Светлана Балакшина
Игры на создание положительного, доброжелательного микроклимата в группе
«Доброта должна стать таким же важным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку» В. А. Сухомлинский
Ребенок, приходя в человеческий мир, становиться непосредственным, активным участником в социуме, общаясь и взаимодействуя с окружающими людьми. Нарастающая напряженность в современном обществе, только усугубляет положение подрастающего поколения, которое сталкивается ежедневно с грубостью, равнодушием и агрессией, доминирующей в наше время. Дети иногда даже не воспринимают реально пример ненасильственного, гуманного поведения по отношению к окружающим, «не видят» или не находят путей выхода из «конфликтных и спорных ситуаций», а зачастую и не знают. Наблюдая за детьми, мы взрослые, часто становимся невольными свидетелями отсутствия у детей умения взаимодействовать друг с другом, договариваться, иди на уступку, т. е. избегать конфликтов. Поэтому необходимо учить детей разрешать спорные вопросы ненасильственными методами. В первую очередь необходимо учить быть терпимее, добрее друг к другу, а значит развивать такие чувства, как чуткость, заботливость, внимательность, искренность и т. д. Приобщая детей к миру человеческих ценностей, формируя базовую ступень личностной культуры, в первую очередь учим их быть добрыми.
Публикация «Игры на создание положительного, доброжелательного микроклимата в группе» размещена в разделах
Что значит быть добрым? Задавая детям вопрос, мы в свою очередь хотим услышать от них, характеристику положительного нравственного качества человека.
Доброте, как и любому качеству, присущему человеку нужно учить. Но чтобы научить детей быть добрыми, необходимо заглянуть во внутренний мир каждого ребенка, увидеть тонкие духовные нити, которые связывают его с окружающим миром. Только при условии, знания индивидуальных моральных качеств каждого ребенка, можно установить духовную нить, которая поможет сделать процесс формирования этнического представления о доброте и заботливости интересным и многогранным. В старшем дошкольном возрасте важно помочь детям осознать красоту нравственного поведения, сформировать первоначальные этнические представления. Очень сложно для понимания ребенка знакомство с абстрактными понятиями, так как их нельзя увидеть, потрогать руками, поэтому в своей работе организую, процесс так, чтобы дети сами «оживляли» эти понятия – обыгрывали ситуации, давали характеристику поступкам. Даю возможность ребёнку почувствовать, осознать, что хороший, добрый поступок – это небольшой вклад в мир доброты. С целью формирования положительных эмоциональных качеств, в группе введен цикл занятий по формированию положительных взаимоотношений между детьми старшей и подготовительной группы. Это - игровые приемы, разбор ситуаций и характеристика поступков, занятия, беседы, психологическая гимнастика, рефлексия, выставки рисунков и т. п. Тематика мероприятий разнообразна: «Утро добрых встреч», «Что значит быть добрым?», «Будем добрее», «Доброта поселиться в сердце твоем», «Будем совершать только добрые поступки», «Буду делать хорошо и не буду плохо», «Лавка хороших поступков», «Список добрых дел», «Копилка поступков», «Пирамида добра» и др.
Ребёнок живёт в мире игры, она «естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий большой воспитательной силой…» Но для того, что бы она носила воспитательную функцию, для этого необходимо создание необходимых условий, обстановки и конечно грамотного руководства со стороны воспитателя.
В старше-подготовительной группе, нашего дошкольного учреждения стало традицией проведение игр-тренингов, направленных на формирование гуманных взаимоотношений между детьми старшей и подготовительной групп. Задачей которых, является создание положительного микроклимата в группе, формирование устойчивой ориентации на сверстника. Предлагаю некоторые их них:
«Дарим своё тепло»
Цель: воспитание внимательного и чуткого отношения к окружающим, развитие интереса к личности другого человека.
Описание игры : дети встают в круг. Одному участнику предлагается положить правую руку в область сердца своего соседа. Задание для детей: почувствовать тепло исходящие от руки и передать следующему.
«Кривое зеркало»
Цель: развитие умения понимать эмоциональное состояние сверстников; повышение эмоционального настроя детей.
Описание игры : ребёнок встаёт перед «воображаемым зеркалом». В «зеркале» другой ребёнок старается изобразить, повторить все движения своего двойника.
«Путаница»
Цель: способствовать сплочению коллектива, осознание своей значимости в общем деле, формирование доброжелательного отношения друг к другу.
Описание игры : дети встают в круг, соединяют руки в разных направлениях, чтобы получилась «путаница». Задание распутать «путаницу», не расцепляя рук.
«Царевна Несмеяна»
Задача: повышение интереса, развитие внимательности и чуткого отношения к эмоциональному состоянию сверстников.
Описание игры : детям по желанию предлагается «рассмешить, поднять настроение» у другого участника игры в роли «Царевны Несмеяны».
Литература:
Формирование гуманных взаимоотношений между детьми старшей и подготовительной групп. /Сост. Т. Н. Икрянникова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 128 с.