Оксана Коннова
Игры на чердаке
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 209
Тема:
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА "ЧЕРДАК ВРЕМЕНИ", КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА СЛОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Материал подготовила: Коннова Оксана Ивановна, воспитатель высшей квалификационной категории
Златоуст
2022
ИГРЫ НА ЧЕРДАКЕ
Реализация проекта «Чердак времени», как средство обогащения лексического запаса слов у старших дошкольников.
Публикация «Игры на чердаке» размещена в разделах
Добрый день Уважаемые коллеги.
Сегодня я хочу рассказать о том, как мы, реализуя образовательный проект «Чердак времени» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР развиваем, обогащаем лексический запас.
Игра «Подбери слова».
Цель: расширение словарного запаса, закрепление обобщающих понятий, изучение новых слов по лексическим темам.
Инструкция: ведущий поднимает с написанной темой карточки, а участники игры называют предмет, который входит в эту лексическую тему.
Вы все знаете, что овладение языком является важнейшим приобретением ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретением, потому что речь не дается человеку от рождения. Чтобы речь ребенка развивалась своевременно и правильно, взрослые должны приложить немало усилий. Чем больше наполнен словарь, тем содержательнее и целенаправленнее речь реб нка. Недостаточное овладение лексическими средствами языка, наблюдается в настоящее время достаточно часто. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Усвоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Поэтому словарная работа - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов, но для этого необходимо создавать условия, побуждающие дошколят не только наполнять пассивный словарь, но и активно употреблять их в жизни.
Условия – это окружающая ребенка действительность - предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа - предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи.
Много лет в нашей группе был оборудован мини-музей прошлого «Русская изба», в котором совместно с родителями собрали предметы старины. Так у нас появились прялка, самовар, чугунки и многое другое.
Но время идёт и нам стало тесно в нашей избе. Хотелось насыщенной деятельности, продуктивности и пользы для развития речи детей.
На помощь пришла Галина Викторовна. Она познакомила педагогов с интересными проектами Университета детства «Книгобум», «Игра 4Д», «Фестиваль игры», «Чердак времени».
Идеи мне очень понравились. И работа закипела.
Мы решили наш музей модернизировать в развивающее пространство для активной исследовательско-познавательной деятельности «Чердак времени».
Немного расскажу вам, что собой представляет проект «Чердак времени».
Чердак времени – это образовательное пространство, в котором мы организуем с детьми различные виды деятельности: дидактические игры, сказки, продуктивную деятельность, речевые лексические занятия, это место, где вместе с детьми можно погрузиться в таинственную атмосферу и познакомиться с предметами старины, вспомнить про быт и культуру нашего народа, сочинить интересные истории, рассказать их.
На нем можно всё потрогать, рассмотреть и поиграть. Экспонаты на нашем «Чердаке» меняются в зависимости от тематики недели или итоговых мероприятий и значимых дат. Так к празднованию Дня Победы мы с помощью родителей организовали Красный уголок, в котором дети рассмотрели военный котелок, попили воды из железной кружки, примерили солдатскую пилотку и каску, читали солдатские письма в «треугольниках». В рамках это го же мероприятия мы сходили в музей железной дороги и рассмотрели макеты паровозов, которые везли на фронт технику и солдат.
Мы уделяем внимание всем лексическим темам. К современной посуде добавился чугунок, самовар, крынка. К осветительным приборам лучина, канделябры и керосиновая лампа. А чай раньше, оказывается, пили из самовара и топили его щепой. Ну и незабываемое путешествие было в мир одежды и обуви прабабушек и прадедушек. Поэтому дефиле в косоворотках и русских сарафанах оставило яркие впечатления. Ну и, конечно, профессии. Несправедливо забытые и исчезнувшие с лица Земли. Теперь ребята знают, что каретой правит кучер. Печи кладёт печник. Мастера, который делал деревянные ложки звали ложечник. А саму ложку в старину называли «едалочка» или «хлебалочка».
Много нового узнали наши юные путешественники во времени. Но ещё больше им предстоит узнать.
Всё что мы придумываем и что у нас происходит. Все наши «путешествия» мы отправляем в Университет детства на проект «Чердак Времени». А так как этот проект Всероссийский про нас знает очень много народа.
За истекший период у нас накопилось много интересных игр, направленных на расширение, обогащение лексического запаса: «Подбери словечко», «Угадай предмет», «Что общего», «Запоминайка», «Четыре слова» и многие другие.
А выученные песенки, пестушки, колыбельные, стихи о предметах быта: прялке, чугунке, шкатулках, сундуке, самоваре, деревянной ложке не только помогают улучшить память дошколят, но и формируют эстетический вкус и обогащают речь образными словами, например: реветь белугой — громко и долго плакать;
задеть за живое — вызвать переживания, оскорбить самолюбие; играть в жмурки — обмануть, утаить истинные намерения; мастер на все руки - умелец; сложа руки – бездельничать; на скорую руку – торопливо.
Ребёнок может наиболее полно раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисование, поделки, реализовать себя как творческая личность.