Лучший педагог года

Игры по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Мария НиколаевнаГункина
Игры по ФЭМП в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

Счет

Игра «Рассеянный художник»

Цель: Развитие наблюдательности и счет до 6.

Игровой материал: цифры – 1,2,3,4,5,6.

Правила игры : Нужно взять из набора, необходимые цифры и исправить ошибки рассеянного художника. Затем сосчитать до шести, указывая соответствующее количество предметов. На картине отсутствует пять предметов. Следует спросить : какое количество птиц нельзя показать на картинке? (6)

Начать игру можно так: На улице Бассейной

Один художник жил

И иногда рассеянный

Неделями он был.

Публикация «Игры по ФЭМП в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Однажды, нарисовав птиц, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь ошибки рассеянного художника.

Теперь сосчитай до шести. Какое число пропущено на картинке? Далее можно задать такой вопрос: сколько синиц должно прилететь, чтобы их стало пять?

Игра «Сколько? Какой?»

Цель: Счет в пределах десяти. Знакомство с порядковыми числительными. Знакомство с понятиями «первый», «последний», «сложение», «вычитание».

Игровой материал: цифры.

Правила игры : Сосчитать количество предметов в каждом множестве. Исправь ошибки, поставив нужную цифру из набора. Использовать порядковые числительные: первый, второй… десятый. Закрепить порядковые числительные, называя предметы (например, репка – первая, дед – второй)

Решать простейшие задачи:

Сколько утят около утки? Сколько останется утят, если один будет плавать в пруду? Сколько останется утят, если два убегут клевать листочки?

Во дворе гуляли курица и три цыпленка. Один цыпленок заблудился. Сколько осталось цыплят?

Можно самостоятельно составлять и решать аналогичные задачи.

Игра «На зарядку становись»

Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 20.

Материалы: картинки с изображением мышат (у 15 мышат на майках написаны цифры)

Ход: На доске располагают 20 картинок с изображением мышат. У 15 мышат на майках написаны цифры. Воспитатель предлагает детям дать номера остальным спортсменам (от 16 до 20). При этом воспитатель уточняет, какая цифра обозначает количество десятков и единиц, и вместе с детьми пересчитывает спортсменов.

Затем зачитывает стихотворение:

Двадцать спортсменов бегут на зарядку,

Но не желают бежать по порядку.

Последний - случается, первым придет

Такой вот бывает неправильный счет.

В заключении воспитатель предлагает детям пересчитать спортсменов в обратном порядке.

 

Игра «Назови предыдущее и последующее число»

Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10

Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10, наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».

Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

После выполнения задания дети объясняют, какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у них на карточке и почему эти числа стали соседями.

Игра «Примеров много – ответ один»

Цель: Изучение состава чисел, формирование навыков сложения и вычитания в пределах десяти.

Игровой материал: наборы карточек с числами.

Правила игры : Играют двое. Ведущий кладет на красный квадрат карточку с любым однозначным числом, например 8. В желтых кругах уже обозначены числа. Второй игрок должен дополнить их до числа 8 и соответственно в пустые круги положить карточки с числами 6.7,5,4. Если игрок не допустил ошибки, то он получает очко. Затем ведущий меняет число в красном квадрате и игра продолжается. Может случиться так, что чисел в красном квадрате окажется мало и нельзя по указанным правилам заполнить пустые круги, тогда игрок должен закрыть их перевернутыми карточками. Игроки могут меняться карточками.

Игра «Торопись, не ошибись»

Цель: Закрепить знания состава чисел первого десятка.

Игровой материал: набор карточек и числами.

Правила игры

Игру начинают с того, что в центральный круг помещают карточку с числом, больше пяти. Каждому из двух играющих необходимо заполнить клеточки на своей половине рисунка, положив на «?» карточку с таким числом, чтобы при сложении его с записанным в прямоугольнике получилось то число, которое помещено в круг. Если нельзя подобрать числа, удовлетворяющие данному условию, то игрок должен перевернутой карточкой закрыть «лишний» пример. Выигрывает, тот, кто быстро и правильно справиться с заданием. Игру можно продолжить, заменив число в круге.

Величина

Игра «Магазин»

Цель: Развитие внимания и наблюдательности; научить различать аналогичные предметы по величине: знакомство с понятиями «верхний». «нижний», «средний», «большой», «маленький», «сколько».

Правила игры

Игра делиться на три этапа.

1. Магазин

У овечки был магазин. Посмотри на полки магазина и ответь на вопросы: сколько полок в магазине? Что находится на нижней (средней, верхней) полке? Сколько в магазине чашек (больших, маленьких? На какой полке они стоят? Сколько в магазине роботов (больших, маленьких? На какой полке они стоят? Что стоит слева от чашки? Что справа от пирамидки? Что стоит над роботом? Что стоит под роботом? Что стоит между роботами и мячами?

Каждый день утром овечка выставляла в магазине одни и те же товары.

2. Что купил покупатель? Однажды под новый год в магазин явился волк и купил своим волчатам подарки. Посмотри внимательно и ответь, что купил волк?

3. Что купил покупатель? На следующий день, после волка в магазин заглянул заяц и купил зайчатам подарки. Что купил заяц зайчатам?

Игра «Где, чей дом?»

Цель: Развитие наблюдательности. Закрепление представлений «выше - ниже», «больше - меньше», «длиннее – короче», «легче – тяжелее».

Игровой материал: Фигуры.

Правила игры. Посмотри внимательно, на рисунке перед тобой изображено - зоопарк, море, лес. В зоопарке живут слон и медведь, в море плавает рыба, в лесу живет белка. Зоопарк, море и лес, назовем «домами».

Возьми из набора – зеленый и желтый круги, желтый треугольник, красный квадрат, зеленый и красный прямоугольники и поставь их около животных, там, где они нарисованы. Размести животных по месту их обитания. Когда животные будут размещены, то сосчитай, сколько животных помещается в каждый дом.

Ответь на вопросы: кто выше жираф или медведь, слон или лиса?; кто длиннее: лев или лиса, медведь или слон?; кто тяжелее: слон или пингвин; жираф или лиса? Кто легчен: слон или жираф, еж или медведь?

Игра «Успей вовремя»

Цель: Продолжать закреплять понятие времени.

Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.

Воспитывать любознательность.

Материалы: материалы игры «Колумбово яйцо», песочные часы.

Ход: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо»)

Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.

Игра «Тик-так

Цель: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов.

Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов

Воспитывать интерес к играм.

Материалы: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Ход: На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Воспитатель читает стихотворение:

Петушок

Кукареку-кукареку

Звонко петушок поет.

Озарило солнцем реку, в небе облако плывет.

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

 

На траве роса искрится,

Ночь июльская прошла.

Как будильник настоящий,

Разбудил вас петушок.

Распушил он хвост блестящий

И расправил гребешок.

Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.

 

Ежедневно в семь утра

Я трещу

- Вставать пора!   (будильник)

 

Живет в резной избушке

Веселая кукушка.

Она кукует каждый час

И ранним утром будит нас.    (Настенные часы с кукушкой)

Игра «Времена года»

Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени.

Материалы: модель времени года.

Ход: Воспитатель показывает детям модель «Времени года» : квадрат, разделенный на 4 части (времени года, окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)

Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку» (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.

 

Игра «Составь неделю»

Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Материалы: Два набора с карточками от 1 до 7, музыкальное сопровождение.

Ход: Дети делятся на две команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник, вторым, у которого на карточке – цифра 2 и тд. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.

Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончанию строятся в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю, начиная с четверга и тд.

Игра повторяется 2-3 раза.

После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели, начиная с заданного дня. За правильно выполненное задание команда получает звездочку.

В конце игры подсчитывается количество звездочек и определяется победитель.

Игра «Посадим ели»

Цель: Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз.

Материалы: счетные палочки, ватман, рисованный домик и ели.

Ход: Воспитатель показывает детям изображение дома и «сажает» возле него ель. Затем предлагает ребятам подобрать ели такой же высоты (из предложенных на подносе) для озеленения двора.

Предварительно уточняет: «Как узнать высоту ели? (Измерить). Чем можно измерить высоту ели? (Палочкой, она будет являться условной мерой). Как вы думаете, сколько раз уложится счетная палочка в высоте ели?»

Вызванный ребенок измеряет высоту ели (без остатка).

Воспитатель спрашивает у детей: «Чему равна высота ели? (Двум счетным палочкам). Какой высоты нужно подобрать ели для озеленения двора? (Высота ели должна быть равна двум счетным палочкам.)»

Воспитатель уточняет правила измерения: «Приложите меру к основанию ели и отметьте конец меры. К этой точке опять приложите меру. И так до конца ели».

Дети подбирают ели заданной высоты, измеряя их палочкой.

Выбранные ели дети наклеивают вокруг дома на ватман.

 

Игра «Решаем задачи бабушки Загадушки»

Цель: Продолжать знакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей, их набором и разменом.

Материалы: монеты достоинством 1,2,5,10 рублей

Ход: Воспитатель предлагает детям решить задачу бабушки Загадушки: «У меня было 10 рублей. На базаре я купила бублик за два рубля. Сколько денег у меня должно остаться после покупки?»

Геометрические представления

Игра «Поможем Элли вернуться домой»

Цель: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение

Материалы: Альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.

Ход: Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой:

 

3                 4

         5

1                 2

 Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1 (В котором размещен текст с заданием на счет).

Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием).

Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполняют задания последовательно.

Игра «Мастерим геометрические фигуры»

Цель: Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.

Материалы: наборы счетных палочек, веревочки (шнурки)

Ход: Воспитатель читает стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек.

Жили-были два брата:

Треугольник с квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

 

Тот кричит ему:

- Смотри,

Ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре.

Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры.

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на углы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал:

- Приятных

Я желаю тебе снов!

Спать ложился ты квадратом,

А проснешься без углов!

 

Воспитатель уточняет у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. (Круг). Дети делают круги из веревочек.

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел – нет квадрата.

Онемел… Стоит без слов.

Вот так месть. Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

Дети составляют восьмиугольник. Затем называют все сделанные геометрические фигуры.

Игра «Нарисуй квадрат»

Цель: Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку.

Материалы: тетрадные листы в клетку, простые и цветные карандаши.

Ход: Воспитатель загадывает детям загадку:

Четыре есть у нас угла,

Четыре стороны.

Все стороны равны у нас

И все углы равны (квадрат)

Воспитатель предлагает детям нарисовать квадраты разных цветов и показывает последовательность рисования: «От точки вправо нужно провести прямую линию, равную двум клеткам, вниз провести еще одну прямую линию, равную двум клеткам, затем влево еще одну такую же линию и вверх до исходной точки. От верхнего правого угла квадрата вправо надо отсчитать три клетки и нарисовать еще один такой же квадрат»

Дети в тетрадях от предыдущего задания отчитывают вниз четыре клетки, ставят точку и рисуют квадраты простым карандашом до конца строки.

Затем воспитатель показывает на доске прием штриховки квадрата сверху вниз, не отрывая руки.

Дети заштриховывают квадраты разными цветами

 

Игра «Рисуем дорожку к участку»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

Материалы:

Ход: у детей листы бумаги с изображением плана территории д\сада (здание и участок д\сада).

Воспитатель предлагает детям помочь Петрушке найти дорогу к участку и дает указания:

- придумайте, как мы будем обозначать направления движения. (Прямой линией со стрелкой)

- положите треугольник посередине листа

- проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника.

- положите круг посередине одной из боковых сторон листа (участок другой группы)

Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга.

- уточните дальнейшее направление движения до участка

- проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.

Затем дети по очереди рассказывают о направлении движения от д\сада до участка, используя пространственные понятия.

 

Игра «Линии и точки»

Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Оборудование: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.

Ход игры:

Воспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек.

Обучение решению задач

Этапы обучения решению задач:

Подготовительный (операции над множеством)

-Положите 3 красных кружка, а ниже положите 5 синих. Сколько кружков вы положили?

-Положите 4 красных кружка, а ниже положите синих на 1 меньше. Сколько всего кружков вы положили?

-Отсчитайте 6 грибов, отнимите 2. Сколько кружков осталось?

Второй этап (упражнения и задания, способствующие формированию у детей представления об арифметической задаче и ее структуре)

- У кости было 7 флажков, Миша дал ему еще 1. Сколько стало флажков у Кости? (двое детей выполняют действия, воспитатель комментирует)

-На аэродроме стояло 5 самолетов. Затем вернулся еще один самолет. Сколько самолетов стоит на аэродроме?

Виды арифметических задач, используемые в обучении детей старшего дошкольного возраста

1группа – простые задачи : дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий (сложение или вычитание) – это задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка.

Например:

- На столе лежало 3 красных яблока и 2 зеленых. Сколько всего яблок лежало на столе?

- На дереве сидело 6 синиц и 3 вороны. Сколько всего птиц сидело на дереве?

2 группа – простые задачи : надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действий – это задачи на нахождение неизвестных компонентов.

Например:

-Даша и Катя надували шарики. Сколько Катя надула шариков, если Даша надула 2 шарика, а вместе девочки надули 5.

3 группа – простые задачи на разностное сравнение

-задачи с вопросом «На сколько больше или на сколько меньше?»

Например:

-Леша вылепил 6 морковок, а Костя 1 морковку. На сколько больше вылепил Леша морковок?

-Маша вымыла 4 чашки, а Таня одну чашку. На сколько чашек меньше вымыла Таня?

Публикации по теме:

НОД по ФЭМП «Царица Математика» в подготовительной к школе группе Вид детской деятельности: НОД по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений).Интеграция областей: «Познавательное развитие»,.

Игровое занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Юные математики» Программное содержание: упражнять в правильном обозначении положения другого человека по отношению к себе; учить составлять предмет по заданию;.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе к школе Программные задачи: • Продолжать учить, самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. • Упражнять в умении.

«Количество и счёт». Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Количество и счёт» Тема: «Количество и счёт» Образовательная область: Познавательное развитие. Цель: Совершенствовать умение счета в прямом.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Поле чудес» Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе: «Поле Чудес» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, способствовать.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Умная мастерская»Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Умная мастерская» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «В стране математики» Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «В стране математики» Цель: формирование элементарных математических представлений.

Конспект по ФЭМП в подготовительной к школе группе «В стране математике» Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «В стране математике» Цель: формирование элементарных математических представлений.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе на тему «Осень» Цель: создать условия для закрепления знаний цифр, умения составлять числовой ряд. Задачи: Образовательные: 1. Совершенствовать навыки.

НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Счет в пределах 9» Тема: «Счет в пределах 9». Цель: закрепить умения детей считать в пределах 9 в прямом и обратном порядке; упражнять в нахождении “соседей”.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры по ФЭМП в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 29 января 2019 в 21:59
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры по ФЭМП в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Мария НиколаевнаГункина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД