Надежда Запасная
Игры и упражнения дома на формирование грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Пятый год жизни — период активного освоения способов словообразования. Ребенок начинает подмечать связь структуры слова и функции предмета (челове-ка, объекта, что проявляется в активном экспериментировании со словом. Про-исходит «взрыв» словотворчества: узорчивая, угольчатая (снежинка, собачоноч-ка, сынок-слоненчик, я красавлюсь (примеры К. И. Чуковского из книги «От двух до пяти»). Ребенок начинает играть словами, получая от этого удовольствие, под-мечая разнообразие их форм.
Дома или по дороге из детского сада поиграйте с детими:
Публикация «Игры и упражнения дома на формирование грамматического строя речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном чис-ле. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – вед-ро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)». Эти упражнения вызывают за-труднения у детей, т. к. изменяются не только окончания (карандаш – карандаши, но и само слово (ухо – уши).
-Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа суще-ствительных (чего нет?; с предлогом без). Например: Возле дома нет деревьев. В ак-вариуме много рыбок. На столе коробка без карандашей.
-Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде, числе). «У нас все синее –небо, платье; лента (синяя); карандаш (синий); цветы (синие)».
-Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько предметов: картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо)».
Например, дидактическая игра «Петух». «Про что можно сказать у петуха одна? (голо-ва, бородка.
-Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучаем спряже-нию глагола (хотеть). «Я хочу посмотреть книгу. Сережа хочет посмотреть книгу. Де-ти хотят посмотреть книгу».
«Катя, принеси, пожалуйста, куклу». Момент воспитания при использовании глаголов в повелительном наклонении – не забываем волшебные слова (пожалуйста, спасибо).
-Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой). Предложить де-тям придумать предметы, про которые можно сказать: мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки.
-Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед).
-Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов. Предлагаем ребенку назвать ласково всех членов семьи: брат – братик, сестра – сестренка.
-Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала)
-Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное).