детский сад! Где мы были?
Д: - Мы ездили в гости к зайчику!
П: - Где живет зайчик?
Д: - В лесу.
П: - Что мы ему подарили?
Д: - Овощи.
П: - А на чем мы катались в лесу?
Д: - На санках, на лыжах.
П: - А во что мы играли?
Д: - В снежки.
П: - Понравилось вам путешествие в лес?
Д: Да!
П: - Хорошо. А сейчас я вас угощу сладостями.
Игра театрализованная «Руки-ноги»
Цель: развивать активное внимание и быстроту реакции.
Ход игры. По одному хлопку - дети должны поднять руки, по двум хлопкам — встать.
Если руки подняты: по одному — опустить руки, по двум — сесть.
Музыкально – дидактическая игра «Метелица». Цель: прививать интерес детей к народному искусству, поддерживать хорошее настроение детей, развивать умение действовать в соответствии со словами песни дружно и слаженно.
Игра не требует предварительного разучивания. Взрослый или сказочный герой звонко и четко произносит название фигуры, показывая под песню З. Я. Роот "Зимушка-Зима" как она выглядит. Дети должны выполнить эту фигуру.
Метелица - Снеговик - Елочки - Снежинки балеринки - Льдинки холодинки.
Описание фигур:
Метелица - дети движутся по кругу, взмахивая руками.
Снеговик - дети изображают Снеговиков, подняв вверх округлые руки.
Елочки - дети изображают елочку, стоя прямо руки внизу и чуть в стороны, держат (как платьице).
Снежинки балеринки - дети становятся тройками, соединяют поднятые правые руки в центр.
Льдинки холодинки - дети становятся четверками повернувшись спинами в круг, руки вытянув вперёд.
Игры малой подвижности «Узнай по голосу»
Цель: развивать аналитический слух, способствовать запоминанию голосов детей группы, воспитывать внимание и сообразительность.
Ход игры. Дети стоят в кругу, берутся за руки. Водящий встает в середину круга, на глаза ему надевают маску. Дети идут по кругу со словами:
Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты … (имя) угадай,
Кто позвал тебя, узнай.
С окончанием слов дети останавливаются. Взрослый показывает на какого-либо ребенка, который произносит звуки (крики птиц, животных). Водящий пытается отгадать, кто его позвал. Затем он меняется с зовущим местами, и игра повторяется с новым водящим.
Правила игры. Водящему нельзя подглядывать, во время отгадывания все дети должны соблюдать тишину.
«У кого мяч?»
Цель: развивать аналитический слух, способствовать запоминанию голосов детей группы, воспитывать внимание и сообразительность.
Ход. Играющие,образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центр круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.
Взрослый дает кому-либо мяч (диаметр 6—8 см, и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки!»— и тот, к кому обращаются, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить.
Правила: стараться передавать мяч за спиной так, чтобы не догадался водящий; к кому обращается водящий, должен показать руки.
Игра – драматизация «Терем-теремок».
Цель: формировать умение выражать свои эмоции, произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству, развивать речь.
Задачи:
воспитательные:
- создание у детей эмоционально-позитивного настроя, формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности;
- воспитание любви, добра, бережного отношения к окружающему миру через сказку.
образовательные:
- способствовать развитию диалогической речи;
- совершенствование грамматического строя речи: согласование существительных с прилагательными, глаголами и числительными;
- развитие навыков словообразования и словоизменения.
развивающие:
- развитие связного речевого высказывания;
- развитие восприятия, внимания, мышления;
- выработка четких координированных движений во взаимодействии с речью;
-развитие целостного восприятия русской народной сказки;
- продолжать развивать у детей умение создавать выразительный образ в игре- драматизации, развивать умение имитировать характерные действия персонажей;
- развивать память, зрительное и слуховое внимание, образное мышление, воображение.
здоровьесберегающие:
- воспитание чувства уверенности при выполнении заданий.
Оборудование: декорация теремка; маски животных для сказки, мультимедийный проектор, ноутбук, колонки, презентация.
Предварительная работа. Чтение русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций к сказке, показ сказки на фланелеграфе, плоскостного театра, коллективная работа по ИЗО деятельности (аппликация) по сказке.
Атрибуты: Теремок, костюмы.
Действующие лица: Сказочница, Рассказчица, Мышка, Лиса, Лягушка, Волк, Заяц, Медведь.
Дети входят под музыку \В мире много сказок\ Их встречает сказочница.
Сказочница
Здравствуйте, детишки!
Девчонки и мальчишки!
Рада видеть всех сейчас.
Ведь давно ждала я вас.
Я добрая сказочница.
Вот пришел и сказки час.
И зовет в театр он нас.
Всем ли видно, всем ли слышно?
Приготовьте ушки, глазки
Мы пойдем сейчас все в сказку.
- Но сначала давайте вспомним что же такое сказка (это вымышленное произведение в котором говорится о волшебстве, о необыкновенном чуде. В сказке добро всегда побеждает зло. Содержится поучительный элемент. Сказки бывают народные – их написал народ и литературные – их написал автор, у них неизменный текст. А чем сказка отличается от рассказа \ в рассказе реальные события).
- А какое волшебство бывает в сказках (сапоги - скороходы, ковёр – самолёт и др.). Молодцы ребята вы так много знаете о сказках.
По тропинке я к вам шла
И шкатулочку нашла,
А шкатулка не простой она волшебная - вот какая!.
Что же в ней? (пытается открыть но она не открывается.
