Скотар Наталья Николаевна
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 71 комбинированного вида г. Орла
Проект на тему:
«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»
Орел,2020г.
Содержание
Введение
Основная часть
1. Что такое мелкая моторика?
Публикация «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
2. Значение игр на развитие мелкой моторики
3. Игры и упражнения
Заключение
Литература
Введение
Вопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей; в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Наблюдая за детьми, я заметила, что уровень развития мелкой моторики развит слабо. Поэтому меня сразу заинтересовала эта тема. Я обратилась к разным источникам для углубленного изучения данной проблемы. Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, применение различных бытовых предметов (губки для мытья посуды, решетки, щетки, и многое другое, много другого нестандартного оборудования.
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности: для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер, для сенсорного развития детей и другое.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и
систематическая работа и использование нестандартного оборудования по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Целью методической разработки является развитие координации движений мелкой моторики рук через использование нестандартного оборудования.
Помимо развития мелкой моторики упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом, направлены на решение следующих задач:
• формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
• развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения, развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
• развитие такой стороны речи как: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии. В результате стандартных и нестандартных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
В данной разработке используются разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с использованием нетрадиционного оборудования: (щётки, пуговицы, бусины, семена, камешки, губка для мытья посуды, гайки и винтики, решётки для раковины, различные мячики, крышки от пластмассовых бутылок и т. д.)
Работа по данной методической разработке предполагает следующее:
• Систематичность проведения игр и упражнений с нестандартным оборудованием. (2 игры в неделю ежедневно- индивидуально или с подгруппой (в зависимости от игры) в свободное от образовательной деятельности время, от 5 до 7 минут)
• Последовательность (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно
• Все игры и упражнения проводятся по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне.
Формы работы: совместная деятельность с детьми; индивидуальная работа с детьми; самостоятельная деятельность детей; работа с родителями.
Методы и приё мы:
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют
развитию мелкой моторики у детей.
Основная часть
1. Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений.
Систематические игры и упражнения, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают мощный толчок детям к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память.
Нетрадиционное использование предметов, стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
2. Значение игр на развитие мелкой моторики.
Значение мелкой моторики :
1. Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
2. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
3. Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулирует развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.
Функция руки универсальна и уникальна. В. А. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находиться на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умней. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движение рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы, если же развитие движений
пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М. М. Кольцова отмечает,
что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга, движения пальцев рук стимулируют развитие ЦНС и других психических функций (мышления, памяти, внимания). По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи, памяти, внимания, мышления.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас многие операции автоматизированы.
Если у ребенка с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, стимулирования ЦНС, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка, а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и застегивать молнии, кнопочки и многое другое.
Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку - белобоку, показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже, с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать
целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.
3. Игры и упражнения.
Упражнение с пельменницей.
Цель: стимулировать активные точки, укреплять мышцы пальцев, развивать тактильную чувствительность, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук.
Оборудование: пельменница.
Описание: взять пельменницу и предложить ребёнку ходить указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам пельменницы. Стараемся делать шаги на каждый ударный слог. Ходить можно поочерёдно, то одной, то другой рукой, а можно- и двумя одновременно, говоря:
«В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят.»
Позже задание можно усложнить, ходить указательным и безымянным пальцами.
Упражнение с массажным шариком.
Цель: стимулировать активные точки, укреплять мышцы рук, развивать мелкую моторику, способствовать развитию речи, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук.
Оборудование: массажный шарик
Описание:
Ходит ёжик без дорожек Катают шарик в руках, делая движения
Не бежит ни от кого. «вперёд-назад»,
С головы до ножек «вправо-влево» между ладоней.
Весь в иголках ёжик,
Как же взять его? Сжимают шарик между ладоней.
Упражнение с помощью шаров - «ежиков».
Цель: стимулировать активные точки, укреплять мышцы рук, развивать мелкую моторику, способствовать развитию речи, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук.
Оборудование: Су-Джок шарики.
Описание: Дети крепко сжимают мячик в правой руке. Крепко сжимают мячик в левой руке. Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки. Крепко сжимают мячик в правой руке. Крепко сжимают мячик в левой руке. Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.
Это ручка — правая.
Это ручка — левая.
Я на мячик нажимаю и зарядку делаю.
Будет сильной правая.
Будет сильной левая.
Будут ручки у меня ловкие, умелые.
О. Крупенчук
Упражнение с губкой для мытья посуды.
Цель: стимулировать активные точки, развивать тактильную чувствительность рук, развивать мелкую моторику, укреплять мышцы рук, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук.
Оборудование: губка для мытья посуды.
Описание: предложить ребёнку сжимать губку поочерёдно левой и правой рукой, проговаривая стихотворение:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут- будут из печи
Булочки и калачи.»
Упражнение с щёткой.
Цель: воздействовать на биологически активные точки, развивать тактильную чувствительность рук, мелкую моторику рук, активизировать развитие речи у детей, закрепить проговаривание стихов одновременно с движениями рук.
