юлдуз гаджиева
Игры и упражнения для развития логического мышления в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать условия для эффективного использования логико-математических игр как эффективного средства подготовки детей к школе.
Способствовать развитию познавательной активности детей.
задачи: -
1. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
2. Развивать воображение детей.
3. Развивать логическое мышление детей.
Публикация «Игры и упражнения для развития логического мышления в старшей группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2023
4. Развитие у старших дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации)
5. Формирование умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.
6. Повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений.
Актуальность
Многие педагоги и родители знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе.
Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже и сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос. Проанализировав свой опыт работы и опыт работы других педагогов со старшими дошкольниками, пришла к выводу, что большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.
Актуальность данного вопроса позволила определить тему работы: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр и упражнений»
Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, конкретизация).
Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.
Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В конце этого периода происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.
Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.
Предполагаемый результат:
Дети овладеют способностью анализу и синтезу, классификации, сравнение, у них не будет возникать трудности при установлении причинно – следственной связей, своих возрастных особенностей.
Этапы самообразования:
1. Подбор и изучение методической литературы
2. Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
4. Представление опыта работы по теме.
предполагаемые сроки выполнения каждого этапа
1. Изучение методической литературы
• Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
• Изучение учебной и научно-методической литературы;
• Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
• Изучение новых программ и педагогических технологий;
• Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
• Повышение общекультурного уровня
•
литература по теме самообразования
дата название автор источник
(сайт; издательство,
год издания) результат
Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. –
Академия развития, 1997. Смотреть тетрадь по самообразованию
Ефанова З. А. Развитие мышление. –
Волгоград: ИТД «Корифей» 2010. Смотреть тетрадь по самообразованию
Линго Т. И. Игры, ребусы, загадки для дошкольников. – Академия холдинг, 2004. Смотреть тетрадь по самообразованию
Фесюкова Л. Б. Креативные задания и схемы для детей 4-7 лет. –
сфера 2007. Смотреть тетрадь по самообразованию
+Какие программы, методики, технологии изучены в процессе работы над методической темой? Кто авторы? Какой передовой педагогический опыт изучен? Какие методические рекомендации использованы?Вырезки, копии, цитат
2. Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
Перспективное планирование работы по формированию игр и упражнений на развитие логического мышления в старшей группе»
участие в методической работе детского сада
дата тема форма участия
«Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками Мастер- класс
игры и упражнения на развитие логического мышления Выступление на педсовете
+ фото и выдержки из материалов (доклады, выступления, рефераты)
3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
«Волшебные палочки» Карточки-схемы для головоломок из счетных палочек
«В стране «Математике» в пластилиновом районе»(2 часть, анализ и обсуждение сказки с детьми.
Чтение математической сказки
«Головоломки из счетных палочек»(карточки-схемы) Проведение НОД, с использованием игрового занимательного материала
«Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала» Консультация для родителей
д/и «Угощение для медвежат» (блоки + карточки символы)
-д/и «Украсим елку бусами» (блоки + карточки символы)
-д/и «Логический поезд» (блоки + карточки символы)
Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием блоков Дьенеша:
«Загадки на сообразительность и развитие воображения» Использование в игре и обучении
«Цветы на клумбах», «Я загадала.», «Выбери нужное», «Я беру с собой в дорогу».
Игры на развитие внимание и логического мышления
«Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников». Консультация и наглядный материал в родительский уголок
«Построение лестницы») Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера
«Колумбово яйцо»
Игры на воссоздание силуэтов и моделирование на плоскости
«Расселили птиц», «Ассоциации», «Придумай предложение».
Развитие умственных и речевых способностей с помощью словесных игр
«Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников»
Картотека
«Путешествие в страну чудес» Математическое развлечение
«Четвертый лишний», «Кто кем был и кто кем будет», «Варианты слов», «Запомни-повтори» Игры на развитие внимание и логического мышления
Анализ выполнения программы (диагностика)
Как отслеживается результат работы по теме? ( Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (Приложить диаграммы, сравнительный анализ)
4. Представление опыта работы по теме.
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе
• Формы отчета по теме самообразования могут быть разнообразными:
• Выступление на педсовете
• Консультация
• Семинар-практикум
• Показ непосредственно - образовательной деятельности с детьми
• Выставки детского творчества
«Муха Цокотуха 2. Снова в беде» Открытое НОД
«Развиваем логическое мышление» Консультация для воспитателей
«Развивающая головоломка «Танграм» Консультация для родителей