Светлана Богданова
Игры как метод социализации детей в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Детские игры, по мнению специалистов, социальны по своей природе и, следовательно, по своему содержанию, необходимо учитывать, что игры передают из поколения в поколение национальный, народный характер. Игра занимает большое место в системе физической, нравственной, трудовой, эстетической, эмоциональной социализации ребенка и в семье, и в ДОУ. В игре дети берут на себя различные роли, в том числе, взрослых людей и в игровых ситуациях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выполняя определенную роль, пытается воспроизвести соответствующий образ.
Публикация «Игры как метод социализации детей в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
В процессе игры воспитатель помогает осмыслить ребенку текст литературного или фольклорного произведения, используя игру как эффективное средство социализации дошкольника. Участие в игре детей носит коллективный характер, и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия и общения. При ознакомлении с литературными источниками ребенок учится понимать чувства, настроения героев, способы их выражения, осознают причины того или иного настроя – все оказывает непосредственное влияние на эмоциональное развитие ребенка. Велико значение игры для речевого развития, являясь средством самовыражения и самореализации ребенка.
Участие детей в игре учит их вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов, анализировать, оценивать и понимать поступки героев, конкретную обстановку, в которой развиваются события, при этом он учится использовать собственный опыт.
Рассматривая процесс социализации как комплексный, необходимо создавать условия, когда ребенок становится и объектом и субъектом социализации, помочь ему стать субъектом позволяет использование игровых технологий. Одновременно игра способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой сферы.
Одной из задач образовательного учреждения является разработка рекомендаций по использованию игровых технологий для эффективной социализации детей в ДОУ, с учетом личностных качеств, агрессивности, тревожности ребенка.
Наблюдение за игрой дошкольников позволяет воспитателю оценить особенности взаимодействия детей в игре, в том числе:
- умение играть в соответствии с принятой ролью, взаимодействовать с другими детьми, как участниками игры;
- распределение ролей в игре, в том числе, самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций или распределение ролей под руководством взрослого;
- поведение в сюжетно – ролевых отношениях;
- использование ролевой речи.
Воспитатель позволяет определить игровые мотивы, привлекающих детей к игре; степень агрессивности (которая выражается в физической, словесной, прямой или косвенной агрессивности, негативизме, раздражительности, подозрительности обиде) и наметить направления коррекции агрессивного поведения ребенка;
В результате проведенного эксперимента было определено, что у 40% дошкольников отношения между детьми не складывались, что выражалось в не желании играть в соответствии с ролью, а действовать, так как им нравится. Таким образом, эти дети не взаимодействуют с другими детьми.
20% дошкольников придерживались логики действий, принятой в действительности и каждый раз указывали партнеру на ошибку и действовали в соответствии с ролью. Таким образом, игровая деятельность детей данной группы сформирована.
Игровая деятельность 40% детей с удовольствием выполняли предложенные роли, у них отмечается использование специфической игровой речи. Таким образом, игровая деятельность детей данной группы сформирована в соответствии с возрастными особенностями.
Таким образом, исследование показало, что дошкольники в условиях ДОУ активно взаимодействуют со своими сверстниками. Однако такое взаимодействие чаще стихийное. Дети вступают во взаимодействие в играх, однако игры чаще всего носят стихийных характер. Наиболее всего дети участвуют в подвижных играх. Сложные виды игр (сюжетно – ролевые, игры драматизации) требуют социально-педагогического руководства со стороны специалиста. Кроме того, среди особенностей поведения было отмечено, что дети в процессе взаимодействия со сверстниками проявляют элементы агрессии. Все это указывает, что социализация детей в условиях ДОУ требует целенаправленной организованной работы.
Поэтому в работе с детьми в дошкольном учреждении была разработана программа развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста, реализация этой программы позволяет сформировать навыки межличностного общения ребёнка, в том числе:
- развитие интереса к окружающим людям, потребности в общении;
- развитие самоконтроля поведения, формирование уважительного отношения к собеседнику;
- развитие умения принимать ведущую роль в общении, не ущемляя прав собеседника;
- развитие адекватной оценки собственного поведения и поступков окружающих людей;
- формирование у детей положительных черт характера и форм общения в различных формах и ситуациях, например, приветствие, прощание, благодарность.
Разработка методов социализации дошкольника в ДОУ требует профессионального подхода с учетом индивидуальных особенностей каждого дошкольника при использовании игровых технологий.