Получи документы

Игры по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста

Шамсутова Зульфия Равилевна
Игры по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Игры по познавательному развитию для

детей младшего дошкольного возраста.

Консультацию подготовила

воспитатель высшей квалифицированной категории.

Шамсутова Зульфия Равилевна

Темочки:

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития; одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов)

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить детей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников, некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения) другие- крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, громко, умеренно) учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами. Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить детей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух, а также трех-четырех сложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

«Угадай, что звучит»

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда дети запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом педагог устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит»? –спрашивает детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т. д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

«Чудесный мешочек»

Наглядный материал: мешочек, игрушки, изображающие детенышей животных : утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, лягушонок, котенок и пр. Все перечисленные игрушки сложены в мешочек. Воспитатель держа мешочек, подходит к детям и говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает достать оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Воспитатель добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-то затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.

Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.

«Магазин»

Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки» м-мь»,»п-пь»,»б-бь»(матрешки,машина,мишка,поезд,барабан,балалайка,собака,белка,кукла,Петрушка,Буратино) и т. д.

Воспитатель расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. «Я буду продавцом», -говорит воспитатель и переспрашивает: «Кем я буду» Дети отвечают. «А вы будете покупателями». «Кем вы будете»? Дети отвечают.

«Что делает продавец?» -ответы детей.

«Что делает покупатель?» -ответы детей.

Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем воспитатель приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово «пожалуйста» выделяет голосом. Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.

«Можно ездить или нет»

Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук «с-сь» : санки, самолет, велосипед, самокат, автобус. Стул, стол, сапоги и. т. д. Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе,называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Воспитатель следит за тем. Чтобы дети правильно произносили звуки «с –сь» в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

«Скажи, как я»

Цель: Учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов) Воспитатель предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова,и произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.

«Чей это голос»

Цель: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям,соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Для этой игры понадобятся фигурки : мышка и мышонок, утка и утенок. корова и теленок. кошка и котенок,лягушка и лягушонок. Если подбор фигурок вызовет затруднения, можно подобрать картинки.

В гости к ребенку приезжают на машине, на поезде, звери,они хотят поиграть. Ребенок должен угадать,чей голос он услышал.

-Мяу-мяу. Кто это мяукает? (Кошка). А тонким голоском кто мяукает? (котенок).

-Му-у-у –Кто так мычит? (корова) А кто у нее детеныш? (Теленок) Каким голосом он мычит? (Тоненьким) Теперь еще раз послушай и угадай кто это мычит-корова или теленок.

-Ква-ква- чей это грубый голос? (Лягушки) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненьким голосом. Кто детеныш у лягушки?

Аналогично обыгрываются другие игрушки. В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а лягушонок тоненько)

Подобные игры можно проводить с разными животными. Например,взрослый показывает ребенку картинку,на ней нарисована птичка.

-Это птичка. Она живет в лесу и поет свою песенку: Ку-ку, ку-ку. Кто это?

От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.

Например, детям читается русская народная потешку «Курочка-рябушечка». Взрослый читает сначала всю потешку,а затем начинается диалог.

Ребенку одевается шапочка курочки и предложить ему отвечать на вопросы:

-Курочка-рябушечка, куда идешь?

-На речку.

-Курочка-рябушечка, зачем идешь?

-За водой.

-Курочка- рябушечка. зачем тебе вода?

-Цыплят поить. Они пить хотят.

На всю улицу пищят---пи-пи-пи-пи. !

Детям предлагаются также чистоговорки, фразы из стихотворений,они произносят их с разной силой голоса (тихо—громко-шепотом)или в разном темпе (быстро-медленно).Параллельно можно менять интонации (спросить. ответить,передать радость, грусть,удивление).Основное внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни ;активизация разных частей речи, не только существительных,но и глаголов, прилагательных,наречий. Необходимо показать детям,что каждый предмет,его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по существенным признакам,правильно называть их, отвечая на вопросы «что это»?»Кто это»? видеть особенности предметов. выделять характерные признаки и качества(«какой») а также действия,связанные с движением игрушек,животных. их состоянием,возможные действия человека(«что делает»? ,»Что с ним можно делать») Такое обучение проводится в играх «Что за предмет»? «Скажи какой»? «Кто что умеет делать»?

Публикации по теме:

«Вот она какая, Зимушка-зима» Конспект занятия по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста«Вот она какая, Зимушка-зима» Конспект занятия по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста Образовательные области: «Познавательное развитие» интегрируется с ОО «Развитием речи», «Социально-коммуникативным развитием», «Физическим.

Дидактическое пособие по познавательному развитию для детей дошкольного возраста «Хочу все знать»Дидактическое пособие по познавательному развитию для детей дошкольного возраста «Хочу все знать» Пояснительная записка Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, способствующих всестороннему развитию ребенка,.

Фотоотчет об организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшего возраста «Дары осени»Фотоотчет об организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшего возраста «Дары осени» Конспект организованной образовательной деятельности /ООД / по познавательному развитию детей младшего возраста. Тема: «Дары осени: овощи.

Игры по развитию сенсорики для детей младшего дошкольного возрастаИгры по развитию сенсорики для детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 декабря 2024 в 20:53
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Шамсутова Зульфия Равилевна (УИ 305054) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 января 2025 четверг
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД