Мария Горелова
Игры, направленные на формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) Привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам.
2) Овладение дошкольниками правил культуры общения, вежливости и доброжелательности.
3) Создание атмосферы эмоционального комфорта, интереса и внимания детей друг к другу.
Публикация «Игры, направленные на формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Игры проводятся с детьми старшего дошкольного возраста в свободной совместной деятельности.
1. "Радио"
Дети сидят в кругу. Воспитатель садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, сережки, какие-то характерные детали одежды). Пусть она подойдет к диктору». Дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.
2.Игровая ситуация «Внимание, розыск»
Содержание ситуации. . Диктор по радио объявляет, что на вокзале потерялась девочка (мальчик, и описывает, не называя имени, ее внешность: «У девочки голубые глаза, светлые волосы, заплетенные в две косички, красные бантики, ее подругу зовут Нина», «У мальчика темные кудрявые волосы, карие глаза, веселая улыбка, он любит играть с конструктором „Лего"». Остальные дети должны догадаться, о ком идет речь, и назвать имя ребенка.
3.Игровая ситуация «Цепочка ласковых имен»
Воспитатель приглашает детей в «Добрую страну улыбок», вручает им волшебную палочку феи Улыбок. Сидя в кругу, дети по очереди (по цепочке) передают друг другу волшебную палочку, улыбаются и называют ласково имя соседа («Это тебе, Олечка», «Это тебе, Сашенька»). В заключение появляется кукла фея Улыбок. Она приветствует детей и приглашает их послушать песенку из мультфильма «Крошка Енот» («От улыбки станет всем светлей — и слону, и даже маленькой улитке.»).
4.Игровая ситуация «Добрые пожелания»
Цель: помочь детям освоить формы выражения доброжелательного отношения к сверстникам. Развивать добрые чувства и культуру общения
Содержание ситуации:
Часть 1. Инсценировка с игрушками (куклы-перчатки).
Буратино. Я собираюсь в гости к Лунтику. Приготовил подарок (показывает коробку). Но как же мне быть? Я совсем не знаю, что мне сказать ему. Помню, мне говорили: когда вручаешь подарок, надо сказать пожелание, но я совсем забыл! Скажу так: «Я пришел, вот бери подарок!» Или лучше скажу: «На мой подарок! Радуйся!» Кажется, у меня хорошо по-лучилось?
Воспитатель. Как вы, дети, считаете? Будет ли Лунтик доволен таким поздравлением?
Дети включаются в обсуждение. Воспитатель помогает в поиске разных вариантов поздравления с помощью вопросов от имени персонажа.
Часть 2.Поиск вариантов добрых пожеланий своему другу в день рождения.
Воспитатель выставляет на стол ларец). Волшебный ларец научит нас добрым словам и пожеланиям. (Заглядывает внутрь.) Здесь их много-много. Каждый из вас получит доброе пожелание.
Дети достают из ларца картинки с изображениями пожеланий счастья, радости, здоровья, много хороших Друзей, прочесть много интересных книг, отправиться в путешествие в далекие страны, тебе много игрушек, тебе веселых дней, стать самым умным, стать отличником в школе, лучше всех научиться рисовать, стать космонавтом и др. Все картинки дети размещают на доске и повторяют пожелания. Воспитатель обращает внимание детей на то, как много разных добрых слов и пожеланий можно сказать друг другу.
5. Условная игровая ситуация «Краски»
Цель: выявить представления старших дошкольников о сущности проявления дружеских взаимоотношений между детьми.
Содержание ситуации. Нина, Лена, Света и Ксюша всем говорили, что они настоящие друзья. Однажды Ирина Петровна предложила им нарисовать рисунки осени. Девочки сели за один стол. Воспитательница дала им бумагу, кисточки, поставила баночки с красной, желтой, зеленой и синей красками. Когда воспитательница отошла, Нина схватила баночку с красной краской и сказала: «Это будет моя краска!» «А вот эта — моя!» — сказала Оля и придвинула к себе зеленую краску. Тогда Ксюша и Света взяли себе синюю и желтую краски. Девочки стали рисовать.
Когда Ирина Петровна просмотрела их рисунки, она очень удивилась: у Нины весь, рисунок был нарисован только красной краской, у Ксюши — зеленой, у Светы — желтой, а у Лены — синей. Покачала головой Ирина Петровна и сказала: «Я думала, что вы настоящие друзья, а теперь вижу, что вам еще надо учиться дружить».
6.Игровая ситуация «У нас нет равнодушных»
Воспитатель. Как поступить, если вы увидите, что У нас в группе кто-то стоит в стороне, плачет, обижен? Мы же не бросим друга в беде? Как мы поступим? (Дети обсуждают.)
Воспитатель. Правильно, дети. Надо подойти к обиженному, спросить: «Почему ты плачешь?», «Что случилось?» Надо показать, что вам понятно его состояние: «Тебе обидно?»,
«Ты испугался? Ты боишься?» Можно ему сказать: «Я тебя понимаю», «Не надо плакать», «Мы сейчас что-нибудь придумаем». Можно обнять, успокоить, улыбнуться.
Недостатки в плане взаимоотношений детей часто связаны с неумением согласовывать свои действия с действиями сверстников, нежеланием поделиться, уступить другому игрушку, роль в игре, оказать помощь, проявить заботу и внимание.
7."Сороконожка. "
Воспитатель рассаживает детей на полу и говорит: «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готовы? Тогда начинаем двигаться вперед. Сначала — медленно, чтобы не запутаться. А теперь — чуть быстрее. Воспитатель помогает детям построиться друг за другом, направляет движение сороконожки. Затем воспитатель говорит: «Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости». Дети, по-прежнему держа соседей за плечи, падают на ковер.
8."Слепой и поводырь".
Воспитатель помогает детям разделиться на пары. Одному из детей взрослый завязывает платком глаза, он — слепой, его партнер — поводырь. Поводырь должен провести «слепого» ребенка через различные препятствия, которые заранее созданы воспитателем из стульев, столов, коробок и т. п. Цель поводыря — провести своего «слепого» товарища по комнате так, чтобы он не споткнулся и не упал. После прохождения маршрута дети меняются ролями. Воспитатель вместе с остальными детьми следит за ходом игры, помогает, если возникают затруднения.
9."Лабиринт"
Из стульев, повернутых друг к другу спинками, воспитатель расставляет на полу запутанный лабиринт с узкими переходами. Затем говорит: «Сейчас вам предстоит пройти весь лабиринт. Но это — не простой лабиринт: его можно пройти вдвоем только повернувшись друг к другу лицом. Если вы хоть раз обернетесь или расцепите руки, двери захлопнутся и вы не сможете больше выбраться наружу». Дети делятся на пары, становятся друг к другу лицом, обнимаются и начинают медленно проходить лабиринт. При этом первый ребенок идет спиной вперед, повернувшись лицом к партнеру.
После того как первая пара прошла весь лабиринт, начинает движение вторая пара. Дети вместе со взрослым смотрят за ходом игры.
10."Сочинение историй"
Все дети садятся в круг. Ведущий произносит пер-вое предложение истории, например: «Маша пошла в школу». По часовой стрелке второй ребенок называет свое предложение, продолжая мысль ведущего, третий - добавляет третье предложение и т. д. В итоге должен получиться общий коллективный рассказ про то, как Маша пошла в школу. В качестве темы для рассказа можно выбирать актуальные для группы ситуации или конфликты в метафорическом их представлении (как злой зверь в лесу обижал других зверей и как они с этим справились)
11.Игровая ситуация «Добрый взгляд»
Дети садятся по кругу. Воспитатель объявляет, что у него есть волшебные очки, в которых можно раз-глядеть все хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель, надев волшебные очки, подходит к кому-нибудь из детей, перечисляет его положительные черты («хорошо рисует, бегает, умеет дружить»). Затем предлагает каждому ребенку примерить очки, посмотреть на других добрыми глазами и постараться увидеть как можно больше хорошего в сверстнике. Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. Если кто-то затрудняется, воспитатель помогает ему наводящими вопросами.
11.Игровая ситуация «Мой друг»
Дети по очереди описывают своего друга: особенности внешности (цвет волос и глаз, рост, характерные детали одежды, увлечения и достижения, любимые совместные дела («Мы любим вместе строить, придумывать истории, играть в шашки»).
12.Игровая ситуация «Комплименты»
Дети садятся в круг, берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ему надо сказать несколько добрых слов, за что-то похвалить («У тебя сегодня красивое платье», «С тобой так хорошо играть», «У тебя доброе сердце» и др.). Принимающий комплимент кивает головой, отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» — и дарит комплимент своему соседу. Игра проводится по кругу. Воспитатель участвует в игре на равных правах с детьми.
13.Игровая ситуация «Выбросим грубые слова»
Содержание ситуации:
Воспитатель. Проходя около детской площадки, я услышала, как грубо разговаривают дети между собой: «Ты противный! А ты жадина-говядина! А ты толстуха! А ты мышка-худышка!» Такие некрасивые, грубые слова, как маленькие острые стрелы, летали от одного ребенка к другому. И от этого сами дети стали изменяться, их лица становились злыми, некрасивыми. Дети стали похожи на маленьких злобных гоблинов. Даже цветы на клумбе опустили головки, а кошка, которая спала на солнышке, фыркнула, изогнула спинку, распушила хвост и убежала. Если эти дети так навсегда останутся с такими неприятными, злыми лицами и грубыми голосами, кто же захочет с ними дружить? Как вы думаете?
Воспитатель обводит детей внимательным, заинтересованным взглядом, побуждая их высказаться. По мере высказываний воспитатель переводит разговор на события в группе.
Воспитатель. А всегда ли мы говорим приветливо, спокойно? Бывает ли, что мы обижаем друг друга словами и поступками? Случалось ли вам слышать злые слова, прозвища или дразнилки от других детей? Что вы чувствовали тогда? Кто вспомнит?
Высказываются некоторые дети.
Воспитатель. Я вас понимаю. Очень неприятно, когда грубо говорят, придумывают всякие прозвища, обижают слабых. И хотя мы не повторяли сейчас сказанные грубые слова, в тот момент они нас больно ранили, мы запомнили обиду. И вот что я решила: давайте больше никогда не будем говорить друг другу грубых слов! Давайте сегодня мы их выбросим навсегда! Вот тут у меня картинки, на них черным цветом нарисованы злые человечки. Это наши грубые слова и поступки. Каждый сомнет их и бросит в мусорную корзину. Мы скажем: «Уходите от нас, грубые и злые слова. Вы нам не нужны!»
Дети выполняют все перечисленные воспитателем действия, и няня выносит корзину с «мусором» из группы.
13.Игровая ситуация «Новенькая девочка»
Цель: побуждать детей к проявлению внимания и сочувствия к сверстникам.
Содержание ситуации. Марина впервые шла в детский сад и очень волновалась. Воспитательница Нина Петровна привела ее в группу и сказала ребятам: «К нам пришла новая девочка. Ее зовут Марина. Она теперь будет посещать нашу группу. Будьте к ней добры и внимательны». Дети посмотрели на Марину, а потом разошлись по своим делам. Марина подошла к игрушкам и взяла куклу. «Не бери эту куклу, с ней я буду играть!» — сказала Лена. Марина отошла и решила посмотреть, как мальчики играют с машинками. «Отойди с этого места, — закричали мальчики. — Мы здесь будем гараж строить!» Захотела Марина покормить рыбок, но Юра сказал, что сегодня его очередь рыбок кормить, и забрал корм. Отошла Марина к окну и стала смотреть на улицу. Увидела Нина Петровна, как печально одна стоит Марина, и сказала детям.
14."Лепим скульптуры"
Воспитатель помогает детям разделиться на пары, а затем говорит: «Пусть один из вас будет скульптором, а другой — глиной. Глина — очень мягкий и послушный материал. Сейчас я дам каждому скульптору фотографию его будущей скульптуры, не показывайте ее партнеру. Внимательно посмотрите на свою фотографию и попробуйте «вылепить» из своего партнера точно такую же статую. При этом вы не можете разговаривать, ведь глина не знает языка и не может вас понять». Взрослый раздает детям фотографии различных статуй и памятников. Затем выбирает любого ребенка и начинает «лепить» из него скульптуру, предварительно показав всей группе фотографию своего будущего памятника. После этого дети «лепят» самостоятельно, взрослый следит за игрой и подходит к ребятам, у которых что-то не получается. Затем дети показывают свои скульптуры воспитателю и остальным парам. После этого взрослый вновь раздает фотографии, и дети меняются ролями.
15."На тропинке"
На полу или на асфальте чертится узкая по-лоска. Воспитатель обращает внимание детей на полоску: «Это — узенькая тропинка на заснеженной дороге, по ней одновременно может идти только один человек. Сейчас вы разделитесь на пары, каждый из вас встанет по разные стороны тропинки. Ваша задача — пойти одновременно навстречу друг другу и встать на
противоположную сторону тропинки, ни разу не заступив за черту. Переговариваться при этом бесполезно: метет метель, ваши слова уносит ветер и они не долетают до товарища». Воспитатель помогает детям разбиться на пары. Наблюдает вместе с остальными детьми за тем, как по тропинке проходит очередная пара.
16."Путанка"
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Воспитатель говорит: «Держите друг друга за руки очень крепко и ни в коем случае не отнимайте рук. Сейчас вы закроете глаза, а я вас запутаю. Вы должны будете распутаться, ни разу не разорвав ваш круг». Дети закрывают глаза, взрослый запутывает их: поворачивает детей спиной друг к другу, просит детей перешагнуть через сцепленные руки соседей и т. д. Таким образом, когда дети открывают глаза, вместо круга получается куча-мала. Дети должны распутаться, не разнимая рук.
17."Что слышно?"
Дети садятся в круг вместе с ведущим. Педагог предлагает группе немного посидеть и отдохнуть: «Давайте сядем, устроимся поудобнее и послушаем тишину. Вам кажется, что когда мы молчим, наступает полная тишина?
Я предлагаю вам послушать, так ли это. Вот я слышу множество звуков: на улице шум проезжающих машин, где-то капает вода, в соседней комнате идет занятие. А вы какие звуки слышите? Чтобы не мешать тишине звучать, чтобы нам было ее слышно, давайте не кричать все хором. Я буду называть имя, и тот, кого назову, расскажет, что он еще услышал. А все остальные тоже прислушаются и попробуют этот звук уловить». Можно спросить у того, к кому прислушивались, правильно ли догадались о его чувствах, поразмышлять о причинах. Как поняли, что товарищу грустно или весело? Почему ему сейчас грустно?.