-Может сказка?- Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуй, отгадать. Если верной будет отгадка сказка к нам придёт опять! После отгадывания звучит музыка и шкатулка открывается.
Во время отгадывания загадок персонажи (дети) выходят к кулисам и надевают маски-шапочки.
Загадки:
1. В подполье, в коморке
Живет она в норке,
Серая малышка
Кто же это?
(Мышка.)
2. Выпуча глаза сидит,
По-турецки говорит,
По-блошачьи прыгает,
По-человечьи плавает.
(Лягушка.)
3. Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Заяц.)
4. Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный?
(Волк.)
5. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
Кур крадет.
(Лиса.)
6. Косолапый и большой
Спит в берлоге он зимой,
Любит шишки, любит мед
Ну-ка, кто же назовет? (медведь)
- Ребята, как думаете какая это сказка? Правильно, «Теремок» А теперь я предлагаю вам стать артистами, но для начала надо размяться!
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Звериная зарядка.
Раз присядка,
Два прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться, (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться, (потянуться)
Обязательно зевнуть, (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну, и хвостиком вильнуть. (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть, (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть. (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый, (руки полусогнуты в локтях)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе. (переступание а ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала! (развести руки в стороны)
Сказочница
- А теперь я предлагаю вам поиграть в эту сказку «Теремок».
Драматизация русской народной сказки «Теремок»
Рассказчица в русском народном костюме:
Стоит в поле теремок, теремок-
Он не низок, не высок-
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет? Вдруг по полю мышка бежит. У дверей остановилась и стучит. (музыка)
Мышка Кто, кто в теремочке живет,
Кто, кто в невысоком живет?
Сказочница
Забежала мышка в теремок и стала там жить поживать.
В теремочке тепло, а на улице ветер дует, холод навевает.
И вот по полю скачет лягушка, остановилась у теремка.
Лягушка - Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Мышка - А я мышка- норушка, а ты кто?
Лягушка - А я лягушка- квакушка, Какая славная избушка, пусти к себе жить!
Мышка - Ой, какая забавная лягушка, иди ко мне жить!
Сказочница - Забежала лягушка-квакушка в теремок и стали жить вместе И тут к теремочку бежит зайчик (подбегает к теремку)
Зайчик - Терем, терем, теремок
Кто, кто в теремочке живет?
Мышка -Я, мышка-норушка
Лягушка - Я лягушка-квакушка. А ты кто?
Заяц - Я- зайчишка- шалунишка У вас чудесная избушка!
Лягушка - Да пусть живет, втроем не хуже! такой помощник очень нужен!
Сказочница - Забежал зайчонок в теремок, и стали они жить в нем все вместе.
- Кто бежит к теремочку? А-а! да это лисичка- сестричка
Лиса - Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
(перечисление героев сказки)
Все - Заходи к нам жить!
Сказочница - И лисичка-сестричка поселилась в теремочке. И вот к теремочку бежит волчок - серый бочок.
Волк - Терем, терем, теремок! Кто в тереме живет?
Ответы персонажей.
Волк - Можно с вами буду жить
Не с кем мне в лесу дружить…
Все - Заходи к нам, волк, мы тебя чаем угостим.
Сказочница
Весело живут звери в теремочке.
Но что за шум? Что за треск?
Почему кусты гнутся, сучки ломаются?
Кто же к нам пробирается?
Ой, да это же Мишка- Топтыжка.
Медведь - Кто-кто в теремочке живет? Кто- кто в невысоком живет?
Ответы персонажей
Медведь - А я, медведь, с вами жить хочу!
Все -Заходи к нам жить!
(под тяжестью Медведя теремок разваливается).
Мышка: - Зима идет, а ты наш дом сломал, куда теперь мы все пойдем?
Медведь: - Простите, я ведь не нарочно! Давайте новый строить!
Все звери: - Точно! По-больше, чтоб и Мишка влез, построим терем до небес!
Сказочница Хоть и виноват медведь, мы ему поможем!
Чем о домике жалеть, лучше новый сложим!
Дети встают в круг со словами (Мы построим новый дом, новый дом. Будем весело там жить. Не тужить, не тужить. Дружно в гости все ходить, все ходить).
Пальчиковая гимнастика
На двери висит замок.
Кто открыть его бы мог? (соединяют пальцы рук в замок)
Потянули, (тянут сцепленные руки в разные стороны)
Покрутили, (сцепленные пальцы прижимают к себе и отодвигают от себя)
Постучали (основанием ладоней стучат друг о друга)
И открыли! (расцепляют пальцы, разводят ладони в стороны)
Конструирование из мягких модулей- блоков (все дружно строят теремок под веселую музыку).
Сказочница - Построили теремок новый, красивый, просторный!
Лучше прежнего выстроили!
Все звери: - Мы теперь здесь все друзья! (Прикасаются ладонями к груди и вытягивают).
- Всем гостям мы рады! (Руки вперёд).
Сказочница Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок, не высок, не высок
Без веселья здесь нельзя
В теремке живут друзья!
Общая пляска «Вперёд четыре шага»
Сказочница - А вот и сказочке конец, а кто участвовал в ней молодец!
Настольно – печатная игра «Снежная королева»
Цели: рассматривание книг и иллюстраций о новогоднем празднике, складывание картинок по сюжету. Игровой процесс, основанный на сюжете известной сказки. Воспитанники перемещают фигурки по полю, попадая в различные ситуации. В процессе развивается логика, память и зрительное восприятие.