Оборудование: двухсторонняя щётка
Описание:
И сейчас же щётки, щётки Проводят круговыми движениями по левой
Затрещали, как трещотки, ладошке
И давай меня тереть, Движения «вперёд» от запястья к кончикам пальце
Приговаривать:
смена рук
«Моем, моем трубочиста Проводят круговыми движениям по правой
Чисто, чисто, чисто, чисто! ладошке
Будет, будет трубочист, Движения «вперёд» от запястья к кончикам Чист, чист,чист,чист!» пальцев
Тут и мыло подскочило Другой стороной щётки,-пемзой проводит
И вцепилось в волоса, по левой руке движениями «вперёд»
И юлило, и мылило, по правой руке движениями «вперёд»
И кусало, как оса.
К. Чуковский.
Упражнение с щёткой для мытья посуды.
Цель: воздействовать на биологически активные точки, развивать тактильную чувствительность рук, развивать артикуляционную и мелкую моторику, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук,создание у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
Оборудование: щётка для мытья посуды.
Описание: предложить ребёнку взять щётку. Провести щёткой по пальцу, начиная с большого, от подушечки пальца до его основания. Проводить по нему после вопросительного предложения, т. е. во время ответа по ходу чтения.
Кто живёт под потолком?- Проводит щёткой по большому пальцу
Гном.
У него есть борода? -
да! по указательному
И манишка, и жилет? -
Нет! по среднему
Как встаёт он по утрам? -
Сам! по безымянному
Кто с ним утром кофе пьёт? -
Кот! по мизинцу
Чередование круговых движений по
ладошке и движений «вперёд» по
пальцу.
И давно он там живёт? - круговые движения по ладошке
Год! по мизинцу
Кто с ним бегает вдоль крыш? - круговые движения по ладошке Мышь! по безымянному
Он капризничает, да? - Круговые движения по ладошке Никогда по среднему
по указательному
по большому пальцу
Игра «Сплети коврик».
Цель: развивать сенсорную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, способствовать пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», способствовать развитию речи, развивать творческие способности, развивать усидчивость, формировать навыки шнуровки, учить детей различать цвета, увлечь детей игрой, вызвать положительные эмоции.
Оборудование: решёточка для раковины, разноцветные ленты шириной 2 см, пришитые одним концом к краю решётки.
Описание: воспитатель просит детей сплести красивый коврик, вдевая ленту в окошки «сверху-вниз», «слева-направо». На начальном этапе воспитатель показывает, как нужно вдевать ленту в окошко.
Игра «Учимся шить».
Цель: развивать сенсорную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, способствовать пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», «по кругу», способствовать развитию речи, развивать творческие способности, развивать усидчивость, формировать навыки шнуровки, увлечь детей игрой, вызвать положительные эмоции.
Оборудование: решёточка для раковины с квадратными и круглыми отверстиями, разноцветные ленты.
Описание: воспитатель предлагает детям вышить нарядную салфетку, вдевая ленту через отверстия.
Игра «Чудесный мешочек».
Цель: развивать тактильное восприятие детей, мелкую моторику пальцев рук, осязание, учить детей определять на ощупь форму, выделять её среди остальных фигур, упражнять в различении и сравнении величины (больше, меньше, одинаковые, активизировать мыслительную деятельность, внимание.
Оборудование: пуговицы, камешки, различные семена (горох, фасоль и т. д., бусинки, ткань, нити для завязывания мешочков.
Описание: предложить ребёнку несколько мешочков, чтобы ребёнок ощупал содержимое, определил форму и размер обследуемых предметов.
Игра «Золушка».
Цель: развивать тактильное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, осязание, способствовать развитию речи, развивать пространственное ориентирование, умение классифицировать, сравнивать.
Оборудование: 4 пластиковые баночки с крышками, 1 контейнер, пуговицы, орешки кедровые, семечки (тыквенные, подсолнуха).
Описание: дети высыпают содержимое баночек в контейнер. Перемешивают содержимое и разбирают по баночкам. Дети разделяют содержимое контейнера по баночкам.
Заключение:
Таким образом, большое значение придается работе по формированию умелости в дошкольном возрасте. Целью этих игр и упражнений является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности. Все игры и упражнений с нестандартным оборудованием, которые проводятся с детьми в интересной, непринуждённой игровой форме помогают развивать не только мелкую моторику рук детей, их речь, внимание, мышление, а также формирует дружеские взаимоотношения, доставляют им радость и удовольствие.
Литература:
1. Кольцова М. М. «Развитие моторики»
2. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
3. Громова О. Н, Т. А. Прокопенко «Игры - забавы по развитию мелкой моторики руки» Учебно - практическое пособие Изд. : «Гном и Д», Москва, 2001
4. Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудовании. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016
5. Светлова И. "Развиваем мелкую моторику "ЭКСМО-Пресс, 2001г.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги "СПб, "Корона", 2007г.
7. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику : учебно - методическое пособие. - М. : Эксмо, - 2007
8. Жукова О. Дошкольный возраст : о развитии ручной умелости// Дошкольное воспитание №8 2008.
9. Журнал «Дошкольное воспитание» 2007.
10. Журнал «Дошкольное воспитание» 2006.