Иночкина Надежда
Игры по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников (младшая группа)
▼ Скачать
I Безопасность собственной жизнедеятельности :
1. «Давайте познакомимся»
Цель: развитие умения называть свои имя и фамилию.
Описание игры : дети передают друг другу мяч и говорят свое имя и фамилию.
2. «Кто это?»
Цель: развитие умения называть имена своих родителей, их трудовые обязанности в семье.
Публикация «Игры по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников (младшая группа)» размещена в разделах
Описание игры : педагог показывает картинки, на которых изображены члены семьи – мама, папа, бабушка и т. д., спрашивает: «Кто это?», дети отвечаю.
3. «Один дома»
Цель: закрепление знаний детей о незнакомых людях, что может быть опасным в общении с незнакомыми людьми; распределение людей по признаку родства (родные, знакомые, чужие).
Описание игры : педагог предлагает детям посмотреть на картинки и подумать, откроют ли они дверь тому или иному человеку. Дети объясняют свой выбор.
4. «Я потерялся»
Цель: обучение правильному поведению, если потерялся на улице.
Описание игры : в гости к детям приходит Мишка и рассказывает, что он потерялся, когда был на прогулке с мамой. Дети объясняют, что ему нужно делать, если вы с мамой потеряли друг друга; к кому можно обратиться за помощью, а к кому нельзя; что делать, если мама вошла в автобус, а ты не успел и т. д.
5. «Можно или нельзя»
Цель: формирование представлений о правилах пользования электроприборами.
Описание игры : дети встают в круг, педагог называет действие. Кому из детей бросит мяч, тот отвечает, можно это делать или нельзя (детям включать утюг, самостоятельно гладить белье, детям стирать белье в машине-автомате, самостоятельно включать настольную лампу, протирать включенный телевизор влажной салфеткой, тянуть электропровод руками, подходить и дотрагиваться до оголенного провода и т. д.)
6. «Если…»
Цель: закрепление представлений о том, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям; закрепление правил поведения.
Описание игры : педагог спрашивает у детей, что вы будете делать, если (угощение конфетой, приглашение сходить в кино, хватание ребенка и попытка насильственно увести его в другую комнату и т. д.)
7. «Опасно-неопасно», «Найди опасный предмет»
Цель: закрепление в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровье; обучение самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами.
Описание игры : педагог предлагает выбрать карточку, назвать изображенный на ней предмет и объяснить, чем он может быть опасен и как с ним правильно обращаться.
8. «Отгадай загадку»
Цель: способствование запоминанию основной группы опасных предметов; развитие внимания.
Описание игры : педагог загадывает детям загадки об опасных предметах (спички, иголка, ножницы, утюг, и др., а дети отгадывают их и находят соответствующую отгадку на картинке.
II Бережем свое здоровье:
1. «Умею – не умею»
Цель: акцентирование внимания на своих умениях и физических возможностях своего организма.
Описание игры : I вариант: педагог бросает мяч и произносит: «Я умею…» или «Я не умею…». Ребенок, поймав мяч, продолжает фразу, объясняя, почему он умеет или не умеет. Например, педагог говорит: «Я умею бегать…», а ребенок продолжает: «…так как у меня есть ноги». Педагог: «Я не умею летать…» Ребенок «…потому что у меня нет крыльев».
II вариант: педагог с мячом в руках стоит в центре круга и бросает детям мяч, задавая вопросы: «Ты умеешь прыгать?» (плавать, стирать, бегать, читать, ловить мяч, мыть посуду, ползать, дышать, плакать и т. д.). Дети ловят мяч и отвечают «умею» или «не умею».
2. «Что есть у куклы?»
Цель: обучение называнию частей тела; формирование представления о том, для чего служит каждая часть тела.
Описание игры : педагог показывает куклу и вместе с детьми называет части тела. Дети рассказывают назначение частей тела.
3. «Ребенок – кукла»
Цель: обучение нахождению общих и отличительных признаков у ребенка и куклы.
Описание игры : в гости к детям приходит кукла, дети рассматривают ее и называют, чем похожи кукла и девочка (у куклы и девочки есть голова, туловище, руки, ноги, глаза, нос, волосы, они носят одежду и т. д., чем отличаются (девочка живая, она растет, умеет дышать, говорить, плакать и т. д., а кукла не живая, она не растет, не умеет дышать, говорить и т. д.
4. «Что хорошо, что плохо?»
Цель: закрепление культурно-гигиенических навыков, навыки культуры поведения за столом.
Описание игры : педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает по очереди детям мяч, задавая вопросы на тему «Хорошо или плохо?» (мыть руки после прогулки; пользоваться носовым платком; садиться за стол с грязными руками; пользоваться расческой; разговаривать во время еды и т. д.). Дети отвечают.
5. «Предметы гигиены»
Цель: закрепление представлений о культурно-гигиенических навыках.
Описание игры : педагог показывает детям картинку режимного момента, а дети подбирают картинки, необходимые для режимного момента.
6. «Веселый и грустный зубик»
Цель: формирование представлений об уходе за зубами.
Описание игры : педагог предлагает детям разложить предметные картинки, в одну сторону, что полезно для зубов (веселому зубику, в другую сторону, что вредно для зубов (грустному зубику).
7. «Кукла Маша обедает»
Цель: закрепление навыков культуры поведения за столом.
Описание игры : дети вместе с педагогом накрывают кукле Маше на стол к обеду, проговаривая при этом все свои действия (что куда нужно поставить, какая необходима посуда, и напоминают ей о правилах поведения за столом.
8. «На день рождение к кукле Кате»
Цель: формирование навыков безопасного поведения за столом.
Описание игры : дети вместе с педагогом помогают кукле Кате накрывать на стол, проговаривая при этом все свои действия (что куда нужно поставить, какая необходима посуда). Рассаживают кукол за стол и напоминают о правилах поведения за столом.
III Безопасный отдых на природе :
1. «Мы знайки и умейки»
Цель: закрепление правил безопасного поведения в природе; формирование знания о том, что если выполнять правила поведения можно избежать опасных ситуаций; сохранение своего здоровья, обучение детей правилам элементарной помощи самому себе и окружающим.
Описание игры : дети по желанию выбирают картинку, рассматривают ее и рассказывают, что произошло, затем выбирает карточку с изображением растения или насекомого, которое принесло вред детям и, анализируя, проговаривает по возможности эту ситуацию.
2. «Экологический светофор»
Цель: закрепление правил безопасного поведения в природе.
Описание игры : педагог раздает детям карточки красного и зеленого цвета. Показывает детям картинки, а дети поднимают карточки, объясняя свой выбор.
IV Безопасность на дорогах и улицах :
1. «Разрезные картинки» (специальный транспорт, бытовые приборы и т. д.)
Цель: закрепление умения складывать целую картинку и называть, что на ней изображено и для чего нужно, как пользоваться.
Описание игры : педагог предлагает сложить картинку из 3-4 частей, затем просит назвать, что на ней изображено и для чего нужно, как этим пользоваться.
2. «Назови картинку» (пожарная машина, пожарный щит)
Цель: обучение детей называнию изображенные на картинке предметы, закрепление их назначения.
Описание игры : педагог просит детей перевернуть картинку и назвать ее, и сказать, как пользоваться предметом.
3. «Спрячь мышку»
Цель: закрепление понятия «Опасность»; закрепление умения различать цвет и форму предмета.
Описание игры : педагог раздает детям большие карточки и говорит, что мышке угрожает опасность – за ней гонится кошка. Дети помогают мышке спрятаться от кошки. Педагог показывает маленькие карточки разного цвета, формы, дети выбирают свою карточку и закрывают ею окошечко на большой карточке.
4. «Собери машинку по частям»
Цель: обучение детей подбирать соответствующие основные части к грузовой, легковой машине и автобусу; развитие внимательности.
Описание игры : педагог просит детей составить изображение легковой и грузовой машин, автобуса из основных частей (кузов, кабина, колеса, руль и т. д.).
5. «Наша улица, или Светофор»
Цель: закрепление знаний детей о сигналах светофора, понятиях: улица, дорога, тротуар, деревья, дома; закрепление правил дорожного движения.
Описание игры : педагог показывает детям не спешить, переходя дорогу, быть внимательным, знать и находить место пешеходного перехода, понимать сигналы светофора, дорожные знаки.
6. «Переход»
Цель: закрепление правил дорожного движения.
Описание игры : на полу полосками обозначен переход, на светофоре красный свет. Дети стоят у перехода. На светофоре жёлтый свет. На зелёный сигнал дети идут по переходу, сначала смотрят налево, потом направо.
7. «Автомобили, пешеходы и светофор»
Цель: закрепление правил дорожного движения.
Описание игры : одной группе участников раздаются рули: они «автомобили»; другой - сумки, коляски: они «пешеходы». Педагог показывает два кружка разного цвета (красного и зеленого цветов, два кружка желтого цвета. Затем поясняет, для кого какой сигнал «загорается» (для водителей или пешеходов).
Автомобили на зеленый сигнал - едут; на - желтый стоят; на красный - приседают. Пешеходы на зеленый сигнал переходят дорогу по пешеходному переходу, на - желтый останавливаются, на красный - все берутся за руки.
8. «Автобус»
Цель: закрепление знаний правил дорожного движения.
Описание игры : с помощью считалки выбирают водителя. Моделирование ситуаций: женщина с ребенком, бабушка, слепой. На полу полосками обозначен переход, на светофоре красный свет. Дети стоят у перехода. На светофоре желтый свет. На зеленый сигнал дети идут по переходу, сначала смотрят налево, потом направо.