Юлия Лемкина
Игры на развитие пространственной ориентировки
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на развитие пространственной ориентировки
Игра «Обезьянки»
Цель: развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела, словесно обозначать части тела
Ход игры. Игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы.
Игра «Части тела»
Публикация «Игры на развитие пространственной ориентировки» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель: развивать умение ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.
Ход игры. Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.
Игра «Найди пару»
Цель: развивать умение различения правой и левой сторон тела.
Оборудование: несколько пар варежек, перчаток, сапожек, туфелек и т. п.
Ход игры : ребенку предлагается найти пары предметов для правой и левой рук (ног).
Игра «Не ошибись!»
Цель: развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела
Оборудование: зеркало
Ход игры. Ребенок и педагог встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием (если это необходимо) выполняют одни и те же действия: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком» и т. д.
Игра «Вверху-внизу»
Цель: развивать умение различать направление “выше” и “ниже” относительно собственного тела
Ход игры. Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.
Игра «Что у тебя на одежде?»
Цель: закрепление навыка ориентировки в схеме собственного тела
Ход игры. Предложите ребенку найти на своей одежде и правильно называть различные детали (воротник, рукава, карманы, застежки) и их расположение, используя при этом пространственные обозначения : «Этот карман правый, а этот левый», «Воротник вверху», «Пуговицы на платье сзади». Скажите ребенку: «Положи носовой платок в правый (левый) карман», «Покажи на своей рубашке правый (левый) рукав», «Застегни верхнюю (нижнюю) пуговицу».
Игра «Путаница»
Цель: Развивать умение перекрестного соотнесения сторон собственного тела
Ход игры. Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой - до левой пятки и т. д.
Игра «Где мяч?»
Цель: закрепление навыка ориентировки в схеме собственного тела
Ход игры. Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь.
Вариант 1. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п.
Вариант 2. Дети отвечают на вопрос : «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом.)
Игра «Какая рука?»
Цель: различение правой и левой сторон тела человека в зеркальном отображении. Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игры. Ребенку предлагается определить по картинке, в какой руке девочка держит флажок, в какой руке мальчик держит шар, на какой ноге стоит девочка, какой рукой здороваются мужчины и т. д. Можно попросить ребенка объяснить действия педагога, который, стоя перед ними, поочередно выполняет движения правой (левой) рукой (ногой).
Игра «Солнышко»
Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.
Оборудование: схематическое изображение лица человека.
Ход игры. Детям предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.
Игра «Покажи правильно»
Цель: закрепление ориентировки в схеме собственного тела.
Оборудование: кукла.
Ход игры. педагог в быстром темпе показывает на кукле части тела (левая нога, правая рука, левая щека и т. д.). Дети показывают ту же часть на себе. Детям также можно предложить выбрать водящего, который показывает на себе части тела, а остальные участники их называют.
Возможен еще один вариант: водящий называет одну из частей тела, дети показывают ее на себе. Ориентировка в окружающем пространстве начинается с определения право- и левостороннего расположения предметов относительно самого ребенка.
Педагог объясняет: У человека есть две руки, и для того, чтобы их не перепутать, каждой из них дали свое название - правая и левая. Руки всего лишь две, но они умеют делать многое. А что умеют делать ваши руки?
Используются следующие вопросы и задания на дифференциацию правой и левой рук: Покажите, какой рукой вы рисуете, пишете, едите.
В какой руке вы держите ручку, карандаш, ложку? Покажите.
Как называема та рука? (следует показ).
Наденьте на правую (левую) руку браслет.
Заложите за голову сначала правую руку, а затем левую.
Подбросьте мяч правой рукой.
Переложите кубик левой рукой. И т. д.
Игра «Роботы»
Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.
Ход игры.
А) Педагог: Давайте представим, что вы роботы. Сейчас я буду давать команды, а вы должны постараться точно и быстро их выполнить. Итак, пожалуйста, поднимите вверх свою правую руку». Дети выполняют задание, ведущий проверяет правильность выполнения. При наличии ошибки необходимо уточнить у ребенка:
«Это действительно твоя правая рука? Давай все-таки определим точно, где у тебя правая рука, а где – левая».
При допущении ошибок и неуверенности в правильности своего выполнения дети обычно оглядываются на соседей и могут копировать их ошибочные действия. Если имеет место подобное поведение, следует попросить детей думать самостоятельно и не повторять чужие ошибки.
«Теперь поднимите вверх свою левую руку. Хорошо. Покажите, где у вас правая нога? Левая?» Далее следует попросить детей показать у себя левое – правое (в случайном порядке называя определения «левое – правое») колено, ухо, глаз и т. д. Ведущий контролирует правильность выполнения команд.
Б) При успешном выполнении первого варианта ведущий предлагает более сложный вариант игры :
«Хорошо, молодцы. А теперь покажите, пожалуйста, правой рукой левое колено. Левой рукой – левый глаз. Левой рукой – правое ухо», и т. д.
Ведущий предлагает столько вариантов команд, сколько необходимо (пока не убедится, что дети освоили данное упражнение).
Игра «Лицом друг к другу»
Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, и стоящего напротив товарища, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.
Ход игры. Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левый глаз, правое ухо, левое колено и т. д.
Игра «Что справа от меня?»
Цель: развивать умение определять направления пространства
относительно руки (правой и левой)
Ход игры. Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Покрутите его и спросите : «Что теперь справа от тебя?». Аналогично отрабатываются направления “слева”, “спереди” и “сзади”.
Игра «Вратарь»
Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения.
Оборудование: мяч
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.
Педагог: Раз, два, три - Справа (слева, прямо) мяч, смотри!
Игра «Наша группа»
Цель: Развивать умение определять расположение предметов относительно себя
Ход игры. В знакомом ребенку пространстве следует обсудить, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то что будет справа? слева?». И т. д.
Игра «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?»
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета "от себя".
Ход игры. Дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего.
Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.
Игра «Магазин»
Цель: Учить понимать пространственные отношения в группе реальных предметов, словесно обозначить местоположение предметов на полках
Ход игры : Ребенок, выступая в роли продавца, на нескольких полках расставляет игрушки и говорит, где и что находится.
Игра «Собираем урожай».
Цель: развивать умение определять положение предмета относительно другого предмета Оборудование: картинки с изображением овощей
Ход игры : Разложите перед ребенком ряд картинок с любыми изображениями. Он должен отобрать, например, только те овощи, которые лежат «правее, чем капуста», «левее, чем морковь».
Игра «Наоборот»
Цель: закреплять в речи противоположные пространственные понятия
Оборудование: мяч
Ход игры : Игра с мячом. Взрослый говорит: – Над окном. Ребенок: – Под окном. К двери – от двери. В ящик – … Перед школой – … До города – … Перед машиной – … Далеко – … Высоко – …Вверху – …Справа – …И т. д.
Игра «Положи верно»
Цель: Учить переносить пространственные отношения между предметами с объема на плоскостное изображение, развивать внимание,
подражание.
Оборудование: Набор предметов и их плоскостных изображений (шары, кубы, треугольные призмы, бруски, кирпичики, мелкие сюжетные игрушки по числу играющих.
Ход игры (проводится сначала индивидуально, а затем подгруппами).
Педагог садится за маленький стол напротив ребенка, берет два объемных предмета, например куб и шар, дает ребенку плоскостные изображения этих предметов (круг и квадрат) и просит его подложить данные изображения к предметам. Потом предлагает действовать по подражанию («Делай, как я») и ставит шарик на кубик. Ребенок воспроизводит эти отношения плоскостными формами. Если он затрудняется, педагог помогает ему, указывая жестом направление в перемещении форм, и говорит: «Правильно, шарик на кубике. (Показывает на свой образец.) И у тебя также». (Показывает на то, что сделал ребенок.) потом меняет предметы местами, каждый раз фиксируя результат в слове. Таким же образом моделируются отношения и между другими предметами.
Игра «На плоту»
Цель: Развивать умение определять расположение предмета относительно себя и другого предмета
Ход игры : Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Педагог задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т. д.
Игра «Что изменилось?»
Цель: развивать умение определять положение предмета относительно другого предмета Ход игры : Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза.
Вариант 1: ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша, который был внизу между щенком и попугаем. Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком.
Игра «Капризный фотограф»
Цель: развивать умение определять положение предмета относительно другого предмета Оборудование: игрушки зверей
Ход игры : Педагог (фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенок) надо рассадить зверей: лису - справа от зайца, мишку - слева от мышки и т. д. Более сложная задача выполняется по двухступенчатой инструкции: «Посади утку справа от медведя, а птицу слева от лисы». Модификация задания: ребенок сам говорит: «Я посадил льва справа от медведя». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем кто-то из детей становится фотографом, он дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение.
Игра «Внизу - наверху»
Цель: Формировать правильные представления о пространственных отношениях предметов; показать, что расположение предметов по отношению друг к другу относительно и может изменяться.
Оборудование: Два мяча, две куклы, кукольный стул, детский стул, большой стул и стол. Ход игры :
1-й вариант. Перед сидящими в кругу детьми ставятся стулья: кукольный, детский, большой и стол, один мяч кладется на пол, другой на кукольный стул. Педагог указывает на лежащий на полу мяч и спрашивает: «Где этот мяч? Внизу? Наверху?» если дети не могут ответить, педагог говорит: «Этот мяч внизу». Тот же вопрос задается относительно мяча на стуле. Мячи перекладываются, и вопросы повторяются. Затем мяч перекладывается с кукольного стула на большой стул и т. д.
2-й вариант. Игра проводится с куклами.
Игра «Кто за кем?»
Цель: Познакомить с понятиями «спереди», «сзади»; учить употреблять в активной речи слова «спереди», «сзади».
Ход игры : Дети строятся в колонну.
Педагог: «Кто стоит перед Ваней?» (Саша).
Как можно сказать по-другому? (Саша стоит спереди от Вани).
Где по отношению к Саше стоит Ваня? (Ваня стоит сзади Саши).
Как можно сказать по-другому? (Ваня стоит за Сашей).
(Аналогичная работа проводится с каждым ребенком). Педагог предлагает детям повернуться на 180 градусов.
Аналогичная работа. Затем дети поворачиваются на 90 градусов.
Педагог: «Ребята, посмотрите и скажите, какие предметы находятся спереди от вас? А какие предметы находятся сзади от вас?».
Игра «Новоселье»
Цель: развивать умение определять положение предмета относительно другого предмета Оборудование: игрушки зверей, книжный шкаф
Ход игры. В этой игре дети используют настенные полки для игрушек в виде домиков и небольшие игрушки (животные). Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т. д. Эту игру целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей (23человека). В роли ведущего вначале выступает педагог, в дальнейшем необходимо привлекать детей, - это будет способствовать закреплению и расширению их активного словарного запаса.
Игра «Назови соседей»
Цель: закреплять умение определять расположение предмета относительно другого предмета
Оборудование: лист бумаги с расположенными на нем изображениями разных предметов Ход игры :
Вариант 1: педагог просит найти изображение какого-то предмета и определить: - что изображено справа от него, - что нарисовано под ним, - что находится вверху справа от заданного предмета, и т. п.
Вариант 2: педагог просит назвать или показать предмет (ы, который (е) находятся: - в правом верхнем углу, - вдоль нижней стороны листа, - в центре листа, и т. п.
Игра «Фигуры высшего пилотажа»
Цель: моделирование пространственных отношений на плоскости.
Оборудование: фланелеграф, модель самолета.
Ход игры : моделью самолета педагог выполняет на фланелеграфе разные фигуры, меняя направление движения. Дети объясняют изменение маршрута, используя пространственную терминологию. Моделью самолета может управлять и один из детей, остальные участники объясняют изменения маршрута движения. Можно предложить ребенку представить себя в роли летчика, который ведет самолет, используя для этого схему маршрута полета.
Игра «Лабиринт»
Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости
Оборудование: лист бумаги с изображенным на нем лабиринтом
Ход игры. Педагог раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу, затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: педагог этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно
Игра «Геометрический диктант»
Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости
Оборудование: лист бумаги, набор геометрических фигур
Ход игры : Педагог даёт инструкции, например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т. д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:
вариант 1: у педагога заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;
вариант 2: кто-то из детей (под контролем педагога) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям.
Игра «Я еду на машине»
Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости
Оборудование: лист бумаги (А3, маленькая машинка
Ход игры:
Вариант 1. Дети, слушая инструкции педагога, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т. д.
Игра «Расскажи про свой узор»
Цель: учить детей ориентироваться на плоскости (лист бумаги, картинка).
Оборудование: лист бумаги с изображенным на нем узором
Ход игры : Всем детям раздали листы бумаги с изображенными на них узорами. Они должны рассказать, где расположены элементы узора: в левом нижнем углу – треугольник, в правом верхнем углу круг и т. д.
Игра «Художник»
Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.
Оборудование: картинка - фон, предметные картинки.
Ход игры:
Рассказываем ребенку: Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.