Мария Котова
Игры по работе над падежным окончанием
▼ Скачать + Заказать документы
Именительный падеж.
1. «Что едет по дороге?»
2. «Кто где живет?»
3. «Что где растет?»
4. «4-й лишний» - на все лексические темы.
5. «Назови ласково»
6. «Что (кто) быстрее, тяжелее, ярче, выше?»
Родительный падеж.
1. «Без чего?»
Заяц без уха, машина без колеси и т. д.
2. «Из чего мы сделаны?»
Мяч сделан из резины, карандаш из дерева и т. д.
3. «Чей хвост, чья голова?»
Это голова зайца, это хвост собаки и т. д.
4. «Один - много»
Лиса - много лис, оса - много ос и т. д.
Публикация «Игры по работе над падежным окончанием» размещена в разделах
5. «С чьей ветки детка?»
Эта ветка с дуба, эта ветка с ивы и т. д.
6. «Найди отличия»
7. «Для чего это нужно?»
Скатерть нужна для стола, колесо нужно для машины и т. д.
8. «Чьи это вещи?»
Халат - мамы, клубок - бабушки, очки - дедушки и т. д.
9. «Чего (кою) не стало?»
не стало куклы, не стало кубика и т. д.
10. «Кто кого кормит?»
Волк кормит волчонка, сова кормит совенка и т. д.
11. «Какой это букет?»
Это букет ромашек, это букет роз и т. д.
12. «Что около?»
Около лодки человек, около муравья грибок и т. д.
Дательный падеж.
1. «Кому это нужно?»
косточка нужна собаке, капуста нужна зайцу, колпак нужен повару
2. «Для кого угощение?»
орехи - белке, рыба - лисе, яблоко - ежу и т. д.
«Где живут продукты?»
Соль живет в солонке, чай живет в чайнике, сахар.
Винительный падеж.
1. «Кою (что) ты видел (а) на улице, в лесу, в группе, и т. д. ?»
2. «Что забыл нарисовать художник?»
Художник забыл нарисовать у машины колесо, у мишки лапу и т. д.
3. «Запомни и расскажи»
Взрослый, молча, выполняет какие-то действия с предметами, а дети комментируют их. Вы положили лимон в карман, а яблоко отдали Коле и т. д.
4. «Кто к нам пришел?»
К нам в гости пришли 2 медведя, 3 куклы и т. д.
Творительный падеж.
1. «Кто куда спрятался?»
Мишку спрятали за диваном, куклу спрятали за шкафом и т. д.
2. «Что где лежит?»
книга лежит под столом, за шкафом и т. д.
3. «Чем что делают?»
пилят - пилой, шьют - иголкой, слушают -ушами и т. д.
4. «Кто с чем пришел на день рождение?»
5. «Кто кем был, что чем было?»
утка была утенком, лягушки были головастиками и т. д.
6. «Когда это бывает?»
снег бывает зимой, гром бывает летом и весной и т. д.
7. «Кто чем питается?»
коровы (а) - сеном, белка (и) - орехами и т. д.
8. «Что с чем рядом?»
рядом с яблоком груши т. д.
9. «Кто с кем живет?»
киса с котятами, сова с совятами, я с мамой и папой и т. д.
10. «Кто за кем охотится?»
лиса охотится за мышкой, морж за рыбой и т. д. 11 .«Что с чем?»
дом с трубой, кресло со спинкой, шкаф с дверцами и т. д.
1. «Кем ты хочешь быть?»
Я хочу быть врачом, учителем и т. д.
2. «Чем угостишь друзей?»
Я угощу Таню конфетой (ми, Свету - яблоком (ми) и т. д.
Предложный падеж.
1. «Кто где живет?»
собака в будке, белка в дупле и т. д.
1. «Что где растет?»
яблоко (и) в саду, шишка (и) в лессу и т. д.
2. «Кто на чем поедет?»
я поеду на машине, Коля поедет на автобусе и т. д.
3. «О чем можно думать, говорить?»
4. «О ком можно заботиться?»
5. «О чем думают животные?»
медведь в берлоге думает о меде, заяц под кустом думает о морковке
Согласование существительных с числительными
1. «А ну-ка сосчитай?».
Использовать существительные м., ж., ср. рода:
2 кубика, 3 яблока, 5 книг и т. д.
2. «Подумай и ответь»
-Сколько глаз у 2-х детей? (У двух детей 4 глаза)
• Сколько ушей у 2-х мальчиков?
• Сколько лапок у 3-х курочек?
• Сколько пальцев на правой руке?
• Сколько носов у 5 детей? и т. д.
1. «Рыбалов»
• Сколько рыб поймал рыболов? (Рыболов поймал 2 пескаря, 3 щуки.)
•